ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

РОМАН - АНТИУТОПИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Войнович Владимир Николаевич (1932-2004)

 

Войнович Владимир Николаевич родился 26 сентября 1932 года в городе Душанбе в семье журналиста, которого в 1936 году был обвинен по делу за антисоветскую агитацию и пропаганду. В июне 1937 года следствие было завершено и дело передано в суд. Пять лет парень провел в тюрьме. О том, что отец сидел, от Владимира скрывали, но он догадался. Юноша узнал правду, когда ему исполнилось 23 года. Но родные были удивлены, что для него это не было новостью, поскольку он об этом знал раньше. И когда впоследствии перед отцом начали заискивать и приглашать снова к партии, тот ответил: «В вашу партию - никогда в жизни». Мать была очень способная, училась урывками. Когда мужа посадили, она работала по вечерам, имея на руках сына и мать. Окончила с отличием дневное отделение Ленінабадського университета. Преподавала математику в старших классах, а позакласно (и бесплатно) готовила учеников к поступлению в МГУ, ЛГУ, МИФИ и другие. Мать увлекалась чтением книг. Существовали мнения, что дедушка Владимира имел богатых предков, потому что был евреем. В 20-х годах чекисты, которые искали золото, очень сильно избили дедушку, через некоторое время он умер от болезни почек, которая осталась после этих событий.

К лету 1936 года Владимир с семьей жил в Душанбе. А потом до мая 1941 года - в Ходженте. В первом классе учился плохо, очень не любил уроки чистописания. Великую Отечественную войну встретил в Запорожье. Когда Советская Армия отступила, семья эвакуировалась на небольшой украинский хутор Северо-Восточный, который находился за семь километров от его хутора.

После школы родители против воли сына отдали его на учебу в ремесленное училище. Пришла повестка в армию, четыре года юноша нес бремя воинской службы.

С августа 1956 года приехал в Москву из Керчи, где после армии прожил год с родителями, закончил 10-й класс вечерней школы.

Еще в армии начал литературную деятельность как поэт. Стихов у него было всего 15. Один из них «Матери» был напечатан в журнале «Керченский рабочий» и стал маленькой сенсацией в кругах местной читательской публики. Владимир перечитал свои стихи и ему стало стыдно за себя.

Летом 1958 года он ждал автобус, чтобы поехать в редакцию журнал «Юность» и узнать свои стихи, которые ранее там оставил, но случайно услышал разговор о полковнике. «В то время я сочинял стихи. Проза не выходила. В прозе надо писать о реальной жизни. Но моя собственная жизнь казалось не интересным и не достойным изображения, поэтому первое повествование было о события, отдаленные от меня и моего жизненного опыта во времени и пространстве. Действие разворачивалось в прошлом веке в Гонолулу. Не дописав этот сюжет, я выбросил его, но мысли о прозе не оставлял. Мысли не выбрасывал, но сюжеты приходили в голову странные, нежизненные. И вдруг эта газировщиця и воображаемый ею полковник...».

Так возник замысел первого прозаического произведения «Вдова полковника». Владимир хотел вступить в литературное объединение «Семафор», но не удалось это сделать.

Устроился на работу в Бауманский ремонтно-строительный трест плотником. Жил вместе с первой женой в семейном общежитии.

В 1960 году работал в редакции сатиры и юмора ВсесоюВНОго радио. В это время писал разделами своего известного «Ивана Чонкина». Стал членом Союза писателей. Учился в педагогическом институте.

Написал такие произведения:»Хлеб наш насущный», «Земляки», «Наш человек в Стамбуле», «Простая труженица Херсона», «Рассказы о коммунистах», «Открытие», «Отечественная валюта» и др. В конце 70-х годов XX в. вступил в открытую конфронтацию с властью, активно публиковался в эмигрантских изданиях. И в 1974 году был исключен из Союза писателей. 24 февраля 1980 года (7 лет работы) изгнан отовсюду, полностью запрещен, круглосуточно окружен нарядами КГБ, с отключенным уже несколько лет телефону, он нигде не служил и не входил в одной советской организации.

«Если посмотреть в то время на Владимира Войновича со стороны, то надо признать, что с мягкой, покладистої, наивного человека, не умела, не любила и не желала ссориться, превратился в мнительного, агрессивно настроенную личность, которая всегда готова была к нападению».

«Мое терпение тоже кончилось, моя жизнь уже сейчас невыносимо, и если речь пойдет о том, чтобы я покинул СССР, я готов это сделать», - отвечал Войнович представителю райкома КПСС.

В середине марта 1980 года его напугали за якобы подслушанный кем-то разговор о том, что его хотят убить. То, что второе предложение было в форме угрозы, писателя никак не смущало. Он уже давно пришел к выводу, что имел дело с людьми, которые не понимали, что человек, которого довели до определенного состояния, перестает реагировать на угрозы, и тогда их применение становится бессмысленным. Он ответил: «Я согласен покинуть СССР после того, как будут выслушаны мои условия:

• я поеду, если мне не будут чинить никаких препятствий ("ответ был - нет проблем»);

• состав семьи («можешь взять кого захочешь»);

• библиотека, архивы («это твое имущество, оно должно быть с тобой»);

• моя квартира с подключенным телефоном должна быть передана до отъезда родителям моей жены («этого я не знаю», - ответил человек из органов);

• чтобы мне разрешили побыть до конца года.

Владимир хотел забрать детей от первого брака с собой, но жена не разрешила, тогда он предложил своему отцу поехать с ним, но тот тоже отказался. Решил поехать со второй женой.

Летом 1980 года Владимир Войнович уехал в Керчи попрощаться с родителями и сестрой Фаиной. В этом же году он эмигрировал в Германию. А в 1981 году после приказа Л. Брежнева, Генерального Секретаря КПСС, потерял советское гражданство. На самом деле никакого конфликта у Войновича с советским народом и властью не было. Конфликт у него был с теми людьми, которые своей деятельностью дискредитировали советскую власть и нагло отождествляли себя с ней.

После приказа писатель отправил Л. Брежневу такого письма. «Господин Брежнев, Вы мою деятельность оценили очень «высоко». Я не взрывал престижности Советского государства. У Советского государства, благодаря усилиям его руководителей и Вашему личному вкладу, никакого престижа нет. Поэтому по справедливости Вам следовало лишить гражданства самого себя. Я Вашего приказа не признаю и считаю его не более чем «филькиной грамотой». Юридически он противозаконный, а фактически я как был русским писателем и гражданином, так им и останусь до самой смерти и даже после нее. Будучи оптимистом, я не сомневаюсь, что вскоре все Ваши приказы, которые лишают нашу Родину ее культурного достояния, будет отменено.

Моего оптимизма однако не достаточно для веры в скорую ликвидацию бумажного дефицита. И моим читателям придется сдавать по 20 кг макулатуры. Ваших произведений для того, чтобы получить талон на 1 книгу про солдата Чонкина».

В июле 1981 года, когда было написано это письмо, содержание его воспринимался как абсолютная утопия. В лучшем случае - как остроумную шутку. Сейчас он стал реальностью. В результате таких рассуждений вышла книга, которую В. Войнович назвал «Антисоветский союз», куда вошли очерки и фельетоны.

В начале 1987 года в американском издании был напечатан роман «Москва 2042». Издательство организовало писателю поездку по городам Восточного побережья и вложило в одну рекламу 35 тысяч долларов. Он посещал разные города, выступал в престижных университетах: Колумбийском, Иєнському, Корнельском, Гарвардском и др.

Летом 1988 года Владимир Николаевич Войнович попал в больницу района Богенхаузен в Мюнхене с болезнью сердца. Его прооперировали, и состояние здоровья улучшилось. Находясь в Германии, он все время следил за тем, что печаталось на Родине. В 1995 году вернулся в Москву. Умер в 2004 году.

В конце 70-х годов в начале 80-х XX в. коммунистическое будущее начали осознавать как тупик, появилась насущная потребность понять сущность общественной системы, которая получила название социалистической, и ответить на вопрос, почему она вступила в конфликт с интересами человека. Перед написанием романа «Москва 2042» В. Войнович поставил себе цель исследовать принципы Советского государства, которая просуществовала несколько десятилетий, которая привела к трагедии народа, а также саму природу тоталитаризма.

Формовочным принципу произведения стал принцип художественного моделирования идеи коммунизма.

Главный герой романа - Виталий Никитович Карцев - писатель, который писал книгу о будущем своей страны, результат его творчества существовал на грани реальности. Игра представление помогла Карцеву отправиться из эмигрантской действительности к МОСКОРЕПу - первой в мире Московской Коммунистической Республики.

Реализация коммунистической утопии в романе оказалась прямо противоположной прекрасной мечты, что привело ее на уровень антиутопии.

Отличительная сила романа «Москва 2042» заключалась не только в том, что автор подал возможен негативный вариант коммунистической утопии, но и в том, что он показал абсурдный процесс реализации идеи коммунизма, раскрыл сущность советской тоталитарной системы, которая прикрывала насилие. Таким образом, с одной стороны, произведение был направлен в будущее, за которое писатель испытывал глубокую тревогу, а с другой, - основан на анализе исторического прошлого и современной действительности.

Пародийный характер антиутопии В. Войновича оказался на всех уровнях текста и определил движение конфликта. Пародия предоставила антиутопии историческую конкретность и способствовала широкому, обобщенному пониманию образов и ситуаций.

Писатель определил жанр произведения как роман - анекдот. Особая роль Владимира Войновича в развитии антиутопий определилась:

1. решением основных проблем предыдущей традиции и злободневных вопросов современности;

2. переносом акцентов художественного повествования с критического изображения утопических идеалов на описания катастрофических последствий их полного внедрения в жизнь;

3. предоставлением негативной утопии завершенного, канонического вида;

4. выразительностью тоталитарного характера идеально несовершенного общества;

5. своеобразием сюжета, который построен не как повествовательная последовательность событий, а как история возникновения, развития, становления и гибели личности в обществе;

6. наличием фантастического элемента, который сыграл вспомогательную, не сюжетотворчу (как в научной фантастике) роль.

Войнович раскрыл абсурдный процесс реализации идеи тоталитарной системы, которая прикрывала насилия мифом о грядущей победе коммунизма.

Особенности коммунистического режима. Построение реального коммунизма стала практически возможной в результате Великой Августовской коммунистической революции, подготовленной и осуществленной под руководством и при участии Генералиссимуса.

Коммунистическая республика была установлена в пределах одного города - Москвы, поэтому и называлась МОСКОРЕП (Московская коммунистическая республика).

Над выполнением программы построения коммунизма в одном отдельном городе работали не только москвичи, но и представители всего Советского Союза. С их помощью были построены новые сооружения, заготовлено все необходимое для нормального существования на целый год. Со всей страны свозились запасы питания и ширпотреба. Были приглашены иностранные специалисты, включая немецких колбасников, швейцарских сыроделов, французских модельеров. Задолго до объявления коммунизма на московские склады доставили запасы различных напитков, пиццы, гамбургеров, специально заказали майки с надписями: «i Love communism».

Одновременно принимались меры по ограждению Москвы от «гостей» с первого круга враждебности, особенно от жителей Калининской, Ярославской, Костромской и других областей, которые под предлогом осмотра музеев делали набеги на магазины. Кроме того, был создан качественный отбор людей. Примерно за месяц до наступления коммунизма из Москвы выселили асоциальные элементы, алкоголиков, хулиганов, тунеядцев, евреев, диссидентов, инвалидов и пенсионеров. Студентов отправили в отдаленные строительные отряды, а школьников - в пионерские лагеря.

В день провозглашения Коммунизма все магазины были переполнены раВНОобразными товарами. Дело было новое, и ошибок избежать не удалось. В первый день все рабочие не работали, а побежали в магазины и хватали то, что попадалось в руки.

Коммунистическая власть была вынуждена для установления порядка вызвать войско. В Москву ввели танки гвардейских дивизий и на три дня объявили военное положение.

Государственный строй в Москве 2042 года очень отличался от нынешней Москвы. Все общество поделили на людей двух типов: с общими потребностями и повышенными потребностями. Каждый рождался с общими потребностями, а затем, если он развивался, его потребности росли и учитывались. Люди первого типа жили за счет сдачи вторичного продукта, получая талоны, по которым они посещали столовой, публичные клубы и библиотеки. Всюду висели лозунги:

«Кто сдает продукт вторичный, тот снабжается отлично!»

«Кто сдает продукт вторичный - тот сексується отлично!»

«Кто сдает продукт вторичный - тот питается отлично!»

Человек с общими потребностями могла выжить благодаря сдаче вторичного продукта. Люди с повышенными потребностями были освобождены от сдачи такого продукта.

Все жители Москвы ходили наголо подстриженные, поскольку вынуждены были сдавать волосы как вторичный продукт. На то время возникла большая проблема с водой и газом. Поэтому вода очень ценилась: «Вода - источник жизни» «Вода - народная гордость», «Кто не хранит воду, тот враг народа».

По улицам ездили бронетранспортеры и паровики. Весь город был огражден забором и колючей проволокой, чтобы защититься от враждебных кругов. До первого круга входили республики, которые назывались синовими, до второго - социалистические страны, к третьему - враждебные капиталистические.

Людей с детства приучили доносить на родителей, воспитателей, друзей. Подрастая, человек доносила буквально на всех - на каждого, таким образом ее контролировали. Жителей МОСКОРЕПу называли комунянами. У всех были имена, которые давали им при рождении, а потом меняли их на те, которые получали во время «звєздєнія», то есть звездные имена, которые отражали направленность основной деятельности каждого комунянина.

Имя «Генералиссимус» возникло довольно естественно. Дело в том, что Генералиссимус был одновременно Генеральным секретарем партии, имел воинское звание Генералиссимус и, кроме того, отличался от других людей всесторонней гениальностью. Учитывая все эти звания, люди называли его «наш гениальный генеральный секретарь и генералиссимус», но, как известно, кроме прочих качеств, их главарь отличался еще и исключительной скромностью. И в конце концов появилось вот такое простое и естественное имя.

В МОСКОРЕПі существовал институт, где работали над созданием нового человека. Здесь выводили разные «сорта» людей (человека - ученого, человека - уборщика, человека - врача, человека - музыканта и др.). То есть каждый человек занималась только тем, чем она владела лучше всего.

Был изобретен эликсир жизни, употребляя который, человек никогда не старела, а оставалась вечно молодой.

В некоторых вопросах сделано крупные и значительные шаги вперед, но в вопросе хозяйства и питания - большой шаг назад.

Человек не имел никаких ни прав, ни свобод, что подтверждалось системой доносов.

Все средства массовой информации были направлены на прославление Генералиссимуса. В газетах печатали его портрет, краткий медицинский бюллетень о состоянии здоровья и это делалось каждый день. Затем шли приказы, которые подписывались им, телеграммы, Генералиссимус отправлял на адреса различных съездов, конференций, совещаний. В газетах указывали, что Генералиссимус - это всенародный вожак, он занимал одновременно пять высших должностей: Генерального секретаря ЦК КПГБ, Председателя Верховного Пятиугольника, Верховного Главнокомандующего, Председателя Комитета государственной безопасности и Патриарха Всея Руси. Сообщалось о все события, факты и ситуации, которые были связаны непосредственно с Генералиссимусом. Телевидение также каждый день начинало из отчета о состоянии его здоровья, об успехах, достижениях и т.д.

Средства массовой информации формировали общественное сознание всех граждан без исключения.

Партия была «марксистская» - официальная и «семитская» - неофициальная. Движение «сімітів» зародился еще при жизни Семь Сімича. Тогда это был еще не движение, а многочисленный разрозненный толпа сторонников. Позже возник маленький кружок школьников-старшеклассников, которые создали подпольную организацию, которая называлась «СЕМЬ». Когда их разоблачили, движение перестало существовать, но опять же начали создаваться кружки, сообщества, объединения, которые имели название «СЕМЬ», хотя толковали это слово по-раВНОму. Высылая Карнавалова за пределы страны, тогдашняя власть надеялась, что на этом движение и остановится, но ошиблась. Движение не только не исчез, но и достиг апофеоза, реально угрожая безопасности государства. «Сіміти» собирались в кружки, читали произведения главаря, изучали их, конспектировали, переписывали и распространяли. Для того чтобы с этим покончить, служба БЕЗОП была вынуждена приложить очень большие усилия и потом всех «сімітів» удалось разгромить, все произведения Карнавалова были отобраны и уничтожены. Именно после этого разгрома движение начал свою деятельность. И более того он имел такие формы, с которыми бороться уже было невозможно. Об этом свидетельствовали надписи СЕМЬ в секретных помещениях. Это слово начали использовать все уместно и неуместно: СІМптом, Симбиоз, СІМпатія, СІМафор, СІМантика, СІМдром...

«Сіміти» рассчитывали на установление в России самодержавной, или, как ее называли, сімодержавної монархии. Монархическая идея и в XX в. была жива и популярна. В их глазах можно было прочесть, что монархия будет установлена. Движение «сімітів» рос и грозил превратиться в стихийный. Так и случилось. К власти пришел монарх - Серафим Первый, царь и самодержец Всея Руси. Генералиссимуса было сброшено с должности, он ждал своей смерти.

Антиутопия имела прогнозируя характер: роман было направлено на реальность, которую необходимо изменить, указывалось, как следует проводить эти изменения. Войнович показал коммунистическую систему, крах которой смог предсказать еще в 1980 году. Автор изобразил подобное общество, чтобы раскрыть истинные противоречия жизни, освободиться от ложных мифов о светлом будущем, которое все пророчили.

Подтверждением этого стало освещение проблемы воды, нефти, газа.

Роман назревал, формировался и якобы возник из всей предыдущей творчества писателя. На основе публицистических статей характеризовалась непримиримая позиция автора по отношению к послевоенной действительности. В. Войнович открыто осудил свое неверие в построение идеального коммунистического режима. Стремясь обнажить реальность социального развития общества, которая была под влиянием иллюзий, он сатирически разоблачал тоталитарный менталитет и его императив, который способствовал формированию арабской психологии, для того чтобы предотвратить потерю смысла человеческого существования. Тема нарушения целостности человеческой личности в условиях тоталитаризма стала центральной в романе.

Используя прием гротеска, писатель изобразил все стороны жизни Единого Общества: общественные структуры, духовное, даже интимная жизнь его обитателей.

Заслуга В. Войновича заключалась в том, что он у самых истоков новой системы разгадал ее антигуманный характер. Правдивость реалистического мышления позволила ему иметь сомнения относительно возможности создания идеального общества и изобразить совсем другую систему, чем в трактатах Т. Мора и Т. Кампанеллы, Дж. Свифта и Г. Уэллса. Он был гораздо дальновиднее и более точным в своих віщуваннях, чем его предшественники. Утверждение в любой стране административно-бюрократической системы с культом личности господина, который стремился к утилитаризма и унификации человеческого сознания под влиянием страха, вело к деградации общества.

Роман В. Войновича «Москва 2042» отразил не только скепсис относительно перспектив развития общества, но и живое стремление к пробуждению человеческого самосознания, ответственности за свою судьбу и грядущее человечество.

В романе-антиутопии писатель сделал попытку изобразить человека в его общественных связях, которые раскрыли бы влияние социальных обстоятельств и смысла бытия, стремление к жизнеутверждающего пафоса даже при трагическом разрешении конфликта.

Своеобразие сюжета произведения заключалась в том, что он строился как история возникновения, развития, становления и гибели личности в обществе обезличенных граждан. В центре романа появился конфликт человека и тоталитарной системы, которая раскрыла трагическое положение личности, что находилась в плену идеологических иллюзий. Изображения мифа подано изнутри, через мысли и чувства личности, которая была зажата драматическим противоречием между социальным мифом и реальностью.

Пародия способствовала показа абсурдного мира, в котором личность обречена на несвободное и убогое существование.

Деградация - начало разрушения личности. Деградированная человек всегда была душевно холодная, имела каменное сердце, стремилась к обогащению, проявляла жестокость, эгоизм, скупость, безразличие к окружающему миру.

В романе В. Войновича будущие люди почти полностью потеряли все свои хорошие качества. Они были бездуховними, забыли про такие чувства, как любовь, человечность, уважение, признательность, заботу. Каждый жил ради себя. В республике не было ни больных, ни детей, поскольку их выслали в другие круги. Хотя сделана попытка изобрести эликсир жизни и долголетия, люди не избежали старости, быстро старели и умирали. Новые люди были ограничены в своем мировоззрении, ничего не знали об истории общества. Однако нельзя построить новое общество без знания его истории. Такие люди полностью равнодушны к окружающей среде, к событиям, которые происходили в мире. Государством должны управлять здоровые физически и морально политические деятели. На же главе республики стоял человек, который уже полностью деградировала, то есть подошла к черте ретрограду. Генералиссимус в произведении показан как пример невозможного в мире.

Одним из законов москорепівців был такой: «Каждый, кто хочет жениться, должен иметь высокие достижения в любой области науки, должен быть отмечен П'ятикутником». Только при таких условиях власть давала разрешение на бракосочетание.

Писатель предчувствовал, что крах коммунистической системы неизбежен, но доказать этого не смог. Он предоставил возможность людям увидеть это собственными глазами, ощутить ее последствия. Деградация личности в условиях тоталитарной системы все уничтожала на своем пути. Каждое общество могла постигнуть судьба МОСКОРЕПу.

В.Войнович не делал никакой попытки определить главные объекты в том жизненном материале, который был отправной точкой сатирического и юмористического осмысления действительности. Именно выбор объекта висміяння в связи с мировосприятием художника - это не только критерий для определения степени смеха, но в значительной степени и вопрос метода, который достаточно четко проступал даже при беглом взгляде на взаимоотношения реализма с действительностью.

Все герои антиутопии гибли как личности. Но перед этим они переживали процесс душевного просветления, им открывался новый смысл существования.

Главная сюжетная линия - неприятие отдельным лицом установленной социальной организации общества, основанной на идентичности, упорстве и борьбе с системой унификации, но в конце концов - слом: человек отказывалась от себя, переставала быть личностью.

Героям романа всегда предоставлялся шанс изменить свою жизнь. Но, не имея возможности вырваться из тенет общей системы, они капитулировали, теряли свою идентичность, отказывались от собственного «я» в пользу общих интересов и вливались в общий ритма миллионов подобных.

Уже более ста лет человечество находилось в непрерывном поиске антиутопии, зато подвергалось грандиоВНОй катастрофы, переживало метафизические разочарование. Сомнительное «царство Божье», имя которому «коммунизм», оказалось призрачным.

Сочетание фантастического и реального составило характерную особенность творческих принципов российского романиста, который использовал традиционные приемы достижения фантастического правдоподобия путем детализации материального мира. Путешественник В. Войновича совершил свое путешествие на машине времени. Он сел в обычный самолет и полетел, а когда полет закончился, то оказался в Москве 2042 года.

В »Москве 2042» В. Войновича писателя Карцева был заброшен в мир, который относил его несказанно далеко. Казалось бы, произвола писателя покорены все. В мире, где он оказался, властвовали законы жизни, а не законы литературной традиции. За такое длительное время все, чем хотел воспользоваться Карцев, стало непригодным. Пробыв там, он совсем не приблизился к осуществлению своего замысла.

Итак, модель будущего, заложена утопистами и антиутопістами, имела определяющие проблемные дефиниции и соответствующие персонажные стереотипы, которые на уровне индивидуально-авторской регуляции нашли широкое воплощение в романе В. Войновича.