ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 11 класс

Из ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ст.

 

Эрнест Миллер ХЕМИНГУЭЙ (1899 1961)

 

«СТАРИК И МОРЕ»

 

Замысел повести «Старик и морс» созревал у Хемингуэя в течение многих лет. Так, еще в 1936 г. в очерке «На голубой воде» для журнала «Эсквайр» он описал подобный эпизод, случившийся с кубинским рыбаком. А окончательный (ученые говорят - канонический) текст повести опубликован аж через шестнадцать лет в сентябре 1952 г. в журнале «Лайф». За 48 часов разошлось более 5 миллионов (!) экземпляров журнала с произведением Хемингуэя невероятный успех даже в наше время. Что же так привлекло читателей всего мира в этом небольшом произведении с простым сюжетом?

«Если писатель хорошо знает то, о чем он пишет, он может опустить многое из того, что знает, если он пишет правдиво, то читатель почувствует все опущенное гак же сильно, как будто писатель говорил о цс. Величество движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды», - отмечал Е. Хемингуэй. Эта метафора как нельзя лучше подходит к его основного произведения-повести «Старик и море», которую недаром называют притчей.

 

Григорио Фуэнтес - один из прототипов старика Сантьяго из повести «Старик и море» Э. Хемингуэя

Что же в этом произведении читатель видит «на поверхности», «нал водой», а что скрыто в невидимых глазу глубинах?

Сюжет повести, на первый взгляд, простой. Старый кубинский рыбак Сантьяго «вот уже восемьдесят четыре дня выходил в море и не поймал ни одной рыбины». По не он даже получил от рыбаков презрительное прозвище «salao» (исп. неудачник)». Даже его маленький искренний друг Манолін почти перестал ему помогать, хотя они по-прежнему дружат и часто общаются. На 85-й день старик выходит в море, как всегда, на своей парусной лодке и вдруг ему везет на крючок попадается марлин свыше пяти метров длиной!

Старик жалеет, что с ним нет парня, потому что самому с такой огромной рыбой справиться трудно. В течение длительного времени между рыбой и человеком шла самая настоящая битва. И вот наконец старый победил, справившись голыми руками с вооруженным мечом рыбой, которая была длиннее его лодку. Однако марлин завел лодку далеко в море. Сантьяго нужно не только поймать рыбу, а с ней еще и доплыть до берега. На кровь раненого марлина до лодки подплывают голодные гигантские акулы и съедают добычу старого. Сантьяго отчаянно отбивается, рискуя собственной жизнью, убивает нескольких хищниц, но силы слишком неравные. Поэтому пока он доплыл до берега от марлина остался один скелет. Вот и весь «внешний сюжет». Казалось бы: а что тут такого «Глубинного», скрытого под водой»?

Nota Bene

«Принцип айсберга» - стилистический прием, основанный Е. Хемингуэем, у которого читателю отводится роль «соавтора», который самостоятельно постигает подтекст. Резкое увеличение удельного веса подтекста достигается благодаря сознательному упрощению текста с одновременным расширением поля читательских ассоциаций, предельному сжатию описаний, изложению фактов без прямой авторской оценки, минимизации употребления прилагательных (приближение к т.н. «телеграфного стиля»), обозначению художественного времяпространства (хронотопа) одной - двумя деталями, избежать прямого развернутого воспроизведения внутреннего мира героев.

О. Петров. Кадр из мультфильма «Старик и морс». 1999 г.

Начнем с того, что конкретные образы (старого, моря, рыбы, мальчика, львов, акул, солнца, луны, звезд, лодки, паруса и т. д.) приобретают в повести притчового, философско-символического звучания. Все эти символы волей писателя оказываются в ситуации напряженного противостояния и неразрывного единства одновременно. Так утверждается мысль о взаимосвязи всего живого на Земле: людей, животных, птиц, рыб... Одновременно вияскравлюється один из парадоксов жизни «как оно есть»: для жизни человек иногда вынуждена охотиться на те живые существа, которых любит, убивать их. «Хорошо, что нам не надо замеряться убить солнце, луна или звезды, размышляет старый рыбак, который фактически всю жизнь занимался рыбной ловлей, - достаточно и того, что мы живем у моря и убиваем своих искренних братьев».

Это один из сильнейших моментов произведения. Задумайтесь: кто это ставит такие философские (а может, и «проклятые») вопросы. Разве читатель имеет дело с размышлениями ученого-философа или высокого интеллектуала? Нет, это вроде бы «естественные и спонтанные» вопросы старого напівграмотного кубинского рыбака, которые он ставит себе в необъятных водных просторах, не зная, вернется домой живым: 4Уже совсем стемнело... Старый... не знал, как зовется звезда Рігель1, но видел ее и знал, что вскоре засветятся и все другие звезды, его далекие друзья, и снова будут с ним. И рыба тоже мне друг, - произнес он вслух... - И все равно я должен убить ее. То еще хорошо, что нам не приходится оставлять на заре...»

Конечно, как и каждое литературное произведение все цс авторская выдумка и читательская иллюзия, и можно «прагматично» заметить, что старому рыбаку эти умные фразы «вложил в уста» писатель-интеллектуал. Что ж. тот, кто скажет так, безусловно, будет прав... Однако в том-то и заключается мастерство художника, чтобы заставить читателя поверить в иллюзию, «над вымыслом облиться слезами». «А что, если бы человеку каждый день надо было убивать месяц? подумал старик. И месяц бежал бы от нее. Или если бы она должна была ежедневно гнаться за солнцем, чтобы убить его? Поэтому мы еще не такие бесталанные», - подумал он.

Эти размышления Сантьяго звучат так трогательно, они намекают на правічну, еще мифологическую мудрость тысячелетий, мудрость, ее нельзя до конца постичь, но можно и нужно бесконечно постигать.

 

1 Большая звезда в созвездии Ориона.

О. Петров. Кадр из мультфильма «Старик и море». 1999г.

Это касается также попытки толкование подтекста повести Е. Хемингуэя. Скажем, одним из возможных интерпретаций образов акул является то, что этих хищников можно воспринимать как символ препятствий на жизненном пути человека. В то же время они есть это еще и возмездием моря, природы («месть Посейдона») хищнику-убийцы человеку. Итак, в «житейском море» каждый человек имеет свою цель («рыбу»), однако там ее поджидают враги и препятствия («акулы»), впрочем, существует и надежда на Будущее («мальчик» как символ начала человеческой жизни)...

Кстати, соотношение образов старика и мальчика является чрезвычайно интересным. С одной стороны, они антитетичні: старость символизирует вечер жизни, а юность его утро. С другой же стороны, мальчик Манолін - это как бы продолжение старого Сантьяго, это его будущее, поскольку он обеспечит ему бессмертие, получив вместе с опытом и частичку души старого. Фраза-жалоба рыбаки («Эх, если бы со мной был парень!») рефреном звучит в повести. И Манолін таки не бросил старого «неудачника» (ведь добычи он же не привез). В финале произведения читаем: «...А наверху, в своей хижине при дороге, старик опять спал. Он спал так же вниз, и у него, сторожа его сон, сидел парень. Старику снились львы»...

Однако нужно еще раз подчеркнуть, что это лишь одно из множества возможных толкований, поскольку образы в произведении Е. Хемингуэя превратились в символы, а символ, как известно, является «темным и неисчерпаемым в своей последней глубине»...

Итак, в повести «Старик и море» писатель мастерски изобразил свою самую любимую жизненную и «текстовую» ситуацию: отчаянную, продолжительную и захватывающую борьбу героя-одиночки, который побеждает ( «Человек создан не для поражения. Человека можно уничтожить, но одолеть нельзя»). Однако в конечном итоге снова «победитель не получил ничего».

«Надводная часть айсберга» (изображение борьбы старого сначала с огромной рыбой, затем с акулами, в конце концов с морем, которое не так просто преодолеть), - все это лишь повод для того, чтобы заглянуть в его «подводной», значительно большей части: нарушения проблем глобальных, философских - отношения человека и общества, человека и природы, человека и Вселенной...

О. Петров. Кадр Из мультфильма «Старик и море»

В повести воплотились характерные особенности стиля Э. Хемингуэя: внешняя простота, строгая объективность, сдержанный лиризм и глубинный смысловой подтекст - все те хемінгуеївські интонации, которые произвели на современную прозу ощутимое влияние.

Писатель трагического мироощущения, он противопоставил несправедливости и хаоса окружающей жизни веру в человека, в его духовные силы и способность к подвигу. Свою веру в человека он смог воплотить в «вневременной» повести-притчи «Старик и море», которая стала своеобразным итогом творчества писателя.

Абсолютно понятными и мотивированными выдаются слова писателя по поводу завершения повести: «Кажется, я, наконец, добился того, над чем работал в течение всей своей жизни».

1. Составьте хронологическую таблицу жизни и творчества Е. Хемингуэя.

2. Каким был путь писателя к литературной славы? Какую позицию он занял как человек и писатель во времена Первой и Второй мировых войн? В его произведениях эта позиция нашла отражение и какое именно?

3. Какую роль в становлении Хемингуэя-писателя сыграл Париж?

4. Каким вы представляете хемінгуеївського героя? Как вы думаете, почему он стал чрезвычайно популярным в 1960-е годы? А вам лично он импонирует или нет? Почему?

5. Как вы понимаете выражение «победитель не получает ничего»? Какие личностные черты писателя, по вашему мнению, воплотились в этой формулировке? Ответ аргументируйте.

6. Сформулируйте «кодекс Хемингуэя». Чем он похож на «кодекс Киплинга» (вспомните его произведения «Маугли» и др.)?

7. Как вы понимаете выражение «утраченное поколение»? Почему это понятие в творчестве Хемингуэя стало основным?

8. Какой была творческая история повести «Стрый и море»? Имел ли старик Сантьяго реальных прототипов?

9. Что такое «принцип айсберга» и как он реализован в повести «Старик и море»? Где в этом произведении «надводная часть», а где - «подводная», то есть підтекстова?

10. Что такое притча? Почему по жанровой раВНОвидностью произведение «Старик и море» обычно определяют как «повесть-притчу»? Что в ней похоже на притчу? Чего достиг писатель с помощью «інакомовлення»?

11. Дайте підтекстову символику повести, что символизирует море, одинокий парус, рыбу и т.д.

12. Можно повесть Е. Хемингуэя назвать гуманистическим произведением? Почему?

13. Согласны ли вы с формулировкой Нобелевского комитета, присудившего Е. Хемингуэю премию за «искреннее восхищение каждым человеком, который ведет справедливую борьбу в реальном мире, так отягощенный насилием и смертью»? До какого произведения писателя оказывается это формулировка?

Текстовое задание

14. Выполните тестовые задания.

1. К теме «потерянного поколения» Эрнест Хемингуэй впервые обратился в произведении

А «И восходит солнце» («Фиеста»)

Бы «По ком звонит колокол»

В «Прощай, оружие»

Г «Острова в океане»

2. В повести «Старик и море» Эрнест Хемингуэй изобразил человека

А бесконечно одинокой, беззащитной в мире

Бы частью Вселенной, слабой и непобедимой в то же время В вечным охотником, непримиримым врагом природы Г всемогущим властителем природы и мира

3. Старый побеждает рыбу прежде всего благодаря

А большой физические силе

Бы сильной воле и терпению В счастливом случае Г «помощи» акул

4. По жанру «Старик и море» есть

А рассказу

Бы новеллой

В повести

Г очерком