ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Чарлз Диккенс 1812 - 1870

 

Вехи жизни,вехи творчества

 

Страстный гуманизм

Ч. Диккенс родился 7 февраля 1812 г. неподалеку от большого портового города Портсмута в семье мелкого чиновника Адмиралтейства (так до 1964 г. называлось военно-морское ведомство Великобритании). В 1814 г. Діккенси переехали в Лондон. Когда будущему писателю исполнилось одиннадцать лет, его беззаботную и обеспеченную жизнь парня из «среднего класса» (в сознании англичан деление на общественные слои был чрезвычайно важным) кардинально изменилось. Из-за безрассудства отец Чарлза попал в лондонской долговой тюрьме Маршалсі (позже она будет подробно изображена писателем в романе «Маленькая Доррит»). Оказаться в долговой тюрьме мог любой, даже незначительный долг, причем заключение могло длиться годами, в зависимости от воли кредитора. Вместе с заключенным кормильцем за определенную плату в тюрьме могла проживать и его семья. Воспользовавшись такой возможностью, мать будущего писателя с младшими детьми перебралась в тюрьме, а Чарлза забрали из школы и отправили работать на фабрику по производству ваксы.

Такая жизнь продолжалась недолго, около полугода, но оставило глубокий и болезненный след в душе писателя. Вовремя полученная Диккенсом-старшим наследие освободила семью из долговой ямы, и Чарлз восстановился, однако его школьная наука была непродолжительной, поэтому во взрослом возрасте он вынужден был наверстывать образование. Основными «университетами» Діккенсового детства были произведения Дефо, Смоллета, Филдинга, других английских романистов XVIII в. и «Дон Кихот» Сервантеса.

В 1827 г. юноша оставляет школу и вскоре устраивается работать репортером. На это время приходится и начало его писательской деятельности. В 1836 г. увидела свет первая книга Диккенса «Очерки Боза», в которую вошли очерки и рассказы, написанные на протяжении 1833-1835 гг. В то же время начинающий писатель самостоятельно пополняет знания в Британском музее и берет уроки актерского мастерства, готовясь к профессиональной сцены. Однако случайная болезнь разрушила его планы. Возможно, Англия потеряла тогда великого актера, однако получила гениального писателя. А театр так и остался увлечением Диккенса на всю жизнь.

Nota bene. Ч. Диккенса можно назвать любимцем литературной судьбы. Он слыл еще совсем молодым человеком, не имея двадцати пяти лет, и оставался успешным до конца жизни. Правда, не следует забывать о титанический труд, результатом которой был этот исключительный успех: за почти четыре десятилетия литературной деятельности писателя на свет появилось пятнадцать романов, ряд рассказов, несколько книг очерков, пьесы. Однако этим литературная деятельность Диккенса не ограничивалась: много внимания он уделял редакторской делу и в раВНОе время издавал два литературно - художественных журнала - «Домашнее чтение» и «Круглый год.

Первый период творчества Ч. Диккенса пришелся на середину 30-х годов XIX века. В это время вышел в свет его роман «Посмертные записки Пиквикского клуба», который сделал писателя по-настоящему знаменитым. «Пиквикский клуб» - «комическая эпопея», структурированная в привычной для английской романистики ХVIII в. форме романа «большой дороги». Группа «піквікістів» - четверка обычных англичан, которые в специфическом комическом освещении выглядят «чудаками», - странствует по дорогам «старой доброй Англии», переживая различные приключения, порой и драматические, но всегда со счастливым финалом.

После выхода в свет «Посмертных записок Пиквикского клуба» за Диккенсом прочно закрепилась репутация писателя-юмориста, которую он в большей или меньшей степени оправдывал в произведениях первой половины 40-х годов. Комическое в Диккенса оказывается в двух основных раВНОвидностях - комізмі характеров и комізмі ситуаций, но комизм характеров привлекает к себе значительно большее внимание, особенно в ранних произведениях.

За период конца 30-х - середины 40-х годов Диккенс создает ряд социальных романов «Приключения Оливера Твиста» (1837-1839), «Жизнь и приключения Николаса Нікклбі» (1838-1839), «Лавка древностей» (1840-1841), «Жизнь и приключения Мартина Чезлвіта» (1843-1844). Эти произведения построены в форме жизнеописания ребенка или подростка, которые проходят через сложные испытания, сохраняя при этом моральную чистоту.

Кроме того, в 40-х годах Диккенс работает в жанре рождественского рассказа, который он сам и создал («Рождественская песня», «Колокола», «Сверчок за печкой», «Битва за жизнь», «Человек, которого преследует призрак»). Характерными чертами этого жанра являются наличие драматического события, которая счастливо заканчивается накануне Рождества; превращение злых героев в добрых, как правило, в результате вмешательства сверхъестественных сил - привидений, духов и т.п.; атмосфера чуда, вознесение, просветление, умиротворение, которое передается читателю. Один из ведущих мотивов рождественских рассказов - возрождение души - стал любимым мотивом всего творчества Диккенса.

Nota bene. «Рождественская философия» - так часто определяют идейный комплекс, сложившийся в «рождественских рассказах», но найти его нетрудно и в крупных произведениях писателя. Как писал Диккенс в одном из писем, «рождественская философия» - это «взгляд на жизнь с веселой точки зрения, беспощадное препарирование обмана, приподнятое настроение... и струя яркого, чистосердечного, щедрого, радостного, лучистого изображение всего, что касается домашнего очага». Именно в Диккенса найпоетичнішого художественного воплощения приобрел один из ключевых элементов мироощущения викторианского среднего класса - понимание дома как защищенной территории, где царят семейное тепло и взаимопонимание, хранительницей которых является женщина. Принципиально важной составляющей «рождественской философии» есть христианские моральные нормы, почерпнутые писателем иВНОвого Завета, который он охарактеризовал так: «...лучшая из книг, которые когда-либо были или будут известны человечеству, она преподает лучшие из правил, которыми может руководствоваться человек». Любовь к ближнему, всепрощение, милосердие, чистота души, верность, бескорыстие - вот те правила, которые создали основу позитивной программы Диккенса.

Период творческой зрелости писателя пришелся на конец 40-х - 50-е годы. Одним из лучших произведений, написанных Ч. Диккенсом на этом этапе творчества, является роман «Домби и сын» (1848). Феномен, что находится в центре этого романа, по имени главного героя и его носитель получил название «домбіцентризм».

Подробности. Этот феномен, сформированный эпохой расцвета английской буржуазии, был иронично прокомментирован Диккенсом в начале произведения: «Земля была создана для того, чтобы Домби и Сын могли на ней торговать, солнце и луну, чтобы светить им. Реки потекли и моря простерлись, чтобы было где плавать их кораблям. Радуга сулила им хорошую час. Ветры только либо способствовали или препятствовали. Звезды и планеты вращались на орбитах, чтобы не сдвинулся мир, центром которого был торговый дом “Домби и Сын”. Общеупотребительные сокращения приобретали для мистера Домби другого содержания и касались только их фирмы: А.Д. было уже не Anno domini, года Божьего, а Anno... Домби и Сына». «Домбіцентризм» Диккенс трактует не столько как индивидуальную черту героя, сколько как родовую черту английского коммерсанта викторианской эпохи, который, благодаря своему «делу», чувствует себя чуть ли не центром мироздания.

Роман «Домби и сын» состоит из двух сюжетных циклов, в развертывании которых автор демонстрирует фальшь жизненных ценностей своего героя и поражает его гордыню. Умирает маленький Поль, наследник и продолжатель дела мистера Домби, разбились надежды на брак с красавицей Эдит, его фирма терпит крах. Однако эпилог произведения дышит умиротворением и примирением. Найдя приют у семейного очага своей дочери Флоренс, которую когда-то считал за «фальшивую» монету, Домби радуется любовью к маленькой внучки, тем самым демонстрируя раскаяние перед Флоренс и убеждая читателя в возрождении своей личности.

Особое место среди діккенсівських произведений 50-х годов занимает роман «Дэвид Копперфилд» (1850). В этом произведении писатель будто снова возвращается к жизнеописанию ребенка, но написан он в существенно иной манере, со значительно более глубоким проникновением в жизнь. «Дэвид Копперфилд» - роман о ребенке и одновременно воспроизведение мира, увиденного глазами ребенка. Однако «взрослая» точка зрения в произведении тоже присутствует: «Маленький мальчик, который путешествует этим романом, путешествует не один: его держит за руку и ведет взрослый двойник, более взрослое “я”, которое в конце романа приведет его к самому себе, с ним сольется» (Т. Сільман). Диккенс довольно часто обращался в своих романах к автобиографических материалов, но столь откровенно, как в «Дэвиде Копперфілді», он себя никогда не раскрывал; поэтому это сочинение имеет большую ценность и как источник сведений о его авторе, ведь ни мемуаров, ни воспоминаний писатель не оставил. Однако автобиографичность не лежит в «Дэвиде Копперфілді» на поверхности, она переплетается с художественным вымыслом. Это литературная версия жизни Диккенса, организованная и переработана в соответствии с требованиями искусства. И все же, заканчивая роман, писатель имел право сказать: «Мне кажется, что я посылаю в туманный мир частицу самого себя».

 

 

Обложка первого издания романа «Дэвид Копперфилд»

 

Романами «Повесть о двух городах» (1859) и «Большие надежды» (18591860) заканчивается период литературной активности Диккенса, они же начинают поздний этап творчества художника. В 60-х годах Диккенс пишет сравнительно немного, публикация последнего незавершенного романа «Тайна Эдвина Друда» состоялась уже после смерти писателя, в августе-сентябре 1870 г.

Nota bene. В поздних романах Диккенс сосредоточивает внимание на тайны. Собственно, она присутствовала почти во всех романах писателя, начиная с «Оливера Твиста». Обычно тайна касалась обстоятельств рождения и семейных связей того или иного персонажа, и уже в ранних романах она выполняла не только развлекательные функции, не только интриговала и волновала читателя. Викторианская Англия отличалась упорядоченностью социальной структуры, жесткими нормами поведения и морали, которые предусматривали неукоснительное соблюдение правил «благопристойности» - даже чрезмерная эмоциональность считалась недопустимой. Однако за таким порядком, конечно, скрывались и сложные переплетения судеб, которые объединяли выходцев из разных общественных слоев, и непреодолимые страсти. И все это оприявлювалося через раскрытие тайны.

У позднего Диккенса разгадывание тайны становится основой сюжетобудови и органично воплощается в детективной структуре. Обращение к детективу является общей чертой европейской романистики середины - второй половины XIX ст., но у Диккенса оно имеет свою специфику. Другой определяющей чертой позднего творчества художника является углубленный психологизм.

От 1853 г. Диккенс начал выступать с публичным чтением своих произведений. По свидетельству очевидцев, эти меры писатель превращал в настоящий театр одного актера. Наконец реализовав свое актерское дарование, он перевоплощался в каждого героя, о котором читал. Менялись его голос, лицо, вся внешность. Во время выступлений Диккенса в залах яблоку негде было упасть. Восторженные зрители всегда приветствовали писателя овациями и подолгу не отпускали со сцены, а он охотно возвращался и читал новые и новые отрывки... Сама королева Виктория хотела быть на чтениях Диккенса.

Умер писатель вскоре после очередного выступления, во время которого, почувствовав себя плохо, поблагодарил публику за многолетнюю любовь и попрощался с ней. Смерть художника была воспринята англичанами как национальная трагедия. Похоронен Диккенса в Вестминстерском аббатстве, усыпальнице великих людей Англии.