ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

И семестр

 

ЛИТЕРАТУРА И НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК № 27

Тема. Перерождение Скруджа как следствие осмысления своей жизни

 

Цель: проследить изменения в характере и поведении главного героя; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать обраВНОе мышление, наблюдательность; воспитывать желание самосовершенствоваться.

Оборудование: рисунки-иллюстрации к повести Ч. Диккенса.

 

А лучше всего было то, что и Будущее принадлежало ему и он мог еще изменить свою судьбу.

Ч. Диккенс

 

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

- Герой по имени Скрудж хорошо вам известный из мультсериала Уолта Диснея «Утиные истории». В этих мультфильмах Скрудж МакДак - скупой и расчетливый дядя очаровательных утят. То же самое мы видим и у Диккенса - герой-скряга имеет жизнерадостного, доброго племянника. Имя діккенсовського мистера Скруджа («Sсrооgе» в переводе с английского - скряга, скупой) стало нарицательным еще в XIX веке. Образ скупого, похожего на Скруджа, богача есть во многих произведениях мировой литературы.

Интересно, сможет діккенсовський Скрудж преодолеть свою неприглядную сущность?

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Опрос

• Зачем три Духи появились в Рождественскую ночь Скруджу? (Они должны были повлиять на героя, заставить его задуматься над своим грешным жизнью, прийти в себя, начать свою жизнь уже другим человеком, чья душа возродилась и стремилась творить добро.)

• Что показали духи герою во время путешествия?

 

 

• Что, по вашему мнению, больше всего поразило Скруджа во время путешествия?

 

 

Какие чувства испытывал герой, путешествуя во времени и пространстве? (Страх, сожаление, муки совести, желание измениться)

 

2. Проверка домашнего задания

Демонстрация ученических рисунков-иллюстраций.

 

III. Обобщение и систематизация знаний

1. Наблюдения за изменениями в жизни героя

1) Что было...

• Найдите в тексте портрет Скруджа.

Проследите тему «внутреннего холода», который переходит на внешность старого скряги.

«Душевный холод заморозил старческие черты его лица, заострил крючкуватий нос, зморщив кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистое подбородок, редкие волосы и брови, казалось, взялись изморозью. Он всегда вносил с собой эту ужасную гнетущую атмосферу».

Воплощение душевного зчерствіння, внутреннего холода подкрепляется темой зимы, мороза, лютой стужи.

Интересное сопоставление: Скрудж может быть похож на «водопроводный кран на улице», из которого еще «сочилась вода, и он, позабутий всеми, понемногу обрастал льдом в грустной одиночества, пока не превратился в унылую скользкую глыбу».

Выводы: со Скруджа капля за каплей вытекает жизнь живет и человеческое тепло, превращая старого скрягу на ледяную глыбу.

• Как Диккенс сравнивает своего героя с непогодой? Что страшнее: «ледяное сердце» или самый лютый мороз?

«Самый безумный ветер не мог быть злее от Скруджа, самая свирепая метель не могла быть такой жестокой, как он, самый обильный дождь не был таким безжалостным. Непогода ничем не могли его тронуть. Сильный дождь, град, снег могли похвастаться лишь одним преимуществом по сравнению со Скруджем - они нередко были щедрыми, а Скруджу щедрость была неизвестна».

Выводы: снаружи и изнутри покрыт изморозью Скрудж напоминает живой труп, призрак. Не удивительно, что именно такому герою явился выходец с того света, бывший компаньон Скруджа Джейкоб Марли.

2) Что меняется...

Если сначала Скрудж на все «плевать хотел», то преобразование дверного молотка на лицо Марли, умершего в сочельник ровно семь лет назад, растревожило старого грешника.

В повести есть момент, который намекает на то, что Скрудж мог бы избежать встречи с ужасным незваным гостем. Пристроившись возле едва тлеющего огня, он обратил внимание на странные голландские изразцы камина, на которых изображены сцены из Священного Писания - «сотни фигур, которые могли бы занять воображение Скруджа». Однако он упустил свой шанс, и все закрыло зловещее лицо умершего Марли.

С этого момента начинается путь к воскресению «мертвой души» Божьего творения.

Диккенс считает, что преобразования Скруджа возможно, ведь, по Новому Завету, и последнему грешнику открытые врата к спасению.

И это спасение происходит. «Твои губы дрожат,- сказал Дух. - А что это катится у тебя по щеке?» Первый лед мороВНОй глыбы растоплен первой слезинкой, в которую не верит даже сам герой. Душевный холод понемногу отступает: «с запалом воскликнул Скрудж», «сердце так и забилось у него в груди».

Однако не так быстро добру одержать победу в душе героя. Скрудж не раз возвращается к привычному, «холодного» начала души: во время встречи с Духом Настоящего Рождества прагматично замечает, как трудно прокормить семью с 1700 братьев-духов; услышав, как дети поздравляют друг друга с праздником, сначала радуется, а потом опять вспоминает: «Какая мне от этого польза?»

И после первой слезы Скрудж всхлипнул, потом заплакал, узнав в маленьком мальчике, брошенном на Рождество, самого себя. И вот, наконец, «все находило отклик в зм'яклому сердце Скруджа и давало выход слезам».

Окончательное потрясение Скруджа происходит, когда молчаливый, закутанный во все черное Дух Будущего Рождества приводит напуганного героя на кладбище, в заброшенной могилы, на которой написано имя Ебінізера Скруджа.

«Скрудж задрожал весь с головы до пят» - кульминационный психологическое состояние героя. Он падает на колени, горячо и страстно молит Духа изменить его судьбу.

3) Что стало...

• Особенностью рождественского сюжета является то, что «плач» Рождества меняется «смехом», страх же уступает место «великой радости».

Почувствуем большую радость героя. Найдите цитаты.

«Сам не знаю, что со мной происходит! Мне так легко, словно я пушинка, так радостно, словно я ангел, так весело, словно я школьник!»

«Все, что он видел, наполняло его душу радостью».

«Это был прекрасный смех, особенно для человека, которая уже давно разучилась смеяться».

«И продолжал смеяться, пока слезы не потекли по его щекам».

«На сердце у него было легко и весело».

Какими словами называет Скрудж парня на улице? («Милый мальчик», «умный ребенок», «странный ребенок», «говорить с таким одно удовольствие»)

О чем это свидетельствует? (О радостное настроение героя, доброе отношение к окружающим)

• Какие поступки убеждают читателя в перерождении героя?

 

image31

 

IV. Выводы

- Ч. Диккенс в своих «рождественских» произведениях реализует сюжеты о духовное очищение, спасение, перерождение человека, что потеряла подобие Божие. Это вполне соответствует празднику Рождества, которое всегда связывалось с чудом, спасением, даром.

Писатель искренне верит в возможность превращения «мертвой» души в живую, считает, что «каждая христианская душа, делая добро даже в самой скромной поприще, найдет свою земную жизнь слишком скоротечным для безграничных возможностей добра».

 

V. Домашнее задание

Подготовить цитаты фантастических эпизодов в произведении «Рождественская песнь в прозе».