ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ВСТУПЛЕНИЕ

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

XIX ВЕКА: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ

 

Научная ситуация

 

В предыдущие эпохи (за исключением разве что эпохи Просвещения) большинство восстаний и народных движений (даже национально-освободительных) основывались на религиозных лозунгах (крестовые походы, иконоборчество в Византии, войны между протестантами и католиками, исламские движения). Зато в XIX в. эти свободолюбивые стремления ли не впервые получили научное обоснование.

Так, в XIX в. возникло научно-экономическое осмысление механизма угнетения рабочих-пролетариев. Главным разработчиком этой доктрины был Карл Маркс, поэтому его учение назвали марксизмом. Маркс исследовал пути присвоение капиталистами прибавочной стоимости товаров, произведенных пролетариями. Стоит заметить, что литература не осталась в стороне, эта социалистическая доктрина была использована во многих реалистических и особенно натуралистических произведениях («Карьера Ругонов», «Жерминаль» Э. Золя). Тогда и возникла мысль о интернациональный характер угнетения рабочих работодателями: фабрикантами, промышленниками и предпринимателями. А если пролетариев гнобят одинаково, как в Англии, так и во Франции или России, то на этом основании и возник известный лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Важно отметить, что марксизм существенно повлиял на историю всего человечества, его и сейчас изучают во всемирно известных университетах (не как политическую доктрину, а как экономическое учение).

В 30-40-х годах XIX в. сформировался анархизм (от греч. anar- hia - безвластие) - общественно-политическое течение, представители которого выступали за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате стихийного бунта масс». В России идеи анархизма воплотились в теории и практике революционного народничества. В Украине в начале ХХ в. в годы гражданской войны под лозунгами анархизма воевал Нестор Махно. В его музее, открытом уже в суверенной Украине, в г. Гуляйполе (Запорожская обл.) можно увидеть парадоксальные анархистские лозунги вроде «Анархия - мать порядка», что реяли над махновський тачанками в степях Украины. Отголоски некоторых анархических лозунгов чувствуется в «полифоническом» романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (да и сам выдающийся русский писатель в юности испытал определенного влияния подобных идей).

В XIX в. в мире распространился позитивизм (фр. positivisme - положительный, построенный на уме) - философское направление, провозгласившее совокупные достижения конкретных наук единственным источником истинного знания, отрицая познавательную ценность философии, которая бы стояла над этими науками. Позитивисты считали, что источником истинного знания являются специальные науки, роль которых ограничивается описанием и систематизацией фактов, а не их толкованием. Его сторонники исповедовали истину - знания нужны только тогда, когда они «положительные», то есть приносят пользу. По мнению одного из «родителей» позитивизма, французского философа Огюста Конта, слово «положительное» означает «реальное» в противовес «причудливом».

До 30-х годов XIX в. в Европе и США позитивизм стал доминирующим философским направлением.

Значительно повлияли на идеологическую ситуацию XIX в. также открытия и концепции Чарльза Дарвина. Этот английский ученый предложил свою знаменитую теорию происхождения видов живой природы путем естественного отбора, в частности - шокирующую для своих современников версию о происхождении человека от обезьяны. С тех пор священники имеют постоянную тему для иронии: если кое-кто из людей отрицает то, что их создал Бог, заявляли они, то что же, пусть тогда считают своими родственниками обезьян. Конечно, где и делось ренессансное отношение к человеку как к «украшения Вселенной», венец всего живого. Homo sapiens стала составной системы живых существ, как и все другие биологические виды.

Такое уважение к научному знанию не могла не сказаться на эстетических ориентирах, поэтому художественное творчество стала ассоциироваться с научной деятельностью, а методика работы писателя стала напоминать исследования ученого.

Недаром выдающийся французский писатель-реалист XIX века. Оноре де Бальзак метко отметил, что «победа реализма над романтизмом обусловлена торжеством науки над фантазией». Эти научные открытия воплощались в литературе XIX в.: иногда косвенно, а иногда и прямо. Вот яркий пример из романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (1891): «Некоторое время Дориана интересовал мистицизм, с его удивительной жаром превращать обыденное в нечто необычное и таинственное... В другое время он склонялся к материалистической доктрины немецкого дарвинизма, увлечен концепцией абсолютной зависимости духа от определенных физических условий, патологических или здоровых, нормальных или ненормальных. Дориан с острым наслаждением сводил человеческие мысли и страсти к функции какой-либо клетки серого вещества мозга или белого нервного волокна».

Как видим, О. Уайльд иронически относился к вышеупомянутых концепций. Однако, как известно, в каждой шутке есть определенная доля правды. И она заключалась в том, что дарвинизм заметно влиял на умы современников и стилистику художественного творчества, которая все больше ассоциировалась с открытиями и «духом» естественных наук. Особенно это заметно в творчестве натуралистов, в частности Е. Золя, который был мастером художественного исследования законов наследственности («Ругон-Маккари»).

Тогда же естествоиспытатели обратили внимание на закономерность: растения того же вида вырастают существенно различными в неодинаковых условиях существования (жары или тени, дождей или засухи, чернозема или песков и т.д.). Эта закономерность была перенесена на жизнь общества и человека.

Во второй половине XIX в. настоящим властителем дум европейцев стал австрийский психолог Зигмунд Фрейд. Он был первым в научном исследовании подсознательного, самых - самых засекреченных глубин человеческой души, того, о чем человек может и не догадываться. Его открытие заметно повлияли на обновление художественной палитры писателей, что прежде всего касается представителей модернизма.

Найпровокативнішим среди философов XIX в. оказался представитель найсумирнішого профессии - профессор филологии Базельского университета Фридрих Ницше. Он выдвинул идею «сверхчеловека («bermensh»), которой якобы разрешено то, что запрещено всем другим людям. Эту идею впоследствии использовал Адольф Гитлер, «обосновывая» право немцев на мировое господство, поскольку они, мол, являются «высшим» (арийской) расой. Сокрушительный удар подобным философским суждением нанес Ф. Достоевский и что самое ценное - еще до их четкого формирования, предусмотрев эти идеи с теми умонастроениями, которые господствовали в Европе и России в середине XIX в. Главный герой его романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников размышляет, к какому «разряду принадлежит он сам: «дрожащих тварей» или «тех, кто право имеет» (фактически «сверхлюдей»). Русский мыслитель решает эту проблему с помощью религии - в конце произведения на каторге под подушкой Раскольникова лежит Евангелие - символ его обращение к Богу.

 

Зигмунд Фрейд

 

Итак, XIX в. было богатое раВНОобразными теориями, идеями и концепциями. Вместе с тем при всей внешней привлекательности, иногда они оказывались или практически невыполнимыми, или приводили совсем не к тем результатам, на которые изначально были направлены. Это нашло отражение в художественной литературе, где вроде бы замечательные идеи, лозунги и стремления героев усовершенствовать мир, бороться со злом заканчивались еще большим злом. Так, бунт Жульена Сореля («Красное и черное» Стендаля) против кастовой замкнутости французского общества субъективно вроде бы вполне оправдан и понятен. Однако объективно он обусловил лицемерие героя и ужасное преступление - выстрелы в госпожу де Реналь в церкви. Пророческий гений Гобсека, который позволил этому старигану постичь в начале XIX в. еще скрытую для многих суть капитализма, не спас самого ростовщика от власти золота. Этот «философ» и служитель богатства конце своей жизни деградировал и стал не загадочной романтичной фигурой с таинственным прошлым, а банальным скрягой, о чем свидетельствует описание его каморки, где портятся продукты (повесть «Гобсек» О. де Бальзака).

Теория Родиона Раскольникова, который тонко чувствует всю несправедливость общественного устройства, что щедро порождает и беспощадно убивает «поруганных и обиженных» и «п'яненьких», приводит к тому, что умный интеллигентный юноша становится преступником и чувствует, что он противен даже сам себе (роман «Преступление и наказание» Ф. Достоевского).

Волевая и умная женщина Анна Каренина стремится к любви, настоящего и искреннего, несмотря на общественные условности. Она не хочет быть лицемерной перелюбницею, которая наслаждается чувством втайне от мужа и общества, и поэтому не скрывает свою связь с Вронским. Однако все ее порывы закончились под колесами поезда, а дети, Сережа и Аня остались сиротами, да еще и знеславленими в глазах весьма требовательного к реноме своих членов «высшего мира» (роман «Анна Каренина» Л. Толстого). Обобщенно можно отметить, что субъективно позитивные, добрые намерения этих героев заканчиваются объективно отрицательным результатом.

Итак, писатели ХІХ в. опередили даже философов, спрогнозировав будущее раВНОобразных теорий и концепций, проводимых в реальной жизни.