2 КЛАСС
ИГРОВОЙ ДЕТСКИЙ ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР
Урок 2
Тема. Игровые детские песенки. Урок-концерт
Цель: обогащать знания детей о мировой фольклор - детские песенки, их раВНОвидности; развивать навыки выразительного чтения, внимание, смекалку, память; воспитывать интерес к устному творчеству народов мира.
Оборудование: бусы (на одной стороне каждой бусинки - по 1 букве, что составляет слово «фольклор», на второй - названия жанров устного народного творчества); учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня у нас необычный урок, потому что мы устроим концерт. Что означает это слово? (Публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и других номеров по определенной программе) Какими будут ваши выступления, сейчас вы узнаете.
III. Работа над новым материалом
1. Работа с ожерельем «Фольклор»
- Вспомните, какие жанры устного народного творчества вам известны.
- Сегодня мы ознакомимся с детскими песенками.
2. Работа над колыбельными
1) Вступительная беседа.
- Колыбельная - это ценная жемчужина, с которой начинается наша духовная жизнь. Колыбельные поют мамы своим деткам. Здесь нельзя повышать голос, мелодия тихим и всегда завораживает материнской нежностью, пестливістю, добротой, простотой.
2) «Воспоем колыбельную».
- Помните ли вы колыбельные, которые пели вам мамы? Спойте нам!
• Ой ходит сон возле окон,
А дрема возле плота.
Спрашивается сон дремоты:
- Где мы будем ночевать?
А-а, люли, люли, люли, люли.
• Где избушка тепленькая,
Где детка маленькая,
Там мы будем ночевать,
Малое дитя качать.
А-а, люли, люли, люли, люли.
• Ой, люли, ой, люли, налетели гули.
Сели на воротах в красных сапогах.
Сели и раденькі, что спит мой маленький,
Что спит и не слышит, где гуля ночует.
3) Чтение колыбельных.
а) Выразительное чтение учителем болгарского колыбельной «Сон», мелодичное чтение учениками (шепотом).
- О чем говорится в колыбельной?
б) Работа по рядам.
Каждый ряд учится мелодично читать одну колыбельную (по выбору) и пытается спеть.
- О чем говорится в колыбельной?
3. Работа над забавлянками
1) Вступительная беседа.
- Следующая жемчужина - потешки. Это коротюсенькие песенки или стишки юмористически-шутливого содержания, сопровождаются соответствующими движениями, активизируют единство слова и моторики ребенка, развивают его речь. Несмотря на свою простоту, потешки способствуют оживленному общению с окружающей средой, формируют чувство прекрасного.
2) Конкурс «Кто знает потешки?».
• Гойда, гойда, гойдаша,
Где кобыла, там жеребенок,
А кобылка в лесу,
А жеребенок - в крыше.
• Пеку-пеку хлебец
Детям на обідчик:
Меньшему - меньше,
Старшему - больше.
Шусть в печь! Шусть в печь!
3) Чтение забавок.
а) Самостоятельное чтение (шепотом).
б) Выразительное чтение.
- О чем говорится в каждой забавлянці?
- Какая из них понравилась больше всего?
в) Запоминание потешки (по выбору).
4. Работа над детскими песенками
- Еще одна интересная жемчужинка из нашего волшебного ожерелья - детские песенки.
1) Конкурс «Кто знает детские народные песенки?».
• И повадился журавель, журавель
До бабьих конопли, конопли.
Такой, такой журавель,
Такой, такой долговязый,
Такой, такой носатый,
Такой, такой дибле,
Конопельки щиплет.
Ой я поэтому журавля, журавля
Кием ноги перебью, перебью!
• Ой не косы, бугскую, сена, заросишся по колено.
Пусть его цапля косит, что высокую платье носит.
• Иди, иди, дождик,
Сварю тебе борщику
В зеленом горшке.
Ведром, ведром, дійницею
Над всякой пашницею.
2) Чтение детских песенок.
>> Работа в группах (по 4 ребенка)
Каждая группа готовится выразительно прочитать одну песенку и рассказать, о чем в ней говорится.
5. Работа над небылицами
1) Вступительная беседа.
- Следующая жемчужина - небылицы. Они могут быть стихотворные или прозаические, и главное - в них не должно быть и слова правды.
- Известны ли вам какие-то небылицы? Вот послушайте и докажите, что это - небыль.
Коза занявкала на крыльце,
Замекав котик во дворе.
Пошла корова танцевать,
«Хрю-хрю», - сказала детишкам.
В будке козлик кукарекнул.
Залаяла в хлеву кабан,
Перепрыгнул через дверцу
И полетел себе на лан.
2) Чтение небылиц (по учебнику).
а) Самостоятельное чтение небылиц.
б) Выразительное чтение и обсуждение.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа в тетрадях
Ответы к заданию 1: сон; дитя; дремота; зайчик.
Ответы к заданию 5: делал - молотил; ножками - рожками; замов - поносил; похаживаю - пою; «Кеки-меки!».
2. Игра «Узнай»
- Я буду читать строки из детских песенок, а вы узнайте их героев и скажите, какой народ их придумал.
V. Итог урока
- С какими жемчужинами народной мудрости вы познакомились?
- Удалось ли нам занятие-концерт?
- Какие песенки вам понравились больше всего и почему?
- У кого из вас возникло желание выучить какую-нибудь песенку? Почему?
- Чем интересны небылицы?