ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 31

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА

 

Тема: Перерождение Скруджа как следствие осмысления своей жизни. Реальное и фантастическое в повести. Счастливый финал как особенность рождественского рассказа. Композиция произведения.

Первое правило бизнеса - поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой.

Ч. Диккенс

Цель: исследовать, какую роль играют фантастические элементы, чем они обусловлены и как связаны с жанровыми особенностями произведения; как обозначается название произведения на его содержании и форме; выяснить, чем отличается повесть от рассказа и какая роль отводится сказочного мотива перерождение героя; развивать устную речь, аналитическое мышление, исследовательские способности, совершенствовать культуру общения; воспитывать нравственное самосознание, интерес и уважение к литературному наследию и культуре других народов; уверенность в своих силах, в возможности быть успешным в учебе, быть полноценным участником совместной работы; толерантное отношение к другим.

Оборудование: портрет Ч. Диккенса, выставка иллюстраций к повести «Рождественская песня в прозе», литературоведческие словари, чистые «Партнерские листе», предназначенные для сотрудничества в парах/группах, словари иноязычных слов, хорошее настроение.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

 

1. Актуализация знаний. Повторение изученного.

Учитель озвучивает тему урока, предлагает ее записать и выразить свои идеи и предсказания относительно того, о чем пойдет речь на протяжении урока. Он объясняет, в чем будет заключаться цель урока. Идеи учащихся корректируются учительскими пояснениями и уточняются.

• Усматривается определенная преемственность между предыдущей темой урока и сегодняшней?

• В чем она заключается?

Работа с эпиграфом.

• Как смысл эпиграфа соотносится с темой урока?

• Они соответствуют друг другу противоречат?

• Как ученики думают, автор высказывает собственные убеждения или наблюдения над жизнью?

• Как слова эпиграфа можно связать с содержанием повести?

• Кому из героев они больше подходят?

• Какое христианское правило перефразировал Диккенс? (Не относись к другим так, как ты бы не хотел, чтобы относились к тебе).

• В чем разница?

 

2. Применение и развитие приобретенных знаний. Составление таблицы.

• Каких важных вопросов, которые помогают лучше понять художественный замысел Диккенса, мы коснулись в конце прошлого урока?

• Почему люди с таким уважением относятся к Рождества Христова и почему описанные в повести события приходятся на Рождественский праздник? (Рождественский праздник связан с чудом последующего воскрешения Христа, с милосердием., прощением и надеждой изменить жизнь к лучшему. С историей рождения и воскресения Христа связано много тайн, поэтому автору удалось естественно совместить в своем произведении реалистичные, життєподібні элементы с фантастическими).

Установить связь - перекличка между Рождественским праздником и повести Диккенса, заполнив следующую таблицу.

Рождественский праздник Повесть

Тайна рождения Христа; чудо воскресения; жертва Христа ради любви к другим;

надежду на изменение жизни к лучшему Атмосфера таинственности, появление духов;

странное перерождение Скруджа; гуманизм повести; вера Диккенса в добрую сущность человека, в возможность его перевоспитание

 

Эврика нюансов.

• Связи касающимся формы или содержания произведения? (Скорее содержания ).

• С чего начинается любое произведение? (Безусловно, из названия).

Название «Рождественская песнь в прозе» вписать в правую колонку.

• Что можно вписать в левую колонку согласно Рождественских праздников? (Наверное, веселье, радость празднования, песни и колядки, которые поют под Рождество).

• Определите, какую еще формальный признак песни текст. (Каждая часть вместо «главы» называется «строфой»).

• Вспомните, каким словом обозначается такая особенность литературного произведения, в связи с которой мы рассматриваем его строение. (Композиция).

• Из каких частей состоит «Рождественская песнь в прозе»? (Произведение состоит из отдельных глав, которые автор назвал «строфами» ).

Словарная работа.

Дополнение таблицы и определения значения слова «строфа» на с. 70 учебника.

Работа со словарем иностранных слов.

• Одно лексическое значение имеет слово «строфа»? (Кроме значения «поворот», это слово означает «изменение»).

• Какова соответствие между определенным явлением Рождественских праздников и содержанием повести? (Первое - «надежду изменить жизнь к лучшему», а второе - это изменения (перерождение), произошедшие с главным героем).

Добавить эти наблюдения в таблицу. Окончательный ее вид может быть таким:

Рождественский праздник Повесть

Тайна рождения Христа; чудо воскресения; жертва Христа ради любви к другим;

веселье, радость, празднование; песни и колядки;/p>

надежду изменить жизнь к лучшему Атмосфера таинственности, появление духов;

странное перерождение Скруджа; гуманизм повести; вера Диккенса в добрую сущность человека, в возможность его перевоспитания;

название «Рождественская песнь в прозе»; строфы («поворот, изменение» - перерождение Скруджа)

• Есть ли сходство в построении строф, из которых состоит повесть? В чем она проявляется? (Скрудж сутки спит, просыпается в полночь, ровно в час перед ним встает очередной гость - дух, после чего они осуществляют совместную поездку в направлении определенного времени - прошлого, настоящего, будущего).

• Почему свое произведение Диккенс назвал песней именно в прозе? (Это соответствует авторскому замыслу совместить в произведении изображение будничной реальности и фантастики. С другой стороны, это отражает сочетание в творчестве писателя реалистической наблюдательности и романтической веры в силу чуда и мечты, о чем шла речь во время изучения биографии писателя).

 

3. Эвристическая беседа на основе проблемно-тематических вопросов.

1. Что Скрудж увидел во время путешествия со вторым духом?

2. Как праздновала Рождество семья Крэтчит? Какие детали свидетельствуют о тяжелых условиях, в которых жила эта семья? Была ли эта семья счастливой? Если «да», то благодаря чему? Если «нет», то почему вы так считаете?

3. О чем главный герой узнал во время последнего путешествия? Как она повлияла на него?

4. Почему, по вашему мнению, третий призрак ничего не ответил на вопрос Скруджа о том, возможно ли еще изменить будущее?

5. Обещание дал этому духу герой? Процитируйте ее. Сдержал ли он свое слово?

6. Как духовное возрождение Скруджа связано с Рождественским праздником?

7. Что подвергается критике в произведении Диккенса? В чем заключается своеобразие діккенсівської критики?

8. Какие выводы вы сделали для себя, прочитав произведение Диккенса?

9. В чем заключается гуманизм повести «Рождественская песня в прозе»?

 

4. Проверка домашнего задания. Обмен опытом. Интеграция идей. Составление таблицы «Реалистичные и фантастические мотивы в повести». Проработка понятий по теории литературы.

Методический комментарий. На этом этапе ученики вновь работают в парах/группах. Они обращаются к результатам выполнения домашнего задания, обмениваются ими и разрабатывают совместный проект в форме таблицы. В дальнейшем этот проект (по принципу ротации ролей) должно защищаться теми участниками, что на предыдущем уроке только готовили своего партнера к выступлению.

На этом этапе цель работы заключается в том, чтобы каждый из учеников свой собственный задел сравнил с находками партнера, критически пересмотрел результаты и применять их в практике составления общей таблицы. Содержание этой таблицы, в свою очередь, имеет переглянутись и доповнитись способом сравнения с результатами работы других участников с участием учителя. При создании таблицы можно вспомнить Хронотопчика, о котором шла речь в 5-м классе.

Примерный вариант таблицы.

 

Реалистические и фантастические элементы в повести

Реалистичное / життєподібне Фантастическое

Пространство - Англия

Время - Рождество, 25 декабря

Цепь как реальная вещь; громкое

бряжчання цепи

Камин с огнем

Ящик с углем

Огнеупорный шкаф

Полиция

Челюсти, подвязанные платком Гасильник Перелицованные платья ИВНОшенная одежда Ботинки, что промокают Ссудная касса Костыли Железные лубки Котелок с пудингом Бокалы, кубочок без ушка Гусь, жареные каштаны, подлива с яблоками, тертая картошка, яблоки, апельсины Преобразования молотка у двери на мару Призрак Марли

Цепь как символ тяжких грехов и «прикованности», сосредоточенности на материальных ценностях Парения призраков Прохождение сквозь стену Незаметность для других во время фантастического путешествия «...город спускалось к ним и объяло их собой» Призрак, прикованный к несгораемого шкафа

Дух прошлого в виде деда и одновременно ребенка Общения с духами Путешествие во времени Воздушные крылья призрака Мгновенные перемещения в пространстве, словно во сне

Возможность увидеть тех, кого уже нет

Сказочное, романтическое перерождение убежденного жмикрута

Проработка понятий по теории литературы.

Определите, к чему относится сочетание реалистических и фантастических элементов:

• до литературного рода;

• к жанру;

• вида комического;

• до драматического произведения;

• к странствующего сюжета.

• Каким еще жанрам присуще сочетание реалистического и фантастического (Мифу, сказке).

• Которым определяют жанр «Рождественской песни в прозе»? (Как повесть. Но, наверное, эта повесть имеет своеобразные черты, отличающие ее от обычной повести. Своеобразие рождественской повести заключается в том, что в ней сочетаются картины реальной жизни с элементами сказочности, фантастики).

• Какие еще черты присущи рождественской повести? (Счастливая концовка).

Анализ мотива сказочного перерождение Скруджа.

• Если этот мотив произведения является жанровым признаком рождественской повести, то какую известную черту мировоззрения и характера автора этот мотив выражает? (Романтическую веру в силу чуда и мечты, веру в добрую сущность человека, в общем гуманизм писателя).

Графическое оформление выводов.

Традиционные для английской литературы особенности рождественской повести такие:

Сфера жанра Мотив волшебного перерождение Скруджа Мировоззрение автора

Признак рождественской повести Гуманизм, вера в добрую сущность человека

сочетание реальности и фантастики; счастливая концовка; гуманистическая направленность.

• Чем собственно отличается повесть от рассказа? (Для простоты выполнения этой задачи следует рекомендовать воспользоваться такими понятиями: объем произведения; количество событий (охвачен время); количество героев).

Сформулировать определение рассказы и повести так, чтобы отличить один жанр от другого. Рассказ - небольшое по объему произведение, в котором чаще всего изображено одно важное событие из жизни героя. Количество героев в рассказе ограничено. В повести изображен обычно определенный период из жизни главного героя, несколько важных событий, в которых участвуют несколько второстепенных персонажей, которые помогают автору шире раскрыть характер главного, а читателю - глубже его понять.

Опережающее обучение. Выяснить, к какому еще жанру приближен это произведение, несмотря на то, что эта повесть имеет поучительный смысл, который передается в інакомовній форме. (К жанру притчи).

 

5. Аргументированный устный сочинение - миниатюра.

Обсуждение в парах следующих вопросов, с использованием подготовленных дома цитат и примеров из текста.

• Что, по вашему мнению, изуродовало душу героя?

• В чем заключаются причины его деградации, упадка?

• Логично было бы утверждать, что причины деградации Скруджа заключаются в равнодушии к другим людям (ведь равнодушие к другим - это уже проявление деградации)?

Ориентировочные тезисы произведений:

1. Скрудж забыл о своем детстве.

2. Не интересовался жизнью близких.

3. За повседневной работой в конторе делец забыл о чувствительных к нему чужих людей.

4. В детстве он был лишен родительской опеки, и поэтому, возможно, стал жестоким.

5. Превратил свою жизнь на погоню за наживой.

6. Сосредоточился только на идее обогащения, на накоплении денег, только на тех вещах, что приносят пользу, только на материальном достатке, забыв про другие, духовные ценности, как забота о близких, доброжелательность, деятельное добро, сострадание к тем, кому трудно в жизни, радость общения, чувство единства с людьми, христианское милосердие, радость помощи обездоленным, понимание того, что «не единым хлебом насущным жив человек».

7. Скрудж потерял здоровое представление о цели жизни, понимание того, что человек не должен жить только ради заработка денег, а должен зарабатывать деньги ради того, чтобы жить, ибо это не жизнь, а какое-то животное существование, после которого ничего не остается, кроме неприбраної могилы и стертого надписи на ней.

 

6. Подведение итогов, объявление оценок за урок.

 

7. Домашнее задание.

1. Подготовиться к тематическому оцениванию.

2. Творческое задание. Написать сочинение на тему «Удивительная история рождественской монетки» (с сочетанием элементов реального и фантастического).

3. Дополнительное задание по желанию учащихся: составить план возможного исследования на тему «Христианские мотивы в повести Ч. Диккенса "Рождественская песня в прозе"».