РОМАН - АНТИУТОПИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Роман-предупреждение. Войновича «Москва 2042»
Термин «роман-предупреждение» представлял собой понятие шире и объемнее по смыслу, чем «антиутопия», которой его часто противопоставляли или с которой подчас отождествляли. Эти два понятия отличались друг от друга своей природой, углом зрения. Понятие «антиутопия» было связано с жанровой форме произведения, тогда как роман - "предупреждение» - с его внутренним смыслом.
Особенность «романа - предупреждения» как жанровой раВНОвидности заключалась в том, что он включал в себя произведения, которые имели разную, не только анти - утопическую форму, но полностью подчинялись общей цели, которым было свойственно социальное предупреждение. В них писатели показали социальную несостоятельность капитализма, розвінчили его претензии на роль лучшего общественного устройства в настоящем и будущем, призывали людей к бдительности, предупредили человечество об опасности, которой было наполнено развитие науки и техники.
Подобно утопістам прошлого, авторы романов - предупреждений, что были написаны в форме антиутопий, исследовали социальные проблемы во всю ширину и во всем их объеме - от строения общественного быта, от собственности до любви».
Таким образом, если утопия предполагала наличие или активные поиски общественного идеала, а антиутопия развенчивала те или иные социальные установки, которые существовали в реальности или в теории, то демократическом за своим характером романа - «предупреждению», который отталкивался при помощи условности или фантастического предположения от современной капиталистической действительности и часто максимально к нему приближенных, свойственно было более конкретное выражение своих художественных задач и целей. На первом плане «предупреждение» стояло стремление автора сделать свой вклад в борьбу против опасностей, которые угрожали гибелью или регрессом всему человечеству, предупреждая и предостерегая его от них.
Современный роман - «предупреждение», который генетически восходил к классической утопии и тесно был связан как с научно-фантастической, так и с реалистичной литературой, представлял собой сравнительно молодое, но очень интересное, многообраВНОе, динамичное художественное явление, которое постоянно развивалось. Идейно-эстетическое своеобразие романа - «предупреждение» постепенно складывалась как результат взаимодействия многих весьма раВНОродных факторов. Она была определена особенностями послевоенного социально-исторического, политического развития стран капитализма в целом, спецификой идеологического климата, широким распространением на Западе эсхатологических пророчеств буржуаВНОй футурологии, влиянием жизнеспособных, лучших традиций французской и мировой социальной фантастической литературы и др. Поэтому процесс становления романа - «предупреждение» и следующая его эволюция отличались сложным, а иногда и протирічним характером. Вместе с тем идейные различия, ріВНОтипність художественного мышления, различия в творческом подходе писателей к теме, которую выбрали, индивидуальные наклонности и страсти, которые выражали в поисках оригинальных романной формы, не смогли зачеркнуть того общего, что объединило роман - «предупреждение» в единое целое. Такими объединяющими составляющими стали его антикапіталістична и социально-критическая направленность.
Одной из особенностей романа «предупреждение», которая представляла собой завуалированный отклик на современность и ее своеобразную оценку, стало использование фантастического предположения, что было свойственно утопической литературе. Такое предположение стало особым способом организации художественного материала, которое создало условия для проведения писателем оригинального эксперимента по художественному прогнозированию будущего. Оно обернулось на средство обострения проблем, которые волновали писателя. С помощью него прозаики конструировали обстоятельства и ситуации, которые были необходимы им для наглядного раскрытия противоречий капиталистического общества, пороков его развития, которые с особой очевидностью и остротой проявились в XX ст. При этом научно-фантастическое предположение сыграло роль своеобраВНОго магического кристалла, который преломив через себя современную действительность и предоставил возможность увидеть ее по-новому и оценить первый импульс развития действия, служил своеобразным двигателем, свою внутреннюю логику сюжета и в конечном счете перерос в специфическое средство донесения внутреннего содержания произведения.
Принцип применения в романе - «предупреждении» художественного моделирования был издавна присущ «интеллектуальной», «концептуальной» литературе, поэтому довольно естественно, что роман - «предупреждение», являясь органичной ее частью, также широко им пользовался. Интеллектуальная специфика выразилась в более рациональном подходе к структуре произведения, наложила свой отпечаток на его образную систему. Поскольку содержанием и объектом изображения современного романа - «предупреждение» стала именно логика общественных ситуаций и развитие социальных процессов общечеловеческого масштаба, то и художественные образы, их роль и значение в произведении приобрели иной характер и звучание по сравнению с традиционными художественными образами реалистической литературы. Высокая степень рациональности романа - «предупреждение», которая отразилась в факте появления в нем персонифицированных характеров, требовала воплощения тенденции социального развития и жизненной философии.
Главным героем романа - «предупреждение», что находился в центре внимания и рассказы, а иногда выступал от собственного лица, часто был интеллигент. Герой такого произведения размышлял над «вечными» вопросами, над проблемами, которые поставила перед нами современность: «потребление», уничтожение личности человека в буржуаВНОм обществе, социальной несправедливости, порочности эксплуататорской системы капитализма и т.д. Но самым важным и актуальным был вопрос об опасности атомной войны, потому что «война стала и стоит по сей день - перед творческим сознанием многих известных писателей - не просто как предмет изображения, но и как проблема, острая и страждальницька, от которой никуда не сбежать».
В романах - «предупреждениях» не просто предусматривались различные варианты будущего, но и создавались аллегорические картины действительности, поднимались вопросы о том, что именно в природе современного буржуаВНОго общества стало препятствием его прогрессивному развитию, что сделало его принципиально неприемлемым для человечества завтрашнего дня. В дальнейшем же и само действие произведения, и его основные образы придерживались реалистических законов развития, ибо «последовательно проведенный принцип мысленного эксперимента, который был основан на взаимодействии причиненных искусственных условий с действительностью, предусматривал розгадливість объективным критериям и логике действительности. Чем дальше роман - «предупреждение» отрывался от реальности в сторону условности и фантастики, тем более абстрактными, персонифицированными делались его образы и схематичнішими - события».
Все эти обстоятельства привели к тому, что в них нашли свое воплощение некоторые из тенденций загальнолітературного развития XX вв. В частности, в романе - «предупреждении» было заметным стремление к постановке и решению философской проблемы. Авторы размышляли над тем, куда шло человечество, что дал и отнял у него научно-технический прогресс, какими опасностями он полон не только в социальном, но и в духовном плане, как изменилась жизнь человека и как это отразилось на ее мировосприятии и самопознании. Писатели не только предупредили человечество об опасности, которая нависла над ним, но и призывали к активной борьбы, протеста против нее, выразили веру в то, что гуманность и здравый смысл помогут одержать победу.
Современные романы - «предупреждения» были, как правило, сугубо политическими, даже если их авторы сознательно не ставили перед собой подобной цели. Мера взаимопроникновения художественного и политического сознания в них была достаточно высокой, потому что, не смотря на свою внешнюю условность и фантастичность, они тесно переплетались с действительностью, с общественными процессами широкого масштаба, с событиями, которые имели большое значение для всего человечества, и их гипотетическими последствиями могли обернуться неліченими бедами в будущем.
Произведениям такого плана свойственный сатирический колорит.
Истинной (не только по форме, но и по содержанию) антиутопии как жанровом раВНОвидности присущи глубокие разочарования в условиях этических устремлений прошлого, отречение от социального идеала наряду с искажением идеалов своего идейного противника, утверждения в сознании человека мысли об обреченности любой борьбы и бесперспективности научно-технического развития; признание невозможности общественного прогресса, страх перед революцией, а в конечном результате безысходный пессимизм, хотя и не без определенной доли критики, правда, аналогичной по своей сути.
В то же время характер и содержание романа - «предупреждение», в который входили и произведения по своим формальным свойствам близки к антиутопий или, которые имели форму антиутопии, определялись тем, что в нем во имя защиты человека и ее гуманистических идеалов открыто осуждались негативные тенденции буржуаВНОго общественного развития, подвергалась острой критике вся система капитализма, разоблачалась его антинародная, реакционная сущность, безоговорочно отрицалась любая его положительная роль в дальнейшем постепенном движении человечества. Вместе с тем картины возможного мрачного будущего, которые были описаны в романе «предупреждении», совсем не протирічили гуманистическим взглядам их авторов, ибо, как метко отметил Т. Бондарев, оптимизм и трагизм художника - это внешняя и внутренняя сторона медали, диалектическое единство, в котором она не исключает другого».
Одной из главных задач романа - «предупреждение» стал художественный образный анализ социальной действительности и опасных тенденций ее развития в перспективе, в динамике с целью выявления ее исторической продовжності и прогнозирование вероятных направлений эволюции.
Специфической чертой романа - «предупреждение» стала поліжанровість как новый тип художественной условности, что предоставило возможность неповторимо художественно изображать достаточно серьезный жизненный материал, позволило в доступной и интересной форме донести до читателя всю сложность волнующих писателя проблем современности. Каждую из специфических черт романа - «предупреждение» отдельно можно было заметить и в произведениях других жанров современной литературы. Однако все вместе они были объединены в романе - «предупреждении», чем и определяли его художественное своеобразие.
Указанный жанр рассматривал самый молодой жанр социальной фантастики, который поднимал целый ряд важных актуальных политических, социально-экономических и морально-эстетических проблем.
Проблемы будущего стали предметом острой идеологической борьбы. Это было обусловлено тем, что она тесно и непосредственно была связана с достижением смысла и целей исторического развития, кристаллизацией социального идеала, определению характера передовых обществ, отношений и понимания места и роли, которые отведены человеку в жизни общества.
Убедительно показывая историческую несостоятельность капитализма и бесперспективность развития общества, роман - «предупреждение» призвал по-новому взглянуть на проблемы сегодняшнего дня, распознать в них ростки возможных катастроф с тем, чтобы уже сейчас начать борьбу против них. Он поднимал важнейшие социально-политические вопросы современности, принимал активное участие в идеологической борьбе на стороне сил мира, демократии и прогресса.
С уверенностью можно констатировать, что роман - «предупреждение» нашел свое место и «самоопределился», влившись в широкий поток передовой мировой литературы.