ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

2 КЛАСС

 

УСТНАЯ МУДРОСТЬ НАРОДОВ МИРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

Урок 1

Тема. Пословицы, поговорки, загадки

 

Цель: обогащать знания детей о мировой фольклор и его жанры; учить группировать материал и выделять в нем главное содержание; развивать технику чтения, навыки выразительного чтения, внимание, смекалку, наблюдательность; воспитывать желание больше узнавать о культурных традициях народов мира.

Оборудование: рисунок сундука; ожерелье (на одной стороне каждой бусинки - по 1 букве, составляющих слово фольклор, на второй - названия жанров устного народного творчества); учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний

- Сегодня у нас в классе есть необычный предмет. Что это? (Сундук) Для чего она предназначена? Еще с давних времен, из поколения в поколение каждый народ передавал свои сокровища. Сундук - символ сокровищ. Интересно, какие же это могут быть сокровища? (Учитель выставляет ожерелье со словом «фольклор».) Существует и другое название фольклор - устное народное творчество. Что же относится к устному народному творчеству?

>> Викторина «Что это?»

- Я зачитуватиму текст определенного жанра фольклора, а вы назовите, что это.

• Кристя-мистя. Уши - из листьев!

Нос - лук, сверху - пузырь! (Дразнилка)

- Народная дразнилка всем своим строем ориентирована на то, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным проявлениям в поведении, привычках, внешнем виде. Без дразнилки игра и жизнь ребенка теряют время гармоничность, а порой - и справедливость.

• Катилась торба с высокого горба,

А в той торбе хлеб, булка -

На кого попадет, тот будет щурится. (Считалка)

 

• Лежит колода среди болота -

Да какое солнце, и не высохнет. (Язык) (Загадка)

 

• Ходит кот по горе, носит сон в рукаве,

Всем детям продает, Максимке так дает. (Колыбельная)

 

• - Гуси, гуси, домой!

- Чего?

- Волк за горой!

- Что он делает?

- Гуся ощипывает!

- Какую?

- Серую, белую, мохнатую, убегайте, гусоньки, в дом! (Игра)

 

• Драться - не дрались, немного повздорили,

Потом посмеялись, друзьями остались. (Мирилка)

- Помирки - небольшие песенки, рассчитанные на то, чтобы забыть недавнюю ссору, восстановить товарищеские отношения.

• Ой вы, дети, потому козенятоньки,

Відімкнітеся, відчинітеся.

Ваша мать пришла,

Молочка принесла. (Сказка)

 

• В цапли черные ботиночки.

Чапля чапа до водички. (Скороговорка)

 

• Надо наклониться, чтобы из колодца воды напиться. (Пословица)

 

• - Ладушки, ладушки, где были?

- У бабушки.

- А что ели?

- Кашицу.

- А что пили?

- Бражку.

Кашку поели, бражку попили.

Ізнялися, полетели на головку сели. Шу! (Потешки)

- Все это и есть жанры устного народного творчества.

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с фольклором народов мира. Будьте внимательными, наблюдательными, вас ждет интересная и творческая работа.

 

IV. Работа над новым материалом

1. Рассказ учителя о фольклоре (по материалу учебника*)

2. Игра «Шифровальщики»

- С какими жанрами устного народного творчества мы будем знакомиться, поможет отгадать игра. Расшифруйте слова!

Казприки сліприв'я кигадза.

3. Работа над пословицами и поговорками

Учитель переворачивает бусинки другим боком и открывает названия.

- Что такое пословицы и поговорки?

>> Работа по учебнику

1) Самостоятельное чтение учащимися текста.

2) Беседа по содержанию прочитанного.

- Что такое пословицы, поговорки?

- Чем они отличаются?

3) Чтение пословиц и поговорок «цепочкой», толкования их содержания.

- Какие больше всего понравились? Чем именно?

4) Работа в группах.

- Подберите к каждой группе пословиц соответствующее название и вспомните украинские пословицы и поговорки этой тематики.

5) Работа в парах.

- Запомните одно пословицы (по выбору) и объясните его значение товарищу по парте.

4. Работа над загадками

1) Вступительная беседа.

- Что такое загадки? Еще небольшие поэтические произведения, в основе которых есть вопросы. Для того чтобы на них ответить, нужно уметь выделять особые характерные признаки того или иного предмета или явления, уметь сравнивать их.)

- В древности умение разгадывать загадки было мерилом мудрости и ума. Загадки следует читать в медленном темпе, с засекреченным интонацией и обязательно дослушать до конца.

2) Соревнования между командами.

Класс объединяется в 2 команды. Одна команда читает загадку, другая - отгадывает и наоборот.

- Какая загадка понравилась больше всего? Почему?

3) Работа в группах. «Кто лучше?» (выразительное чтение загадок).

4) Работа в парах.

Творческое задание: придумайте свои загадки.

Чтение и отгадывание собственных загадок.

 

V. Закрепление изученного материала

1. Работа в тетрадях**

Ответы к заданию 1: фольклор; народ; пословицы; поговорки; загадки; жить.

Ответы к заданию 5: песня; загадка; поговорка; пословица; скороговорка; игра; чистомовка; дразнилка; небылица; считалка; сказка.

2. Игра «Меткий стрелок»

- Подберите пословицу или поговорку.

• Вам встретился человек, который не любит работать;

• как надо относиться к родителям;

• нужно учиться;

• вы встретили отзывчивого, доброго человека;

• что вы скажете о дружбе;

• как следует относиться к другим людям;

• что вы скажете о родной стране.

 

VI. Итог урока

- С чем вы познакомились на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Что запомнилось?

________________________________________________________________

* Мовчун А. И., Харсіка Л. И. Зарубежная литература. 2 класс: Учебное пособие. - К. : АВДИЯ, 2010.

** Думская Н. О., Мисловска В. М., Слякоть И. С. Зарубежная литература. 2 класс. Рабочая тетрадь-пособие (по программе А. И. Молчун). - X.: Изд. группа «Основа», 2012. - 80 с.