Чарлз Диккенс 1812 - 1870
Открытая книга
РОМАН «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОЛИВЕРА ТВИСТА»
Замысел произведения
Как значилось в авторском предисловии, замысел «Приключений Оливера Твиста» (1837-1839) сложился под влиянием популярного в то время «ньюгейтського романа» (Ньюгейт - лондонская тюрьма для уголовных преступников), в частности романов Е.Дж. Булвер-Литтона. Диккенса возмущало, что жизнь злодеев авторы подобных произведений изображали так, что можно было и позавидовать роскошном беззаботному существованию «джентльменов большой дороги». «Но одна из задач этой книги, - писал он, - показать суровую правду, изобразить реальных членов одной преступной шайки, нарисовать их во всем их уродстве, со всей их отвратительности. Показать их убогую, нищую жизнь, показать их такими, какими они являются на самом деле всегда крадутся они, охваченные тревогой, везде маячит перед ними большая черная страшная виселица». Стоит отметить, что эта установка не потеряла своей актуальности и сейчас, ведь «романтический ореол», которым уголовный роман окружал мир преступников, не только не исчез со страниц книг, но и распространился на кино - и телеэкраны, где получил новые возможности влияния на формирование этических стандартов общества.
Nota bene. В условиях викторианской Англии «правдиво» изобразить общественное дно было довольно непростой задачей. В пределах соціоморального комплекса той эпохи окончательно сформировались понятия «джентльмен» и «леди», которые предусматривали соответствующий тип поведения и мышления, определенный кодекс чести и благопристойности. Этим же комплексом (не без влияния пуританской этической традиции) была порождена «викторианская мораль», которая накладывала табу на все, что признавала «грубым» и «неприличным»; и выработана своеобразная эвфемистическое речь, которая «маскировала» все, что могло хоть как-то задеть «чувства» хорошо воспитанного человека. Требования викторианства по литературе метко сформулировал Дж. Фаулз, английский писатель второй половины ХХ ст., в романе «Женщина французского лейтенанта»: надо писать так, чтобы, читая произведение, не краснела даже молоденькая девушка. Конечно, это существенно ограничивало романистов, особенно реалистической тенденции, и в определенной степени определило своеобразие английского романа XIX века. Ч. Диккенс, по возможности придерживаясь указанных правил, писал произведения, пригодные для «семейного чтения», которое было любимым развлечением англичан того времени; но в «Приключениях Оливера Твиста» еще много от раскованности и повнокровності, даже некоторой натуралистичности произведений его прямых литературных предшественников Г. Филдинга и Т. Смоллета.
Соціоморальний содержание диккенсовского романа не исчерпывается развенчанием «преступной романтики». В 1834 г. в Англии вышел «Закон о бедных», согласно которому безработным и бездомным предоставлялась возможность жить в специальных приютах, однако в условиях, далеких от человечности. Худшим было то, что в этих заведениях разлучали семьи. Диккенс не смог оставить без внимания эту проблему, и хоть изображению убежища в романе посвящено сравнительно немного страниц, они глубже запечатлевается в памяти читателей. С появлением «Приключений Оливера Твиста» за писателем прочно закрепилась репутация защитника обездоленных, которую он подтверждал каждым своим следующим произведением.
В «Приключениях Оливера Твиста» Диккенс еще далек от того, чтобы создать модель романа, которая выявит взаимосвязь всех слоев социума и укажет на источник общественных проблем (такая модель появится на этапе его творческой зрелости). Патетически, с полемическим задором и не без риторики писатель говорит о положении бідарів, но его обвинения не имеют конкретного адресата: во всем виноваты «они» - те, кому предстоит писать законы, которые на самом деле помогали бы нуждающимся, кто мог бы распространять на них свою благотворительность, - словом, общественные верхом. Общественные институты, с которыми сталкивается в своих скитаниях главный герой произведения Оливер, олицетворенные представителями «низовых» звеньев. С ростом статуса персонажей в общественной иерархии, их очертания становятся все менее индивидуализированными, вплоть до потери имени, как «джентльмен в белом жилете», «член Приходского совета». Это отражает позицию, с которой мы смотрим на них, - ребенка из приюта. Как правило, они лишены сострадания (миссис Манн, миссис Корней, мистер Бембль, тот самый господин в белом жилете, много других), и лишь изредка способны на проблеск человечности, как судья, что отказался отдать Оливера в обучение к трубочиста. «Холодные, жестокие люди», именно на них возлагается ответственность за социальное зло в «Приключениях Оливера Твиста». Символика убежища - изображение доброго самаритянина, который помогает несчастному ограбленному путнику, у Диккенса выглядит надругательством над христианской идеей, заложенной в библейской притчи.
Nota bene. Неправомерным является довольно распространено утверждение, что носителями лучших душевных и моральных качеств в произведениях Диккенса есть бедняки, худших - богачи. Нетрудно заметить, что все гораздо сложнее: добро и зло присущи природе людей раВНОго общественного статуса. Самые бедные, найзнедоленіші существа - полумертвые старики из приюта, даже они проявляют животный эгоизм и неспособность к сочувствию. Более того, именно буржуа, такие как мистер Броунлоу, во всех ранних, а нередко и в зрелых романах писателя выступают «благодетелями», чьи «хорошие» деньги спасают несчастных героев от нищеты и унижений. Моральные оппозиции (противопоставления) в произведении имеют другой вид и воплощаются на других смысловых уровнях.
С. Коваленко. Иллюстрация к роману «Приключения Оливера Твиста»