І семестр
 
ЛІТЕРАТУРА І МОРАЛЬНЕ ВДОСКОНАЛЕННЯ ЛЮДИНИ
 
УРОК № 30
Тема. Урок позакласного читання. М. В. Гоголь «Ніч перед Різдвом»
 
Цель: ознакомить с биографией Н. В.  Гоголя и повестью «Ночь перед Рождеством», сообщить об истории создания  произведения, учить характеризовать героев повести, сравнивать повести «Ночь  перед Рождеством» и «Рождественскую песню в прозе»; развивать внимательность,  умение логически мыслить; воспитывать любовь к обычаям и праздникам украинского  народа.
Наглядность: портрет Н. В. Гоголя,  тексты «Вечеров на хуторе близ Диканьки», иллюстрации к повести «Ночь перед  Рождеством».
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной  деятельности
Слово учителя
— Рождество — праздник мира,  душевного спокойствия, отдыха. Это один из самых светлых христианских  праздников, который всем христианским миром отмечается с особым благоговением.
Не случайно многие поэты, писатели,  художники обращаются вновь и вновь к теме Рождества.
Не остался равнодушным к этой теме и  выдающийся русский писатель, родившийся на Украине, Н. В. Гоголь. Одна из  повестей, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», так и  называется: «Ночь перед Рождеством».
 
II. Изучение нового материала
1. Выступление  ученика-«литературоведа»
Сообщение о жизни и творчестве Н. В.  Гоголя.
 
2. Слово учителя о сборнике «Вечера  на хуторе близ Диканьки»
В сентябре 1831 г. вышла в свет  первая, а в марте 1832 г. — вторая часть «Вечеров», сразу поставивших Гоголя в  ряд первоклассных русских писателей.
А. С. Пушкин дал восторженный и  вместе с тем проницательный отзыв о «Вечерах», отметив их оригинальный юмор,  поэтичность, демократизм: «Сейчас прочел “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Они  изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без  жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!»
В сборник вошли 2 предисловия и 8  повестей («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь,  или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная  месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место»)
 
3. Чтение предисловия к I части  сборника (выборочно)
•     Кто издатель повестей?  (Пасичник Рудый Панько)
•     Кто является автором  историй, по мнению пасичника? (Некоторые истории рассказал дьяк Фома  Григорьевич, некоторые — сам Рудый Панько)
•     Зачем пасичник  рассказывает в предисловии, как проехать на хутор возле Диканьки? (Гоголь хочет  создать ощущение реального существования хутора и самого пасичника.)
 
4. Работа с литературоведческими  терминами
Рассказчик — тот, от чьего имени  ведется повествование в литературном произведении.
 
5. Краткий пересказ содержания  повести
 
6. Выявление читательских впечатлений  учеников
•     Ваши впечатления от  прочитанного.
•     Какие эпизоды  понравились больше всего?
•     Кто из героев вызвал у  вас симпатию?
 
7. Характеристика героев повести
•     Из списка слов  выберите те, которые соответствуют образу Вакулы и черта, Оксаны и Солохи.
Смелость, хитрость, ум, коварство,  трусость, богобоязливость, слабость, верность, скромность, мстительность.
 
  
    
      Вакула  | 
      Черт  | 
    
    
      Смелость  | 
      Трусость  | 
    
    
      ум  | 
      хитрость  | 
    
    
      богобоязненность  | 
      коварство  | 
    
    
      верность  | 
      мстительность  | 
    
    
      скромность  | 
      слабость  | 
    
  
 
Непостоянство, гордость, хитрость,  себялюбие, корыстолюбие, гостеприимство.
 
  
    
      Оксана  | 
      Солоха  | 
    
    
      Непостоянство 
        гордость 
        себялюбие  | 
      Непостоянство 
        хитрость 
        корыстолюбие 
        гостеприимство  | 
    
  
 
Выводы. Вакула и черт проявляют  абсолютно противоположные черты характера. Оксана и Солоха тоже не очень похожи  между собой, хотя обе пользуются успехом у противоположного пола и обе непостоянны  и легкомысленны.
 
8. Работа с текстом
Фантастика и реальность в повести
1) Зачитайте эпизоды, в которых  описываются фантастические события (черт крадет месяц; черт и ведьма летают по  небу; Пацюк ест вареники; Вакула отправляется в Петербург верхом на черте).
2) Назовите фантастических и  реальных героев повести.
 
  
    
      Фантастические  | 
      Реальные  | 
    
    
      Черт  | 
      Кузнец Вакула  | 
    
    
      Колдун  | 
      Оксана  | 
    
    
      Духи  | 
      Дьяк  | 
    
    
         | 
      Голова  | 
    
    
         | 
      Чуб  | 
    
    
      Ведьма  | 
      Солоха  | 
    
    
      Пацюк  | 
    
  
 
Выводы. Наряду с реальными героями в повести присутствуют и фантастические.  Некоторые герои, например, Пацюк, выглядят, как  обычные люди, но способны осуществлять фантастические действия. Двойственную  природу имеет и Солоха, способная перевоплощаться в ведьму.
Обряды украинского народа в повести
1) Зачитайте строки, в которых  описываются обряды украинского народа, связанные с празднованием Рождества.
2) Какие из описанных Гоголем  обычаев сохранились до наших дней? Знаете ли вы колядки? Прочитайте украинские  и русские колядки, известные вам.
Выводы. Гоголь с любовью описывает  обряды украинского народа, его быт и обычаи, использует множество украинских  слов, не переводя их на русский язык, чтобы донести до читателя всю красоту,  атмосферу праздника на родной писателю Украине.
 
III. Обобщение и систематизация изученного
Сравните повести Н. В. Гоголя и Ч.  Диккенса.
Особенности «рождественской»  повести:
1) действие происходит накануне  Рождества;
2) срок действия события — одна  ночь;
3) Рождественская ночь дарит чудо —  преображает героев (Скрудж превращается в добродетельного человека; Оксана  влюбляется в Вакулу; Чуб «прозревает» по отношению к Солохе);
4) фантастические герои и события;
5) счастливый финал.
 
IV. Итоги урока
— С детства мы ожидаем чуда в  морозную зимнюю ночь Рождества. И оно приходит — по крайней мере, в  замечательных книгах Ч. Диккенса и Н. В. Гоголя.
 
V. Домашнее задание
Подготовиться к тематической  аттестации № 3.