АРТЮР РЕМБО
(1854-1891)
«Проклятыми поэтами» Поль Верлен назвал себя, Рембо и других представителей своего поколения в книге, которую так и назвал: «Проклятые поэты».
Творческая жизнь Артюра Рембо было очень коротким. Весной 1873 года, отчаявшись в поэзии, он решил больше никогда не писать. Ему было 19 лет. Вторая половина жизни прошла в скитаниях по Европе и в тщетных попытках разбогатеть. Его уже не интересовали ни слава, ни признание. Он вернулся во Францию тяжело больным. Запись в книге Марсельской больницы свидетельствует, что 10 ноября 1891 года умер «негоциант Рембо».
Трагическая судьба Артюра Рембо, масштаб его таланта, неожиданное решение отказаться от поэзии способствовали возникновению многочисленных легенд. А истина в том, что это был поэт милостью Божьей.
Когда Артюр Рембо в сентябре 1871 года после недолгой переписки с Полем Верленом приехал в Париж из родного Шарлевілля, он уже был автором многих стихов. Особое место среди его произведений принадлежало политическим стихам («Руки Жанны-Мари», «Париж заселяется вновь»), отражавших революционные настроения по-эта. 1871 год - это год Парижской коммуны. Рембо стал свидетелем ее поражения. Наступление реакции не способствовал развитию социального Оптимизма. Меняется время - меняются художественные принципы Рэмбо. В конце 1871 года он переходит на позиции символизма. Рэмбо считает, что задача поэта состоит в том, чтобы быть провидцем, пророком, медиумом. «Ошибочно говорить: я рассуждаю. Надо было бы сказать: меня рассуждают... Я есть некто другой». Чтобы стать медиумом, услышать и передать потусторонние голоса, Рэмбо пытается свести к минимуму участие разума в процессе творчества. Выразить не высказываемое, выразить ирреальные тайны бытия можно было образами - символами, туманными, многозначными, всегда непонятными.
Яркими образцами символистской лирики Рембо есть стихи «Голосівки» и «Пьяный корабль». В «Голосівках» Рэмбо определяет цвет гласных звуков. Осуществляя этот художественный эксперимент, он ориентируется на стихотворение Шарля Бодлера «Соответствия». «Король поэтов» (именно так Рембо называл Бодлера) утверждал, «что звук, запах, форма, цвет» создают единство и между ними существует соответствие. Этого единства пытались достичь символисты для выражения того, что невозможно передать словами, для создания образа - символа.
В стихотворении «Пьяный корабль» лирическое «я» - это «я» корабля, который стал свободным от руля и экипажа и странствует по безграничным просторам океана. Рэмбо находит яркие, свежие слова для создания неожиданных образов, фантастических морских пейзажей, использует непоетичну лексику, смело вплетает в словесную ткань стиха просторечия. «Пьяный корабль» - символ освобождения от обычной жизни и общепринятого видения мира.
Важнейший труд символистского периода Рэмбо - книга стихов в прозе «Озарения» (1872-1873). Название книги - «Les Illuminations» - можно толковать по-раВНОму: и «Цветные картинки», и «Озарения из другого мира». Верлен назвал «Озарение» «феерическими пейзажами». Рэмбо не рассказывает, а лишь намекает, подбирает метафоры на основе сложных зрительных ассоциаций, создает фантастические образы, которые не могут быть дешифрованы, понятны; они поражают, ошеломляют. Вот стихотворение в прозе из цикла «Фразы»:
Я натянул веревки от колокольни к колокольне,
Гирлянды от окна к окну,
Золотые цепи от звезды к звезде,-
И танцую.
(Перевод Юрия Покальчука)
Уже сами названия стихов, выбор объектов художественного осмысления раскрывают авторскую позицию. Вот примеры названий: «Денница», «Города», «Парад», «Столица», «После потопа», «Гений», «Демократия».
Следует отметить, что обращение Рембо к жанру стихотворений в прозе - явление характерное. Этот жанр во французской литературе распространяется в связи с тенденцией к сближению поэзии и прозы.
Последнее произведение Рембо - прозаическая книга «Сезон в аду» (1873). Это исповедь поэта, который решил отказаться от поэзии.
В «Прощании», посвященном символістському периода творчества Рембо, говорится о том, что он разочаровался в магической силе поэтического образа - символа:
Я пытался сотворить новые звезды и цветы, новейшую плоть, новейшие языка. Казалось, я постиг по сверхъестественную власть. И что же?.. Я! Я, который считал себя и ангелом, и магом, освобожденным от всякой морали, я снова брошен на землю, вынужден искать, прижавшись к шкарубкої действительности! Селюк!
«Я потерял умение говорить»,- такой приговор выносит себе Рэмбо и обрекает себя на молчание.
«Сезон в аду» - единственная книга, которую Рэмбо смог выдать. Другие произведения были напечатаны в середине восьмидесятых годов, когда французские поэты - символисты осознали себя продолжателями традиций Поля Верлена и Артюра Рембо.