ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XIX - начале XX вв.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема:

Правдивость изображения местного колорита и настоящего испанского характера в новелле П. Мериме «Кармен»

 

ПЛАН

- П. Мериме - основатель реалистической новеллы во французской литературе XIX в.

- Своеобразие композиции новеллы «Кармен».

- Характеристика Кармен и Хосе.

- Сочетание черт новеллы и романа.

- Образ Кармен в мировом искусстве.

 

Задания для подготовительного периода

- Повторите особенности жанра новеллы.

- Проследите, как автор для решения темы использует специфику жанра новеллы (остро драматический сюжет, «перевернутую» ситуацию, динамику в развитии действия, особую роль финала), как через портрет, речевую характеристику, детали быта, поступки и решения героев уточняет характеры героев.

- Составьте ЛС, ребусы, кроссворды, стихи, тесты, чайнворди.

- Запишите и прочитайте стихотворение Готье «Кармен».

 

Литература

- История французской литературы. - М., 1956, - Т. 2.

- Нусинов И. Избранные работы. - М., 1959. - С. 367-407.

- Кімова Л. Образ сильной личности в новеллистике Проспера Мериме. 10 кл. // Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2001. - № 6. - С. 19-21.

- Ревнивцева Есть. Галерея психологических портретов в новелле П.мериме. // Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2005. - №6. - С. 20-21.

- Порицкий Л. Любящее сердце. Жизнь Проспера Мериме. 7 кл. // Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2005. - № 6. - С. 18-19.

 

Инструктивно-методические материалы

По сюжету новеллы П. Мериме - это яркие повествования, в которых изображены сильные характеры, «целеустремленных людей». Среди них были новеллы, что обрисовали современную Францию, но в основном действие происходило в экзотических странах (Корсика, Испания, Алжир, Литва). Использовал автор и красочные старинные легенды или мистические истории. Итак, новеллы Мериме на первый взгляд - романтические. Однако писатель взорвал этот романтизм сдержанным, точным, ироничным и даже сухим стилем повествования. Еще один любимый прием Мериме - введение рассказчика, который был своеобразным «Я» новеллиста. Объективная и несколько ироничный рассказ рассказчика была вместе с тем комментарием, который поставил под сомнение вероятность необычных событий.

Одной из самых популярных новелл Проспера Мериме была «Кармен» (1845 г.), но замысел ее возник гораздо раньше - еще во время путешествия Проспера Мериме в Испании в 1830 году. Там он встретил прототип женского образа - цыганку Карменсіту. Прежде чем приступить к написанию произведения, писатель проделал огромную исследовательскую работу, изучив научные труды об истории цыган, их язык, чтобы обеспечить правдивость того «местного колорита» и настоящего испанского характера, что изображено в новелле.

Людей сильных, необычных, ярких, страстных, таких, которые далеко не всегда соответствовали общепринятому пониманию норм, Мериме находил и среди женщин. Мотив жестокого очарования получил свое дальнейшее развитие в новелле «Кармен». По жанру - это реалистичная психологическая новелла.

Сюжет. Путешественник - француз, специалист по древней истории встретил бывшего солдата, а теперь разбойника Хосе Мариго, который рассказал ему о своей страсти и ревности к цыганке Кармен. Хосе, который был тогда ефрейтором и надеялся стать офицером, впервые увидел красивую цыганку среди работниц табачной фабрики и был очарован ее вульгарной, бесстыдной и одновременно демонической красотой. В следующем эпизоде Хосе вынужден сопровождать Кармен в тюрьму, потому что она во время драки різонула ножом крест-накрест лица их работницы. Героиня, воспользовавшись с того, что Хосе влюбился в нее, сбежала из-под стражи. Зато в тюрьме уже попал Хосе. Его понизили в звании до простого солдата. Цыганка и дальше преследовала его, как зла судьба. Он шел за ней, как послушный ребенок, и стал рабом страсти. Кармен играла бедным мужем, а тот страдал от ревности. Она стала причиной драки между Хосе и поручиком полка, а это означало, что его военная карьера окончательно испорчена. Он стал контрабандистом, но это не было залогом верности Кармен в любви к нему. Она непрерывно давала основания для ревности Хосе, который все больше пылал страстью. Все завершилось трагически. У Кармен появился новый любовник Лукас. Не имея больше возможности сдерживать свой гнев, досаду и боль, убил ее ножом и отдал себя в руки правосудия.

Тема новеллы - изображение жизненной судьбы цыган и людей контрабандистов.

Идея новеллы - осуждение некоторых отрицательных черт цыганского народа, восхваления изобретательности, смелости и умения выстоять в трудных обстоятельствах.

Проблематика:

любовь;

материального блага и его воздействия на человека;

мести;

общительности;

измены;

чести и честности;

обязанности;

ценности человеческой жизни.

На уровне сюжета - это типичный романтическое произведение. Но в новелле главное не сюжет, а то, как он разработан и выложен. Прежде всего не было ничего возвышенного в образе самой Кармен (она не только красива, в ней немало неприглядных черт). Глубоко раскрывает Мериме и образ мужчины - жертвы любви. Поэтому сдержанность, стилистическая нейтральность начала и финала новеллы оттенили жгучую и напряженную повествование основных частей, заставили отнестись к ним критично. Кроме того, последний трактат, помогал читателю лучше понять влияние на Кармен среды и окружения.

Для образа героини характерно сочетание противоположностей: очарования и жестокости. На контрасте построены также характеры Кармен и Хосе. Они принадлежали к народам с раВНОй культурой, что очень отличало их друг от друга. Хосе - баск; а Кармен - цыганка. Здесь столкнулись две народности, соответственно, два взгляда на мир. Мериме стремился типизировать психологию своих персонажей, рассматривать поступки сильных волевых личностей сквозь призму времени и национальной принадлежности.

Кармен и Хосе по-раВНОму относились к любви, что объединяло их обоих. Для Хосе любовь - это нечто постоянное, неизменное, на всю жизнь. Ради любви он пошел ее дорогой, стал контрабандистом - только бы всегда быть рядом с ней. Проявления свободолюбивой натуры и свободного духа Кармен сказались не только на его повседневном поведении, в характере ее действий, в общем на образе жизни, но и на ее представлениях о любви. Она не видела в этом прекрасном чувстве чего-то постоянного, такого, что могло бы завладеть сердцем навсегда. Это чувство возникло у нее импульсивно, спонтанно, было не продолжительным и может также внезапно исчезнуть, как и возникло.

Кармен умел твердо отстаивать свое право быть свободным, самостоятельно решать свои жизненные проблемы, вести себя так, как самой нравилось. Она совсем не воспринимала чьих-либо вмешательств в свои личные дела, не любила, чтобы кто-то ею командовал. И эта женщина - не только свободолюбивая, решительная, твердая. Она еще и гордая, ее гордость такая, что вызывало уважение, украшала человека, подходило ей. Гордость Кармен очень хорошо дополнила ее внешние черты, удивительным образом усилила ее красота.

 

Особенности новеллы:

рассказ велся от лица рассказчика;

прием рассказа в рассказе - обрамление;

характеристика и описание цыганского народа подано подробно;

слова испанского и цыганского происхождения, их этимология представлены в большом количестве;

героиня - внутренне свободная, сильная, но пугала своей жестокостью, упрямством. Художественные особенности новелл П. Мериме.

центр внимания - внутренний мир, показ внутренней борьбы;

сочетание психологизма и идейности;

прием «молчание» о важные события, описанные в новелле;

скупость описаний (особенно природы);

использование детали, которая заменяла пространственно-описательные характеристики;

герои с яркими характеристиками, сильными чувствами;

характеры и психология людей появились как результат определенной эпохи и национальной принадлежности и условий воспитания;

автор изобразил образы через их поступки, действия, не высказали своей оценки;

еліпсна (двоцентрова) концепция новеллы.