2 КЛАСС
УСТНАЯ МУДРОСТЬ НАРОДОВ МИРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Урок 1
Тема. Пословицы, поговорки, загадки
Цель: обогащать знания детей о мировой фольклор и его жанры; учить группировать материал и выделять в нем главное содержание; развивать технику чтения, навыки выразительного чтения, внимание, смекалку, наблюдательность; воспитывать желание больше узнавать о культурных традициях народов мира.
Оборудование: рисунок сундука; ожерелье (на одной стороне каждой бусинки - по 1 букве, составляющих слово фольклор, на второй - названия жанров устного народного творчества); учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
- Сегодня у нас в классе есть необычный предмет. Что это? (Сундук) Для чего она предназначена? Еще с давних времен, из поколения в поколение каждый народ передавал свои сокровища. Сундук - символ сокровищ. Интересно, какие же это могут быть сокровища? (Учитель выставляет ожерелье со словом «фольклор».) Существует и другое название фольклор - устное народное творчество. Что же относится к устному народному творчеству?
>> Викторина «Что это?»
- Я зачитуватиму текст определенного жанра фольклора, а вы назовите, что это.
• Кристя-мистя. Уши - из листьев!
Нос - лук, сверху - пузырь! (Дразнилка)
- Народная дразнилка всем своим строем ориентирована на то, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным проявлениям в поведении, привычках, внешнем виде. Без дразнилки игра и жизнь ребенка теряют время гармоничность, а порой - и справедливость.
• Катилась торба с высокого горба,
А в той торбе хлеб, булка -
На кого попадет, тот будет щурится. (Считалка)
• Лежит колода среди болота -
Да какое солнце, и не высохнет. (Язык) (Загадка)
• Ходит кот по горе, носит сон в рукаве,
Всем детям продает, Максимке так дает. (Колыбельная)
• - Гуси, гуси, домой!
- Чего?
- Волк за горой!
- Что он делает?
- Гуся ощипывает!
- Какую?
- Серую, белую, мохнатую, убегайте, гусоньки, в дом! (Игра)
• Драться - не дрались, немного повздорили,
Потом посмеялись, друзьями остались. (Мирилка)
- Помирки - небольшие песенки, рассчитанные на то, чтобы забыть недавнюю ссору, восстановить товарищеские отношения.
• Ой вы, дети, потому козенятоньки,
Відімкнітеся, відчинітеся.
Ваша мать пришла,
Молочка принесла. (Сказка)
• В цапли черные ботиночки.
Чапля чапа до водички. (Скороговорка)
• Надо наклониться, чтобы из колодца воды напиться. (Пословица)
• - Ладушки, ладушки, где были?
- У бабушки.
- А что ели?
- Кашицу.
- А что пили?
- Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
Ізнялися, полетели на головку сели. Шу! (Потешки)
- Все это и есть жанры устного народного творчества.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с фольклором народов мира. Будьте внимательными, наблюдательными, вас ждет интересная и творческая работа.
IV. Работа над новым материалом
1. Рассказ учителя о фольклоре (по материалу учебника*)
2. Игра «Шифровальщики»
- С какими жанрами устного народного творчества мы будем знакомиться, поможет отгадать игра. Расшифруйте слова!
Казприки сліприв'я кигадза.
3. Работа над пословицами и поговорками
Учитель переворачивает бусинки другим боком и открывает названия.
- Что такое пословицы и поговорки?
>> Работа по учебнику
1) Самостоятельное чтение учащимися текста.
2) Беседа по содержанию прочитанного.
- Что такое пословицы, поговорки?
- Чем они отличаются?
3) Чтение пословиц и поговорок «цепочкой», толкования их содержания.
- Какие больше всего понравились? Чем именно?
4) Работа в группах.
- Подберите к каждой группе пословиц соответствующее название и вспомните украинские пословицы и поговорки этой тематики.
5) Работа в парах.
- Запомните одно пословицы (по выбору) и объясните его значение товарищу по парте.
4. Работа над загадками
1) Вступительная беседа.
- Что такое загадки? Еще небольшие поэтические произведения, в основе которых есть вопросы. Для того чтобы на них ответить, нужно уметь выделять особые характерные признаки того или иного предмета или явления, уметь сравнивать их.)
- В древности умение разгадывать загадки было мерилом мудрости и ума. Загадки следует читать в медленном темпе, с засекреченным интонацией и обязательно дослушать до конца.
2) Соревнования между командами.
Класс объединяется в 2 команды. Одна команда читает загадку, другая - отгадывает и наоборот.
- Какая загадка понравилась больше всего? Почему?
3) Работа в группах. «Кто лучше?» (выразительное чтение загадок).
4) Работа в парах.
Творческое задание: придумайте свои загадки.
Чтение и отгадывание собственных загадок.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа в тетрадях**
Ответы к заданию 1: фольклор; народ; пословицы; поговорки; загадки; жить.
Ответы к заданию 5: песня; загадка; поговорка; пословица; скороговорка; игра; чистомовка; дразнилка; небылица; считалка; сказка.
2. Игра «Меткий стрелок»
- Подберите пословицу или поговорку.
• Вам встретился человек, который не любит работать;
• как надо относиться к родителям;
• нужно учиться;
• вы встретили отзывчивого, доброго человека;
• что вы скажете о дружбе;
• как следует относиться к другим людям;
• что вы скажете о родной стране.
VI. Итог урока
- С чем вы познакомились на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- Что запомнилось?
________________________________________________________________
* Мовчун А. И., Харсіка Л. И. Зарубежная литература. 2 класс: Учебное пособие. - К. : АВДИЯ, 2010.
** Думская Н. О., Мисловска В. М., Слякоть И. С. Зарубежная литература. 2 класс. Рабочая тетрадь-пособие (по программе А. И. Молчун). - X.: Изд. группа «Основа», 2012. - 80 с.