ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

И семестр

 

ЛИТЕРАТУРА И НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК № 28

Тема. Реальное и фантастическое в повести «Рождественская песня в прозе»

 

Цель: выяснить функцию фантастических элементов в повести, сделать выводы о счастливый финал как особенность «рождественского» рассказа; определить особенности композиции произведения; развивать логическое мышление, связную речь; воспитывать высокие моральные качества.

Оборудование: схемы, тексты повести.

 

Народ любит счастливые финалы не от слащавого оптимизма - в нем

еще жива старая мечта о победе над драконом, о торжестве избранника небес.

Г. К. Честертон

 

ХОД УРОКА

I. Объявление темы и цели урока

 

II. Обобщение и систематизация знаний

1. Ознакомление с литературоведческими терминами

Фантастика - то, что не существует в действительности, созданное фантазией, воображением. Композиция - построение, расположение и взаимосвязь всех частей произведения.

 

2. Работа с текстом

• Найдите в тексте повести описания трех Духов. Зачитайте их.

Как вы думаете, почему Духи выглядят именно так? (Дух Прошлого Рождества похож на ребенка и имеет в себе источник неугасимого, яркого света - возможно, это то лучшее, что есть в людях в детстве и что они со временем усердно стараются заглушить.

Дух Настоящего Рождества - жизнерадостный, сильный, веселый. Из всех трех Духов он - энергичный и приятный. Возможно, потому, что это Рождество - его, и Скрудж может измениться к лучшему именно в это время.

Дух Будущего Рождества - найпохмуріша фигура неопределенная, молчаливая. Он имеет такой вид, очевидно, из-за того, что ничего приятного показать Скруджу не сможет. Смерть, предательство, радость людей от его гибели - все это поражает и вместе с тем исцеляет душу героя.)

• Можно ли назвать образы Духов фантастическими?

• Зачем автор использует эти образы в произведении? (Фантастические образы трех Духов Рождества призваны заставить душу Скруджа вздрогнуть, превратить людиноненависника на человеколюбца.)

• Какие еще элементы фантастики Диккенс использует в повести?

- Путешествие в пространстве и времени;

- образы призраков (Марли).

Зачитайте цитаты.

Выводы. Функция фантастических элементов в произведении

В «рождественских» произведениях традиционно используются сверхъестественные образы выходцев с того света, грешников, обреченных на вечные муки: «...к Скруджу донеслись какие-то непонятные звуки: смутные и беспорядочные, но невыразимо жалобные плачи и стоны, тяжелые вздохи раскаяния и горького сожаления.

Он увидел множество привидений. С жалобными криками они беспокойно носились в воздухе туда и сюда, и все, как и дух Марли, были в цепях».

- Сверхъестественный мир, что встревожил Скруджа в свят-вечер, был призван не столько напугать, сколько предупредить о последствиях грешной жизни, жизни без Бога в сердце.

- Только фантастическое путешествие во времени и пространстве могла так сильно повлиять на героя, чья душа удивительно зчерствіла и заскорузла.

• В чем заключается реалистичность «Рождественской песни в прозе»? (В описании деталей быта, изображении общественного строя Англии, последствий несовершенства этого строя, что проявляется в социальном расслоении общества, в котором люди чуть не умирают с голода.)

 

3. Работа с эпиграфом

• Прочитайте высказывание Г. К. Честертона, автора одной из лучших книг Диккенса, написанных на его родине.

• Объясните, почему Диккенс использует счастливый финал в своем произведении. (Во-первых, это особенность «рождественского» произведения, во-вторых, так оказывается вера писателя в силу добра, в способность человека переродиться.)

• С какими произведениями сближает счастливый финал «Рождественскую песнь в прозе»? (С народными и литературными сказками, потому что счастливый финал - непременная примета сказки.)

 

4. Наблюдение за композицией произведения

«Рождественская песнь в прозе» имеет подзаголовок «Праздников вечернее рассказ с привидениями». Поскольку она названа в заголовке «песней», автор и разделы произведения называет соответственно «строфами».

Диккенс пытался оказать гармонической стройности построении произведения - реальные бытовые картины первой и пятой строф словно обнимают, окаймляют три центральные разделы, полны фантастических образов и видений, которые являются во сне главному персонажу - старому жмотихе Скруджу.

 

III. «Литературные параллели»

Рождество - особенный праздник, время, когда сердца людей открыты друг другу и люди становятся добрее.

Немало поэтов и писателей посвящали свои произведения Рождестве Христовом, его истории, своим детским воспоминаниям о очарование этого неповторимого праздника, который пробуждает в людях лучшие чувства.

Елочка с пятью свечами

Без игрушек и сластей

Робко льет скупое пламя

В нищей комнате моей.

Ах, не так же ль у порога

В мой заветный Вифлеем

Сам стою я перед Богом,

Не украшенный ничем!

Только сухими иглами

Всех земных моих тревог,

Только свечками скупыми,

Что Он Сам во мне зажег.

И, мою пуская душу

В путь намеченный едва,

Сам же скоро и потушит -

До второго Рождества!

1947

(Дмитрий Кленовский)

 

РОЖДЕСТВО

Я бескорыстно и наивно

Люблю в рождественской ночи

Звезды осьмиконечной дивной

Ко мне летящие лучи.

Когда вся церковь замирает,

Раскрыты Царские Врата,

Стоит - земли не задевает

Крылатый ангел. И уста

Не движутся, но льются звуки,

Здесь небо снизошло к земле,

Благословляющие руки

Я ощущаю на челе.

И запах ладана и ели,

Свечей живые огоньки,

И страх, что невесомость в теле -

Вот прикоснувшейся руки.

Я с этим чудом в мир ступаю -

Надолго хватит! И на всех!

Сверкает в звездах Ночь Святая,

И блестки сыплются на снег.

1998

(Нина Карташева)

• Какие чувства вызывает праздник Рождества у авторов стихов?

• Что объединяет «Рождественскую песнь в прозе» и стихи Д. Кленовського и Н. Карташовой?

• От имени которых героев повести можно было бы прочитать эти стихи?

 

IV. Итоги урока

- Закончить наш урок я считаю уместным чтением стихотворения А. Я. Яшина «Спешите делать добрые дела».

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил -

И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

 

Когда он слег и тихо умирал,-

Рассказывает мать,-

День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!»

 

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров приготовлю,

Хлеба воз куплю.

 

Мечтал о многом,

Много обещал...

В блокаде ленинградской старика

Вот смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

 

Теперь прошел я тысячи дорог -

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог...

Нет отчиме,

И бабка умерла...

 

Спешите делать добрые дела!

 

V. Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: «Какие уроки я вынес из повести Ч. Диккенса «Рождественская песня в прозе»