ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Чарлз Диккенс 1812 - 1870

 

Открытая книга

РОМАН «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОЛИВЕРА ТВИСТА»

 

Система образов

 

Взаимодействие двух жанрово-стилевых струй - «готического» и социально - бытового - интересно проявляется в образах двух злодеев романа - Монкса и Феджіна. Монкс по происхождению джентльмен (однако не за поведением и чувствами), Фэджин - переховувач краденого, но причастность к преступлению их уравнивает. Здесь уместно будет привести саркастический комментарий Диккенса, правда по другому поводу: «Какой богатый материал для философа: он свидетельствует... насколько одинаковыми путями происходит развитие милых свойств в благородного лорда и найбридкішого нищего».

Фэджин предстает перед читателем как фигура сугубо бытового плана, причем стилистически снижена. В его облике явственно проступают черты театральных скряг, что, в частности, ощущается в увиденной Оливером сцене проверки спрятанных драгоценностей. Однако постепенно этот персонаж «демонизируется». Фэджин все больше напоминает «собирателя душ», которые он крадет у безвинных детей, привлекая их к лихих дел. Его роль в конце романа озвучивает Сайкс, выкрикивая: «Дьявол!» И не Фэджин виноват в том, что Сайксові не хватает души, не он ее «забрал», как пытался сделать это с другими своими «питомцами»?

Монкс, наоборот, появляется в ореоле «адского» преступника из готического романа, что подтверждает и его внешность, и его страстность, и таинственность. Однако тем временем, как в ходе повествования фигура Феджіна разрастается до демонических размеров, воплощение метафизического зла и ступает на территорию «готики», Монкс здрібнюється, теряет свою «демоничность» и превращается в довольно жалкого юнца, жадного и злостивого, завистливого и подлого. Мотивация его странного поведения оказывается прагматичной: заграбастать все наследство отца и морально уничтожить своего сводного брата (другой путь «устранения» Оливера угрожал ему столкновением с законом). «Испорченность» Монкса, «демоническая» на первый взгляд, объясняется и воспитанием его не менее злостивої матушки. Монкс и Фэджин движутся навстречу друг другу с разных художественных измерений и, в конце концов, будто меняются местами.

1 Ллюзія - намек, отсылка к определенного художественного текста или жизненного факта, которые должны быть известными читателю.

2Метафізйчний - такой, что находится за пределами физического, материально - чувственного, предметного (в первоначальном, основном значении этого слова).

По Сайкса, то его образ структурирован иначе. Грубая душа разбойника существует в таком же грубом теле, отсутствие нравственного чувства уподобляет его до животного; поэтому не удивительно, что в авторском отношении к нему присутствует пренебрежение. Животное начало в Сайксі подкрепляет его неизменный спутник - белый собака. Озлобленный и недоверчивый, как и его хозяин, пес одновременно демонстрирует жестокость последнего своей постоянно разбитой мордой.

Nota bene. Другая смысловая оппозиция, заложенная в «Приключениях Оливера Твиста», следует из перейнятої Диккенсом у просветителей XVIII в. философии морали, различных ее учений. Как продемонстрировала автор монографии о писателе Т. Сільман, он опирался на два основных типа мировоззрения прошлого века, так сказать, две картины мира: гоббсівський закон животной борьбы всех против всех, “homo homini lupus est” [“человек человеку - волк”], и просветительско-гуманное учение о любви людей друг к другу... Движущей силой человеческих поступков выступает или эгоизм, частный интерес, стремление к собственности (Мандевиль), или добродетель, доброжелательность, нравственное чувство (Шефтсбери)». Исследовательница делает правильный вывод о том, что отрицательные персонажи Диккенса действуют, будто иллюстрируя положение первой философской системы, тогда как положительные - второй.

Шефтсберіанський «просветительско-гуманный» утопический мир воплощается в своеобраВНОй идиллии, витвореній Диккенсом на страницах романа. Идиллический план «заселяют» благотворители Оливера и их друзья: мистер Броунлоу, миссис Мэйли, Роза и Гарри, доктор Лосберн и другие. Характерно, что топографически свою идиллию Диккенс размещает на достаточном расстоянии от шумных кварталов Лондона, а впоследствии разворачивает в «классическом» виде беззаботного существования на лоне природы. В духе Ж.-Ж. Руссо сельское жизнь противопоставляется урбанизированном, которое затягивает людей, но не является для них органичным: «Кто выяснит, почему картины ласкового жизни природы так глубоко врезаются в душу истощенных жителей тесных многолюдных городов и наполняют своей собственной душистой свежестью их опустошенные сердца!..» - восклицает писатель. Сельскую идиллию Диккенс дополняет семейной идиллией, которую он вводит практически в каждое свое произведение и которая становится вознаграждением добрым героям. В «Приключениях Оливера Твиста» все связанное с домашним уютом выполняет важную функцию, оттеняя убогое и неприкаяно жизни социального «дна».

Смысловые оппозиции в романе воплощено и на сюжетном уровне: в своеобраВНОй борьбе за Оливера Твиста, что идет между двумя группами персонажей - доброжелателями и преступниками. В этой перспективе проясняется необъяснимое с точки зрения логики стремление последних что удержать Оливера в своих тенетах, которое на «поверхности» произведения несколько искусственно вмотивовується интригами Монкса. И если преступники прилагают немалые усилия ради достижения своей цели, то доброжелатели с первого взгляда чувствуют в Оливере «своего» и относятся к нему с доверием. Зря что Оливер родился в приюте и с детства попал в логово разбойников - его законное место в светлой идиллии, к которой он в конце романа и присоединяется.

Nota bene. Жанровую природу «Приключений Оливера Твиста» время определяют как «роман воспитания». И действительно ли это так? Оливер не меняется на протяжении повествования, жизненные обстоятельства не имеют на него влияния. «Я убедился, что приучить его к нашему ремества будет нелегко, он совсем не такой, как другие дети в его положении... Я не мог его ни к чему привести, ничем соблазнить», - жалуется Монксові Фэджин. По замыслу автора, на пути Феджіну становится врожденный «инстинкт добра», чрезвычайно развитый в парня. Этому инстинкту Диккенс придавал особое значение, ведь именно он, в конце концов, ставит точку в развитии соціоморальної концепции произведения. Именно он показывает, что основным стимулом человеческого поведения является все же доброжелательность, стремление к добру, а не эгоизм или частный интерес. Зло, по Діккенсоном, вызванное ненормальным состоянием мира. В этом писатель идет по просвітниками, которые считали, что «неразумный» состояние общества «портит» добрую человеческую природу. Однако тем грунтом, на котором разрастается зло в социуме, есть недостатки человека: ее черствость, жестокость, скупость и подобное, что подкрепляет «бытовой» план романа. А потому в произведении сохраняется внутренняя напряженность, порожденная сосуществованием в одном художественном пространстве социально-бытового, «готического» и идиллического пластов, общества как толпы жестоких и порочных людей и идеализированного героя.

Главный герой в романе предстает живым и симпатичным мальчиком, но в то же время является воплощением умозрительной построения автора: демонстрирует превосходство нравственного начала в человеческой природе, идею естественной доброты. Появившись на страницах романа «ангелочком» - добрым, искренним, благодарным, он таким же уходит из них. Чем же другие мальчики - Плут и Чарли Бэтс, изображены также не без симпатии, отличаются от Оливера? Очевидно, только писательским замыслом. Чаще мы встречаемся с Пронырой, которому бандитская «романтика» совсем задурила голову: он гордится своим «ремеслом», а суд представляет как «звездный час». И что ждет этого ребенка, по-своему наивную и доверчивую, впереди? Чарли Бэтс, острослов и весельчак, в конце произведения достает «помиловании» от автора, который предоставляет ему возможность обратиться к порядочному жизни, что вполне соответствует желанию читателей. «Помилование» получает и подруга несчастной Нанси, смешное лицо, в папильотках и наряде невероятной цветовой гаммы.

Подробности. Следует заметить, что образы «людей бездны» намного интереснее и по смысловому наполнению, и по художественной структуре, чем образы идиллического плана. Это касается и «героинь» романа, - порядочной и добросовестной Розы и «грешницы» Нанси, которые также составляют своеобразную оппозицию. Роза является первой в ряду ангелоподобных женских образов, которые Диккенс выводит ли не в каждом своем романе 40-50-х годов.

 

Дж. Крукшенк. Иллюстрация к произведению «Приключения Оливера Твиста»

 

Писатель изображает красоту Розы, через которую передает ее необычайную душевную чистоту и невиданную в ее возрасте мудрость; читатель ею любуется, но в дальнейшем мало интересуется. По Нанси, то ее образ складывается постепенно, из отдельных фрагментов: мы видим ее отражение в подруге, следим за ее поведением, ее позами, движениями, привычками, эмоционально-ментальными состояниями, поступками. Она интригует читателя, заводя в тупик его нравственное чувство, и тем более читателя ранньовікторіанського, ведь Нанси - любовница Сайкса, она нарушила не одно суровое общественное «табу» и не одну христианскую заповедь. Этот образ также свидетельствует о силе добра в человеке, причем гораздо убедительнее, чем образы идеализированных героев. Нанси - бесспорно самый удачный женский образ в раннем творчестве Диккенса и один из самых интересных в целом. Интересно, в частности, что любовь Нанси до твариноподібного Сайкса умиляет читателя больше, чем любовь Розы до разумного и благородного Гарри. Только тогдашней моральной установкой можно объяснить, почему в уже упоминавшемся предисловии Диккенс был вынужден отвечать на упреки относительно невозможности такой любви.

Однако в целом художественная структура образов и их психологическое содержание в «Приключениях Оливера Твиста» еще достаточно простые. Здесь существуют «комические характеры», сконструированные в манере «Пиквика», например, друг мистера мистер Броунлоу Грімвіг, ворчливый добряк, который постоянно клянется съесть собственную голову и ненавидит апельсиновую кожуру. «Комические характеры» такой структуры еще долго будут существовать на периферии романов Диккенса и, похоже, будут создаваться быстрее для утехи публики, чем по собственному желанию, ведь они имеют минимальную смысловую нагрузку. Не отличается особой глубиной и образ главного героя. Крупные открытия в области психологии, в частности детской, писатель сделает впоследствии. До гениальных прозрений относительно сущности детства Диккенс шел постепенно, а произведением, в котором они воплотились в полной мере, стал «Дэвид Копперфилд». Это было первое произведение, что изобразил ребенка во всей своеобразие ее внутреннего мира. В отличие от юных героев предыдущих романов, Дэвид познает мир, а не приходит в него с готовыми знаниями.

Сочетаются в «Приключениях Оливера Твиста» и различные стилистические пласты текста. Диккенс не только меняет объект изображения, переходя от высокого к низкому, но и интонационные реестры, давая волю смеху и сентиментальности, натуралистичности и идеализации, возмущению и восхищению.