И семестр
ЛИТЕРАТУРА И НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
УРОК № 29
Тема. Написание сочинения-размышления «Что в жизни человека самое ценное?» (по повести Ч. Диккенса «Рождественская песня в прозе»)
Цель: учить писать сочинение-рассуждение, составлять план к произведению; развивать связную речь; воспитывать уважение к настоящих жизненных ценностей.
Тип урока: урок развития свяВНОй речи.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Какие уроки я вынес из повести Ч. Диккенса «Рождественская песня в прозе»? (Дети могут отметить, что они поняли: нельзя быть жадными, равнодушными к людям, надо ценить внимание родных, заботиться о них, делать добро людям, ценить друзей и любимых, не отталкивать их от себя и, конечно, уметь радоваться праздникам и веселиться.)
II. Подготовка к написанию сочинения
1. Беседа
• Какие ценности в жизни вы считаете главными? (Любовь, дружба, семья, здоровье...)
• Знаете ли вы, какие жизненные ценности называют поддельными, суррогатными? (Богатство, слава, если стремление к ним превращается в единственную цель жизни.)
2. Составление плана
И. Вступление
Главные жизненные ценности мистера Скруджа.
II. Основная часть
Что в жизни человека самое ценное:
1) умение делать добро;
2) семья;
3) дружба и любовь;
4) здоровье;
5) любимое дело;
6) умение радоваться жизни.
III. Вывод
Настоящие ценности жизни.
Комментарий учителя
Во вступительной части нужно кратко изложить, что именно было важным в жизни для Скруджа (его дела и деньги), и высказать свое отношение к такой жизненной позиции (согласен или не согласен с героем).
В основной части необходимо раскрыть свою мысль и привести доказательства того, что именно она является правильной. Например, если указывается, что ценностью для человека является дружная семья, то можно аргументировать это постоянной поддержкой, на которую может рассчитывать такой человек в какой-то сложной ситуации.
В заключении нужно еще раз подытожить, что в жизни человека вы считаете самым ценным, и подчеркнуть опасности для человека фальшивых жизненных ценностей.
III. Написание сочинения на черновиках.
IV. Редактирование написанного
V. Переписывание сочинения в тетради
VI. Домашнее задание
Прочитать повесть М. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», нарисовать иллюстрации.
Индивидуальное задание: подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве М. В. Гоголя.