ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Чарлз Диккенс 1812 - 1870

 

Открытая книга

РОМАН «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОЛИВЕРА ТВИСТА»

 

Жанр произведения

 

Жанровая природа «Приключений Оливера Твиста» довольно сложная. Ее своеобразие прежде всего определяется взаимодействием двух моделей романа ХVIII ст.: социально-бытового, каким он сложился в английском реализме середины века, и готического, который существовал в передромантизмі и романтизме. Они настолько отличные, что в английском литературоведении подпадают под различные терминологические определения - «novel» и «romance». Известный толковый словарь английского языка Вебстера раскрывает эту разницу так: «В “romance” говорится о героическом, чудесное, таинственное и сверхъестественное, тогда как “novel” рассказывает только о достоверное». Несмотря на указанные принципиальные различия, эти две линии создают единство, которое соответствует миропониманию Диккенса и его писательским потребностям на определенном этапе. Возможности, заложенные в этом сплаве, писатель будет развивать и в дальнейшем своем творчестве.

Каждая из названных жанровых моделей имеет свои традиции изображения и трактовки жизни, в частности зла в человеке и обществе. Просветительский социально-бытовой роман-жизнеописание ответственность за жизненные неурядицы предпочитал возлагать на внешние относительно человека факторы. Готический роман видел в злые явление, заложенное в самой природе вещей. Значительную роль в «Приключениях Оливера Твиста» играет и идиллически-утопический струя, о котором пойдет речь далее.

Социально-бытовой пласт романа раскрывается в изображении обычаев и быта, в определении социальных ролей персонажей и зависимости их поведения и мышления от общественного статуса и т.д. Включает он и звичаєописові зарисовки, выполненные в стиле Гогарта, английского художника ХVIII ст., которого Диккенс в предисловии к роману называет ли не единственным художником, сумел правдиво изобразить неприглядную действительность (сцены смерти жены бедняка, угощение прислужников Шарлотты и Ноя в гостиной гробовщика за отсутствия хозяев, чаепитие приходского сторожа мистера Брембля в комнате миссис Корней, надзирательницы приюта, суд над Оливером Твістом т.д.).

Nota bene. В «Приключениях Оливера Твиста» Диккенс впервые выступает как писатель-урбанист (в «Посмертных записках Пиквикского клуба» герои путешествовали преимущественно сельской Англией). Здесь начинает складываться образ Лондона, метко охарактеризованный Х. Пирсоном: «Лондон Диккенса думают и говорят так, будто писатель является его создателем и будто настоящее название города - Диккенс-таун» . В «Приключениях Оливера Твиста» город предстает в довольно неприглядном виде: кривые улочки, сточные канавы, заброшенные дома. Однако своеобразная зрощеність Диккенса с Лондоном прорывается в романе открытием поэзии этого города, которую писатель находит как раз в его неестетичності и обыденности. Нередко Лондон уподобляется места действия готических романов, и тогда полуразрушенные здания напоминают средневековые руины, лабиринты улиц - замковые лабиринты, речной пр - тайные каменные колодцы, которые подстерегают жертву. Выразительные «готические» алюзії1 обнаруживает и дом на острове Джекоба - заброшенный, окруженный рвом, он предстает как замок, что приютил зло. -

В общем «готический» струя в «Приключениях Оливера Твиста» достаточно мощный. Он проявляется в характерном «ночном» времени-пространстве, в тайне рождения главного героя и мотиву мести, в образах «адских» преступников и т.д. Конечно, обращение к инструментарию готического романа является данью традиции изображения преступников в тогдашней литературе, но не только: с его помощью озвучивается метафізичне2 зло. В то же время «готический» элемент помогает увидеть «другого», менее привычного, Диккенса, сентиментальность которого является скорее данью вкусам публики, «вуалью, наброшенной на взгляд, который всюду проникает, и без которой он бы пронизывал до костей», - как писала В. Вулф, знаменитая английская романистка ХХ ст. Со временем Диккенс освобождаясь от избытка сентиментальности, которая была присуща его ранним произведениям, пока такого практически не останется в поздний его творчества.