2 КЛАСС
ИГРОВОЙ ДЕТСКИЙ ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР
Урок 3
Тема. Считалки. Игры. Урок-игра
Цель: активизировать и закрепить знания учащихся об устную народную мудрость мира; ознакомить с считалками и играми народов мира; развивать воображение, память, мышление; воспитывать интерес к устному творчеству народов мира.
Оборудование: ожерелье {на одной стороне каждой бусинки - по 1 букве, составляющих слово «фольклор», на второй - названия жанров устного народного творчества); учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Кто хочет быть красивым - играй,
Кто хочет быть счастливым - играй,
Кто хочет быть здоровым - играй!
II. Сообщение темы и цели урока
- Подумайте, какую жемчужину народной мудрости мы сегодня с вами откроем.
- Итак, начинается урок-игра!
III. Актуализация опорных знаний
1. Рассказ учителя
- Еще одним сокровищем народной мудрости детская народная игра. «Как ребенок бегает и играется, так ей улыбается здоровья», - гласит народная мудрость. Ох и хитрая штука игра! Вы считаете, что игра - это баловство? Ба, нет, это своеобраВНОе искусство. В играх воспроизведен характер народа. Народная игра воспитывает дружеские отношения, потому что каждому в жизни нужен друг. Народная игра - это когда все вместе. В игре соревнуются, познают друг друга. Игра дарит людям радость и бодрость. Игра помогает стать добрым, отзывчивым, честным и смелым.
2. Припоминание украинских народных игр
- Какие украинские народные игры вы знаете? («А мы просо сеяли», «Там на горе мак», «Подоляночка»)
3. Повторение считалок
- Прежде чем играть, нужно выбрать ведущего или какого-то героя. Как следует сделать выбор? Для этого существуют считалки.
Считалки - миниатюрные стихи с четким ритмом и полной рифмой; они помогают определить роль участников игры или размещения игроков по группам. Выполняют считалки, как правило, речитативом. Авторами и исполнителями считалок являются сами дети.
- Какие считалки вы знаете?
В поле - маки, в небе - грачи.
Завелись в реке раки.
Стали раки воду пить -
Выходи, тебе водить.
Пепел, пепел, пепельница, а где же наша зозулиця?
Над морем летала, синим глазом кивала.
А ты, киве, не кивай, а ты из города беги.
Шмель, оса и пчелка -
Вот и вся считалка.
- Это мы вспомнили украинские игры и считалки. Каждый народ может похвастаться своими сокровищами, и сейчас мы ознакомимся с ними.
IV. Работа над новым материалом
1. Работа над считалками
- Рассмотрите в учебнике, считалки какого народа там представлены.
- Прочитайте сперва шепотом. О чем она? Какая она - реальная или фантастическая?
- Потренируйтесь, прочитайте его по слогам. Послушаем ее в исполнении нескольких учеников.
Аналогично проводим работу с другими считалками (вторую читают вполголоса, а третью - в парах).
2. Ознакомление с играми
- Рассмотрите, сколько игр описано в учебнике. Каких народов это игры?
С первой игрой детей знакомит учитель.
- Кто может рассказать, как играть в эту игру?
>> Работа по рядам
Каждый ряд должен прочитать, подготовиться и объяснить содержание определенной игры.
- А теперь пора поиграть в новые игры (по выбору детей).
V. Закрепление изученного материала
>> Работа в тетрадях
VI. Итог урока
- Понравилась ли вам новая жемчужина фольклора - игры?
- Нужно играться? Почему?
- В какие иВНОвых игр можно играть на перемене?
- Полезным было сегодняшнее занятие? Почему?
- Подготовьтесь к игре «Автогонки».