ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ж.-Ж. РУССО И П. БОМАРШЕ

4. Маркиз де Сад. - французский писатель, философ, политический деятель

 

Память о маркиза де Сада была погребена под тяжестью многочисленных домыслов и легенд; его дневниковые записи утеряны, рукописи сожжены Именно его фамилия сочеталось со словами «садизм», «садистский».

В ответ на замалчивание его имени поклонники объявили де Сада пророком - предшественником Ф. Ницше и С. Фрейда.

Имя писателя стало нарицательным благодаря так называемому «садизма», разрушительной теории, что позволяет во всем руководствоваться инстинктами, получать наслаждение от вида страданий других, совершать преступления ради собственного удовольствия. Вот почему произведения де Сада были выведены за пределы литературного процесса, а имя его подверглось забвению. В 1834 году Жюль Жане в «Revue de Paris» впервые после смерти писателя опубликовал о нем такие строки: «Это имя известно всем, но никто не осмеливается произнести его, рука дрожит, выводя его на бумаге, а звук его отдается в ушах мрачным колоколом».

Однако, характеристики, даются де Сада и большинства его романов, вполне обоснованные. Не стоит сводить его творчество только к описаний сексуальных извращений, а из случаев неуместной поведения писателя делать вывод о весь его моральный облик. Де Сад - сын своего времени, наблюдатель и участник Великой Французской революции, свидетель противоречивых послереволюционных событий. Он провел в тюрьме почти половину своей жизни. Его творчество - отражение кризиса, которая случилась с человечеством на одном из поворотных этапов истории, и если формы этого отражения созданные мрачной фантазией писателя, то идейно-тематические истоки неотрывны от литературных, философских и политических взглядов эпохи.

Процесс реабилитации писателя, который начался в 80-годах XIX века, продолжается и до нашего времени и еще далек от завершения. Героев де Сада, что совершали насилие и находили удовольствие в сексуальных извращениях, очень часто отождествляли с автором, однако его биография, полна любовных приключений, была достаточно типичной для XVIII века.

Изящный эротизм был тогда своеобраВНОй модой в определенных кругах дворянства. Осуждая эротические страсти аристократов, философы - просветители подвергались общему увлечению. Примером тому был достаточно фривольный роман Дени Дидро «Нескромные сокровища», имел мало общего с возвышенными идеалами Просвещения. Мировоззрение аристократии, которая превратила жизнь в сплошную погоню за наслаждениями, косвенно отражал кризис устройства, что пал и был погребен под обломками Бастилии 14 июля 1789 года.

Революционная трагедия не могла пройти мимо тех, кто пережил ее. Де Сад был одним из немногих писателей, которые принимали непосредственное участие в деятельности революционных институтов. Он наблюдал за «революционными механизмами» изнутри. Ряд современных французских исследователей творчества де Сада считали, что в его романах в мрачной гротескной форме нашел свое фантасмагорическое отображения период террора.

Де Сад родился 2 июня 1740 года в отеле Конде в Париже. Его семья со стороны отца принадлежала к старинному провансальского дворянского рода. По линии матери он имел родстве с младшей ветвью королевского дома Бурбонов. В романе «Алина и Валькур», герой которого наделен некоторыми автобиографическими чертами, де Сад приводит своеобразный автопортрет: «Связанный материнскими узами со всем, что есть великого в королевстве, получив от отца все то изысканное, что может дать провинция Лангедок, увидев свет в Париже среди роскоши и изобилия, я, едва обретя способностью размышлять, пришел к выводу, что природа и фортуна объединились лишь для того, чтобы осыпать меня своими дарами».

До четырех лет будущий писатель воспитывался в Париже вместе с малолетним принцем Луи-Жозефом де Бурбоном, затем был отправлен в замок Соман и отдан на воспитание своему дяде, аббату д'Ебрей. Аббат принадлежал к образованным кругам общества, вел переписку с самим Вольтером, составил «Жизнеописание Франческо Петрарки». В течение 1750 - 1754 годов де Сад учился в колледже иезуитов Людовика Великого, после окончания которого был направлен в офицерскую школу. В возрасте 17 лет молодой кавалерийский офицер принимал участие в последних боевых действиях Семилетней войны. В 1763 году в чине капитана он вышел в отставку и женился на дочери управляющего налоговым судом Парижа Рене-Пелажи де Монтрей. Брак этот был заключен на основе взаимовыгодных расчетов родителей обеих семей. Де Сад не любил жену, ему нравилась ее младшая сестра Луиза. Однако, роман их был отложен на несколько лет: когда, спасаясь от судебного преследования, где Сад в 1772 году уехал в Италию, Луиза, став любовницей маркиза, поехала за ним следом.

Впервые де Сад оказался в тюрьме по обвинению в богохульстве. В 1764 году первенца не вернуло маркиза в семью, он продолжал вести свободную и бурную жизнь. С именем де Сада связывали раВНОобразные скандалы, унижали общественную мораль. Так, например, известно, что в 1768 году, на Пасху, Сад хитростью заманил к своему дому в Аркейє девушку по имени Роз Келлер и жестоко избил ее. Девушке удалось сбежать, она подала на маркиза иск в суд. По указанию короля де Сада посадили в замке Сомюр, а потом перевели в башни Пьер-Енсіз в Лионе.

Через полгода де Сад вышел на свободу, но путь в Париж для него был закрыт. Ему было приказано жить в собственном замке Ла Кост на юге Франции. Маркиз сделал попытку вернуться в армию, однако служба его не удовлетворяла, и он продал офицерский патент. В 1772 году против маркиза было возбуждено так называемое «Марсельскую дело». Он и его слуга были обвинены в том, что в одном из публичных домов Марселя заставили девушек осуществить богохульные развратные действия, а затем напоили их наркотическими веществами, что якобы привело к смерти нескольких из них.

Доказательств у обвинения было еще меньше, чем в предыдущем деле, не было и жертв отравления, однако парламент города Экс заочно приговорил маркиза и слугу к смертной казни.

Спасаясь от судебного преследования, где Сад вместе с сестрой своей жены сбежал в Италию, чем вызвал раздражение жены. Она обвинила мужа в измене и добилась у короля Сардинии разрешения на его арест. Маркиза было арестовано и отправлено в замке Милан. По его собственным словам, именно здесь началась жизнь «профессионального» узника. Через год он бежал из крепости и скрылся в замке Ла Кост, где в течение пяти лет продолжал жить, как ему нравилось, вызывая негодование соседей.

Де Сад совершил путешествие по Италии, посетил Рим, Флоренцию, Неаполь. Несмотря на запрет, он часто приезжал в Париж. Однако обвинение в убийстве продолжало сопровождать его. Когда же наконец был снят, де Сад снова попал в тюрьму, на этот раз на основании королевского приказа о заключении в тюрьму без суда и следствия, полученного от его жены. Такие приказы неоднократно издавались родными аристократов, чтобы избежать процесса, что опозорит имя семьи. 14 января 1779 года, когда маркиз очередной раз приехал в Париж, он был арестован и отправлен в Венсенского замка. В 1784 году его перевели в Бастилию, в камеру на втором этаже башни Свободы, где условия были намного хуже, чем в Венсенском замке. 2 июля, когда где Садовые неожиданно было отказано даже в прогулке, он стал кричать из окна, что в этой тюрьме убивают заключенных, и, возможно, этим внес свою часть в будущее разрушение крепости. С июля скандального заключенного по требованию коменданта переводят до Шарантона, который в то время одновременно был и тюрьмой и убежищем для сумасшедших.

В Бастилии маркиз много читал, там были написаны его первые книги: атеистический «Диалог между священником и умирающим» (1782), программное сочинение «120 дней Содома» (1785), где были изложены главные постулаты садизма, роман в письмах «Алина и Валькур» (1786-1788). В 1787 году де Сад написал поэму «Истина». Здесь же, в Бастилии, всего за две недели, было написано еще одно произведение - «Жюстина, или Несчастья добродетели» (1787). По замыслу автора он должен был выйти в составе будущей сборника «Новеллы и фабио XVIII века».

Однако судьба романа сложилась иначе. Опубликован в 1791 году во второй, значительно дополненной редакции, роман, увеличился почти в 5 раз, вышел в 1797 году уже под названием «Новая Жюстина, или Несчастья добродетели».

В апреле 1790 года Национальное собрание издало декрет об отмене королевских приказов, и де Сада освободили. На это время маркиза юридически оформила разрыв с мужем, и де Сад практически остался без средств для существования. Имя его по случайности было занесено в список эмигрантов, что лишило де Сада возможности воспользоваться частью семейного имения, что еще осталась. Он устроился суфлером до версальского театра, где получал два су в день, которых едва хватало на кусок хлеба. В это время он познакомился с Констанс Кене - его верной спутницей до конца жизни. Писатель постепенно возвращался к литературному труду, пытаясь заглушить горечь утраты: во время перевода из Бастилии до Шарантона был утрачен рукопись «120 дней Содома». Восстановить потерянный роман де Сад пытался в «Жюльєтті, или Благочинностях порока». По счастливой случайности сверток с черновиком романа все же сохранился. В 1900 году он был найден немецким психиатром, врачом Евгением Дерном, который и опубликовал его в 1904 году, дополнив собственным комментарием медицинского характера. Однако, действительно научное издание, подготовленное известным французским исследователем творчества де Сада Морисом Эйном, увидело свет только в начале тридцатых годов XX века.

«Я обожаю короля, но ненавижу злоупотребления старого порядка», - писал маркиз де Сад. Гражданин Сад принял активное участие в революционных событиях. Не будучи среди первых рядов творцов революции, он все же больше года занимал значительные общественные должности. В 1792 году служил в рядах национальной гвардии, лично инспектировал парижские больницы.

Насмешки над благотворительностью, отвержение религии, существования Бога или какой-либо другой сверхъестественной организующей силы были характерны для мировоззрения де Сада.

В декабре 1793 года де Сада арестовали «по обвинению за умеренность» и поместили в тюрьму Мадлонет. Потом перевели из одной парижской тюрьмы в другую, и летом 1794 года он стал узником монастыря Пікпюс, превращенного революцией на место содержания государственных врагов. Неподалеку от монастыря, у заставы дю Трон, была расположена гильотина, и тела казненных свозили и хоронили в монастырском саду. Через год после освобождения де Сад так описывал свои впечатления от тюрем революции: «Мой арест именем народа, неумолимо нависшая надо мной тень гильотины прикрыли мне больше зла, чем все бастилии, вместе взятые».

Приговоренного к смертной казни, его должны были гільйотинувати вместе с двумя десятками других заключенных 26 июля. Счастливый случай спас де Сада: через неопределенность, которая царила в переполненных тюрьмах, его просто потеряли. После 26 июля действие правительственного приказа была прекращена, и в октябре 1794 года, при содействии депутата Ровера, де Сада был уволен.

В течение 1795 - 1800 лет на территории Франции и Голландии вышли основные книги маркиза: роман «Алина и Валькур, или Философский роман» (1795), диалог «Философия в будуаре» (1795), «Новая Жюстина, или Несчастья добродетели», сборник новелл «Преступления любви, или Бред страстей» (1800).

В 1801 году де Сад как автор «аморальных произведений» был заключен в Сан-Пелажи. В 1803 году он был признан душевнобольным и переведен в психиатрическую клинику в пригороде Парижа Шарантоне. Там де Сад провел последние годы жизни и умер 2 декабря 1814 года в возрасте 75 лет. В завещании он просил не подвергать свое тело опытам и похоронить его на территории поместья в Мальмезоні на окраине леса. Было выполнено лишь первое пожелание писателя - местом его захоронения стало кладбище в Шарантоне. По просьбе родных могила осталась безымянной.

За годы, проведенные в Шарантоне, где Садом был создан ряд исторических произведений, опубликованных в основном уже после смерти: «Маркиза де Ганж» (в традициях готического романа), сентиментальная история под названием «Аделаида Брауншвейгская», исторический роман «Изабелла Баварская, королева Франции». Там же, при содействии директора клиники Кульм'є, маркиз имел возможность реализовать свою юношескую мечту. На спектакли, поставленные де Садом, роли в которых исполняли пациенты клиники, приезжал весь парижский свет. Эта часть литературного наследия де Сада еще ждет своих исследователей.

Творчество маркиза де Сада находилась в сложном соотношении со всем комплексом идей, настроений и художественных течений XVIII века. Эпоха Просвещения дала миру не только безграничную веру в мудрость ума, но и безграничный скептицизм, не только концепцию естественного человека, не испорченного обществом, но и философию, в рамки которой свободно укладывалось право сильного управлять слабее себя. У де Сада описание извращений и преступлений стал своеобразным художественным приемом познания действительности.

За долгую жизнь писатель создал 12 романов, 20 пьес, 60 новелл. Большинство сцен, описанных де Садом, отражали реальные черты французского аристократического общества накануне революции. Любимым жанром Сада была пародия, ведь он не пытался создать новый мир, ему достаточно было высмеять тот, который ему навязали.

Вывод. В творчестве маркиза де Сада отражена специфическая концепция «естественного человека» - одной из центральных в эстетике просветителей. «Естественный человек» маркиза де Сада видела смысл своего существования в поиске неограниченных наслаждений и утверждает новую абсолютную свободу, свободную от каких-либо этических и моральных принципов.

Французский писатель нарушил целый ряд проблем, которые оказались вне поля зрения его современников, в частности, проблему психологических механизмов, которые вызывают желание в индивиде властвовать над другими людьми и над миром вообще, в том числе и через различные формы тоталитаризма и деспотии.

Литература дала где Садовые возможность высвободить и утвердить свои мечты. Его литературная деятельность стала актом демонизма, отразив преступные, агрессивные фантазии и сделав их публичным достоянием. Он писал: «Всеобщие моральные принципы - не более, чем досужие фантазии», а с другой стороны, он сохранял веру в универсальность логики.