ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ж.-Ж. РУССО И П. БОМАРШЕ

3. Вклад П. Бомарше в развитие французской драматургии

 

Жизнь и творчество Бомарше можно считать гражданским подвигом: его деятельность была протестом против социальных устоев так называемого «старого строя».

Бомарше был одним из наиболее ярких представителей своей эпохи, возможно, даже более ярким, чем она сама. Его судьба - цепь головокружительных взлетов и стремительных падений - является почти зеркальным отражением политической биографии Франции второй половины XVIII века и вместе с тем удивительно напоминает судьбу главного из придуманных им героев - проходимца и говоруна, неизменного любимца театральной публики - Фигаро. «Услужливый, живой, Подобный своему герою, Веселый Бомарше блеснул перед тобой» - таким увидел великого драматурга А. Пушкин («К вельможе»), не случайно выделив в нем именно те черты, которые преобладают среди других, составляющих природу его одаренности, а именно: удивительную живость его характера, поистине фантастическую изобретательность, которая при любых обстоятельствах позволяла ему не терять присутствия духа и находить выход из всех тех препятствий, которыми щедро обставила жизненный путь Бомарше его капризная судьба. «Шипучий, как шампанское», - метафора, через которую характеризует Бомарше Герцен, - чрезвычайно удачно и лаконично дорисовывает в воображении образ человека, имя которого вошло в память потомков, составило эпоху в жизни театра, мировую славу и предмет национальной гордости Франции.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился в Париже на улице Сен-Дени 24 января 1732 года. Частица «де», что свидетельствовало о дворянскую принадлежность фамилии, - следствие позднейших достижений писателя, поскольку судьба распорядилась так, что мальчик появился на свет в семье часовых дел мастера Андре Карона, часовщика с деда - прадеда. Вопросы происхождения, исключительно важное для общества, в котором все силы брошены на поиски средств в борьбе за существование, оставалось болезненным местом Бомарше на протяжении почти всей его жизни. «Я находился в толпе людей темного происхождения...», - откровенно пожалуется зрителю герой Бомарше Фигаро, вспоминая свое детство. Словно компенсируя неудобства собственной судьбы, Бомарше «подправляет» биографию своего героя, находя «счастливое объяснение» обстоятельствам его низкого происхождения.

В реальной жизни все было иначе. Не было никакой тайны происхождения, никаких именитых родителей. Вид старого Карона ничем не напоминал разбойника, гендлює похищенными младенцами. Наоборот, это достаточно уважаемый мастер, что, кроме всего прочего, отличался еще и чувственной натурой и склонностью к чтению литературы, заботливо заботился как о содержании семьи, так и о приличное воспитание своих отпрысков. Посещение церкви было обязательным. Опоздания сразу же каралось штрафом, который брался из суммы, которую старик Карон ежемесячно выдавал детям на сладости. Некоторое время маленький Бомарше даже ходил в школу, на которую его отец, впрочем, не возлагал особых надежд, поскольку судьба его сына была уже определена: он должен был занять место помощника в его мастерской.

Бомарше вполне овладел премудростями родительской дела, однако вряд ли получал от нее удовольствие.

В довольно сомнительной компании, которой окружил себя Бомарше, было немало представительниц другого пола, каким он составлял неприхотливы по содержанию и форме стихи. Все это продолжалось довольно долго, но в конце концов терпение старого Карона лопнуло и после очередной ссоры он выставил сына за порог.

Судьба улыбнулась ему через три года назад, когда никому неизвестный молодой человек, который достиг вершин профессионального мастерства, прославился как изобретатель. Однако сначала это дело получило весьма неожиданный оборот. В сентябре 1753 году знаменитый часовщик Лепоты опубликовал в газете «Меркюр» сообщение о сделанном им важное усовершенствование часового механизма. Двумя месяцами ранее своей радостью по поводу аналогичного открытия, конечно, при условии сохранения его в полной тайне, с Лепотом поделился не кто иной, как часовщик - начинающий Пьер Огюстен Карон - младший. Дело дошло до суда, и на этот раз справедливость восторжествовала. Решением Академии наук авторство изобретения определялось с Кароном. Шум, который поднялся вокруг этой скандальной истории, сообразительный Карон - младший мгновенно использовал для достижения своих далеко идущих планов. Появившись однажды в Версале, он вполне серьеВНО читает лекцию королю и его окружению о преимущества изобретенного им часового механизма. Кроме того, прекрасно осознавая, что теория должна быть подкреплена практикой, мсье изобретатель усердно преподносит фаворитке короля, мадам де Помпадур, небольшой даруночок в виде годинничка, вмонтированного в перстень. Естественно, что подобные мелочи сразу же изъявили желание иметь у себя Людовик XV и половина его двора. Карон старался, и изысканности его фантазии не было предела: вельможной дочери короля, принцессе Виктории, например, был явлен часы с двойным стеклом, через которое стрелки было видно со всех сторон. Как комично не выглядели со стороны откровенные попытки Карона втереться в круг внимания славной королевской семьи, он таки получил, что хотел: место придворного часовщика и славу непревзойденного мастера в своем деле.

«Только Бомарше появился в Версале, - пишет его биограф Годен, - женщины были поражены его высоким ростом, телосложением, правильными чертами его свежего и выразительного лица, его уверенным взглядом... наконец тем пылом, с которым он поглядывал на женщин». Было бы странным, если бы Бомарше этим не воспользовался. Урожденная Обертон, Мария Мадлена Франке была женщиной лет тридцати пяти, которую можно было бы назвать красавицей, если бы в данном случае это имело какое-то значение. Должность ее мужа - что-то вроде контроллера при королевской кухне - Карон, возможно, и не считал лучшей из тех находок, которые могли ждать его в Версале, но все же это было нечто большее, чем его собственная должность. Старый Франке согласился передать ему свое место в обмен на ренту, которую ему, в свою очередь, согласился выплачивать проходимец Карон. Еще через полгода Франке умер, и того же 1756 года Карон взял брак с его безутешной вдовой, Марией Обертон.

От этого брака, который вне всякого сомнения, был браком по расчету, родилось фамилия Бомарше, поскольку именно такое название имел один из имений госпожа Франке. Все же Бомарше не смог воспользоваться в полной мере из тех возможностей, которые открывал перед ним этот брак. Через год его прекрасная половина внезапно умирает, и все наследство переходит в руки ее родные.

Прошло совсем немного времени, и в Версале снова заговорили о Бомарше, на этот раз - как о непревзойденном арфіста. «Старый Карон ошибался, когда писал сыну, что его погубит увлечение музыкой, - справедливо замечает по этому поводу биограф Бомарше М. Барро. - Бомарше так очаровал принцесс своей игрой на арфе, что они сразу же изъявили желание учиться игре на этом инструменте, а Бомарше иметь своего учителя». При королевском дворце по инициативе Бомарше устраивались регулярные концерты, конечно, в присутствии короля и его ближайшего окружения. Кривая славы Бомарше снова уверенно поползла вверх, и он ждал теперь только на меткое возможность, чтобы снова занять завоеванные позиции при дворе.

Богатейший финансист Пари Дюверне имел незаурядный проблемы с офицерской школой, в которую он вложил огромные деньги и которая никак не могла получить официального признания. Дело было за малым: школу должна была осчастливить своими личными посещениями его королевское величество. Единственная загвоздка заключалась в том, чтобы найти фаворита, который бы взялся это устроить. И он его нашел. Благодарность Дюверне не имела границ, поэтому не удивительно, что вскоре финансовое состояние Бомарше значительно улучшилось. Первый банкир Франции, он, по словам Бомарше, помогал ему не только кредитами, но и своим опытом ведения дел, который, надо полагать, стоил никак не меньше. Деньги - вот что могло стать залогом успешного продвижения по карьерной лестнице.

Государственные должности разных рангов во Франции XVIII в. были предметом купли-продажи. Бомарше купил себе должность секретаря его величества. Не говоря уже о других прелестях, эта должность автоматически подносила Бомарше к так страстно желанного им дворянского титула. К имени Бомарше теперь добавлялась частица «де». Но это было только начало, поскольку карьерные соображения Бомарше простирались гораздо дальше.

Должность главного смотрителя вод и лесов Франции, которую смерть ее владельца сделала вакантной, была, исходя из упомянутых соображений, лакомым кусочком, но Бомарше был не единственный, кто претендовал на нее. Это дело он проиграл, но вскоре все же сумел ворваться в высших эшелонов французской аристократии. Должность, которую он купил, называлась - генерал-лейтенант королевской охоты в Лаврской местности. Ее он занимал в течение 1763 - 1774 годов. В 1774 году Бомарше посетил Испанию, где устраивал семейные дела своей сестры. И хотя визит был вполне частный, Бомарше можно было увидеть среди членов испанского правительства, которых он соблазнял грандиозными финансовыми проектами.

То обстоятельство, что после серии блестящих финансовых операций Бомарше пытался найти себя еще и на литературной арене, не должна удивлять. В семье Каронів процветало повальное увлечение литературой. Еще во время пребывания на должности королевского секретаря Бомарше написал пьесу «Оптимизм», которая стала своеобразным откликом на вольтерівську повесть «Кандид, или Оптимизм». Очевидно, в Испании к Бомарше пришла мысль попробовать свои силы в драматургии, в частности в жанре драмы, или «сльоВНОї комедии», как ее тогда называли, был сценическим новинкой и входил в моду.

Первая драма, с которой вступил на сцену Бомарше в 1764 году, имела название «Евгения». Ее не слишком привередлив фабула была полностью выдержана в сентиментальных настроениях: дочь провинциального дворянина Евгения поддается искушению богатого английского лорда Кларендона, который разыгрывает с ней брак, на самом деле фиктивный. После прибытия в Лондон беременная Евгения открывает эту горькую правду, которая становится еще более невыносимой после того, как она узнает, что лорд намерен жениться на другой. Конец этой драмы не похож на жизнь, но безупречно счастлив: коварный аристократ, тронутый страданиями девушки, женится на ней и на этот раз по-настоящему.

Следует отметить, что к этой драмы было добавлено теоретический манифест - предисловие «Исследование о серьезный драматический жанр». Бомарше отрицает трагедию, утверждая, что современного зрителя не могут интересовать события, которые происходили в Афинах или Древнем Риме, поскольку они не обучают правилам морали. Представление должно вызвать у зрителей чувство сопереживания, что ставило бы их на место героев и таким образом предостерегало от жизненных ошибок.

Окрыленный успехом своего первого сценического проекта и придерживаясь собственных принципов драматического искусства, Бомарше пишет еще одну драму в таком же духе. Новая пьеса, которая называлась «Два друга, или Лионский купец», впервые была поставлена в театре 13 января 1770 года и потерпела полный крах. После этой пьесы Бомарше понял, что серьезный жанр не для него и поэтому обратился к жанру комедии.

Новый удар судьбы настиг Бомарше в том же 1770 году. Внезапно ушел из жизни его могущественный благодетель и покровитель Дюверне. Незадолго до смерти он подписал документ, по условиям которого его любимец должен был получить от него около 90 тысяч экю, что в те времена составляло немалую сумму. Наследник умершего, граф Лаблаш категорически отказался заплатить Бомарше эти деньги, кроме того, обвинил его в финансовых махинациях. Дело попало в суд. На стороне Лаблаша были деньги, связи. Однако выиграл судебный процесс Бомарше. Казалось бы, фортуна вновь начинает возвращаться к нему, но Лаблаш не довольствовался решением суда, подал судебную жалобу в парламент. На имущество Бомарше был наложен арест. Бомарше попытался было договориться с женой нового докладчика в суде, господина Германа, но на этот раз его обвели вокруг пальца. Он проиграл и процесс, и деньги. Единственное, что смог сделать в этой ситуации Бомарше, это отомстить. С этой целью он написал свои знаменитые «Мемуары», в которых опубликовал все закулисные перипетии своего судебного процесса. «Мемуары» Бомарше принесли европейскую известность. Принц Конти назвал его «великим гражданином».

Еще в 1772 году, то есть к процессу с Германом, он написал первую из пьес, составивших впоследствии драматическую трилогию, которая позже сделала его имя известным во всем мире. Не полагаясь больше на обанкротившийся «трогательный» жанр, Бомарше решительно изменил свою драматургическую ориентацию, и из-под его пера выходили веселая и жизнерадостная опера с куплетами на итальянские мелодии. «Севильский цирюльник» - так назвал свое новое произведение Бомарше - был поставлен в театре только три года назад, когда умер Людовик XV и был разогнан парламент, скомпрометированный «Мемуарами».

Сначала комедия имела форму фарса, потом оперы и лишь впоследствии приобрело формы, известной многим поколениям зрителей.

Первое представление пьесы была провалена, что дало основания незчисленному легиона врагов драматурга радостно сообщить об окончании его театральной карьеры и окончательный крах его репутации. На самом же деле пьеса просто была несколько растянута, и после незначительной, «косметической» правки «Севильский Цирюльник», по словам автора, «похоронен в пятницу, с триумфом воскрес в воскресенье».

Драматургический расчет Бомарше был стопроцентным успехом. Завязана на острой интриге любовная история со счастливым концом и герой, воплощающий яркого представителя демократических слоев общества, во многих чертах, кроме того, соприкасающийся своему автору, которому симпатизировали, чрезвычайно понравились французскому зрителю.

Возможно, именно этот успех и подтолкнул Бомарше написать продолжение, в котором, как и в первой пьесе, главным героем выступил так удачно схвачен им тип человека из народа.

В 1777 году Бомарше основал общество драматургов, которые в те времена полностью зависели от книгоиздателей и актеров, и добился признания авторского права. Он отдавал все свои силы и средства для того, чтобы издать произведения Вольтера, две третьи из которых были запрещенными. В течение 1783 - 1790-х годов ему удалось издать собрание сочинений Вольтера в 70 и 92 томах.

В 1781 году Бомарше закончил продолжение «Севильского цирюльника». Новая пьеса называлась «Свадьба Фигаро». Действие новой комедии, как и предыдущей, происходит в Испании, в трех милях от Севильи. Комический интерес здесь инициируется конфликтом между графом Альмавівою и его камердинером Фигаро; причиной которого становятся посягательства склонного к любовным фліртів графа на невесту его слуги, Сюзанну. В свое время граф по случаю своего бракосочетания с Розиной («Севильский цирюльник») отменил старинный право сеньора на ночь с девушкой его владений, что собирается до брака. Теперь, когда Сюзанна собралась пожениться с Фигаро, он выразил сожаление по поводу своей неосмотрительности и решил компенсировать ее тайным обещанием дать Сюзанне приданое, если она согласится на его похотливую предложение. Вокруг Сюзанны и ее брака с Фигаро идет острая борьба, победителями которой, в конце концов, выходят молодые любовники.

Зрительские симпатии исключительно на их стороне, им симпатизируют и сознательно или бессознательно помогают почти все персонажи пьесы, включая Розину, жену графа, которая, принимая непосредственное участие в устройстве счастью влюбленных, преследует цель еще и хорошенько проучить своего высокомерного мужа.

«Свадьба Фигаро» - это веселая и яркая комедия, построенная на непрерывном дежурстве комических положений и мастерски закрученных интриг. Все влюблены друг в друга и друг против друга интригуют. Тема любви занимает в новой пьесе значительное место, но все же не главное, как это было в «Севильском цирюльнике». Это блестящая комедия интриги. Это музыкальная пьеса, в которой воссоздана точная и достоверная картина нравов во Франции (то, что действие происходит в Испании, не ввело в заблуждение зрителей).

Сам Бомарше в предисловии писал: «Итак, в «Севильском цирюльнике» я только кивнул устои государства, тогда как в своей новой пьесе, еще более ядовитой и бескомпромиссной, я ее опротестовую. - и дальше. - Без острых положений в пьесе, положений, непрерывно спричинюваних социальным неравенством, невозможно достичь на сцене ни высокой патетики, ни глубокой морали, ни истинного и благотворительного комизма».

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» - шедевр сценического искусства и общественно-политический акт, настоящая исповедь Бомарше. Недаром Людовик XVI, прочитав в 1782 году рукопись комедии, запретил ставить ее на сцене: «Если быть последовательным, то, чтобы разрешить постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию. Этот человек издевается над всем, что следует уважать в государстве». Бомарше прекрасно понимал, что причины запрета его пьесы были сугубо политическими. Однако сам драматург, который неофициально занимал пост министра и решал важные государственные дела, был нужен правительству, несмотря на заявление короля, победу все же одержал он.

Несмотря на многочисленные цензурные препоны, пьеса пробила себе путь на сцену. Первое представление комедии состоялась в придворном театре в 1783 году, а 27 апреля 1784 года пьеса впервые была представлена широкой публике. Новую пьесу Бомарше сопровождал грандиозный триумф. Она стала пиком славы эти популярности Бомарше. Кроме того, комедия была предвестницей революции 1789 года. Недаром Дантон заявил, что «Фигаро» положил конец аристократии, а Наполеон назвал пьесу «революцией в действии».

Все, что Бомарше напишет и сделает дальше, будет, как это не прискорбно признавать, уже отсчетом на спад.

Драматург живо интересовался проблемой реформы оперы и пытался найти приемы, с помощью которых можно было бы передать философский смысл пьесы на языке музыки. В доказательство правильности своей теории он написал либретто к философской оперы «Тарар» (1787, впервые поставлена 8 июня 1787 года), музыку к которой создал сам А. Сальери.

Годы революции (1789 - 1794) стали тяжелым испытанием для драматурга, который стремительно терял популярность. Пытаясь реабилитироваться в глазах вчерашних поклонников, он создал пьесу «Преступная мать, или Второй Тартюф», которая стала третьей, заключительной частью драматической трилогии о Фигаро. 6 июня 1792 года пьеса была поставлена в театре. Реакция зрителей на нее была более чем прохладной.

Самому драматургу все время грозил арест и смертный приговор. Чтобы как-то смягчить свое положение, Бомарше предлагал восставшей Франции свои услуги и брался закупить и перевезти на родину из Голландии большую партию ружей. Однако его афера потерпела крах. В Париже Конвент объявил его государственным преступником, ему грозил эшафот. Бомарше бежал в Англию. Его жену и дочь были арестованы, все имущество конфисковано. В Париж Бомарше вернулся лишь после поражения революции почти нищим.

Ночью 18 мая 1799 года, через три года после своего возвращения на родину, сердце Бомарше остановилось. Враги драматурга распустят сплетни о том, что Бомарше отравился. Конечно, это была неправда.

На сюжеты пьес Бомарше написали оперы В. А. Моцарт («Женитьба Фигаро» 1786), Дж. Россини («Севильский цирюльник», 1816).