ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)

 

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА

 

Многозначность названия произведения

 

Кроме упомянутой выше градации, важным композиционным приемом в романе «Красное и черное» является антитеза, заложенная в системе образов произведения (плебей - аристократы), противопоставлении (провинция - столица) и характере главного героя (искренние чувства - холодное лицемерие; талантливость - невозможность ее реализовать; высокие порывы бессонница действительность). Однако внимательный читатель заметит антитезу уже в загадочно-контрастной названии произведения - «Красное и черное». Почему же автор выбрал именно это название? В чем ее метафорический смысл?

Прежде всего заметим, что красный и черный цвета - это не просто контраст, а резкий контраст, не просто противопоставление, а противопоставление максимально возможное. Нечто подобное долго искал В. Пушкин, желая подчеркнуть огромную разницу между характерами вдохновенного Ленского и сдержанного Онегина: «Тьма и луч, песни и проза, лед и пламень прячут больше схожих черт». У Стендаля красное и черное - так же контрастные, как «тьма и луч», как «песни и проза», как «лед и пламень». Что же хотел подчеркнуть автор?

Исчерпывающего ответа на этот вопрос нет ни в тексте романа, ни в дневниковых записях или письмах Стендаля. Поэтому исследователям остается искать ее самостоятельно, с большей или меньшей степенью вероятности.

Как один из вариантов толкования названия произведения можно предложить такой: «красное» - это искренность и душевная чистота Жульена Сореля, а «черное» - это его честолюбие и холодный расчет. Другой - это конфликт в душе героя природного (искреннего) и цивилизационного (лицемерного). Вспомним еще и одну из ведущих оппозиций просветителей «природа - цивилизация». Какие существуют основания для выдвижения этой гипотезы? Жюльен Сорель - главный герой в «романе одного героя», поэтому автор уделяет наибольшее внимание именно его образа. То же самое касается и названия произведения, которой писатели обычно больше всего переживают, иногда по несколько раз меняя ее. Следовательно, логично предположить, что название романа прежде всего (но не целиком, конечно) касается образа Жульена Сореля.

Существует и другое мнение: красное - это цвет мундира военнослужащего армии Наполеона, а черное - цвет сутаны священника. То есть это символ выбора жизненного пути Жюльена Сореля. Этот вариант тоже небезоснователен, ведь для Жульена Наполеон был кумиром и образ Бонапарта красной нитью проходит через все произведение. Иногда Стендаль сравнивает военную карьеру (красный мундир как ее зримый атрибут) и духовную (черная ряса). Мы уже говорили о том, что эпоха Наполеона, то есть время доминирования военных, прошла, а ей на смену пришла эпоха Реставрации, когда священники стали зарабатывать больше, чем офицеры. Да и достичь успехов плебеям стало легче не в армии, а именно в церковном служении. Именно по этой причине, а не через высокую духовную потребность или добродетели, Жульен выбирает сутану священника и духовную семинарию: «Сладость победы над маркизом де Круазнуа окончательно заглушила голос добродетели. Жюльен не мог больше сдерживать радости. “Я, бедный крестьянин из Юры, обречен всегда носить этот мрачный черный костюм! Однако двадцать лет назад и я носил бы мундир, как они! Тогда такой, как я, или был бы убит, или стал бы генералом в тридцать шесть лет”. Теперь, правда, этот черный костюм может дать до сорока лет должность на сто тысяч франков и синюю орденскую ленту, как у епископа Бовейського. - Ну что же! - сказал он с какой-то мефистофельского улыбкой, - значит, я умнее, чем они». Эту же версию подтверждают и такие слова Матильды: «Жульен вызвал у них страх даже в своем черном костюме. А что было бы, если бы он носил эполеты».

Ad Fontes

Среди множества предположений о значении романа «Красное и черное» можно найти версию, по которой Стендаль замаскировал под тайными цветами два чувства, бушующих и обладают духом Жульена Сореля. Страсть - душевный порыв, нравственная жажда, необузданный, беззавітний влечение, и честолюбие - жажда чинов, славы, признания, действие не по моральным убеждениям в стремлении к цели - эти два чувства боролись в Жульєні, и каждое имело право владеть его душой. Автор разделил героя на две части, на двух Жульенов: страстного и честолюбця. И оба они добились поставленных целей: Жульен, склонен к естественным чувствам, с открытой душой, добился любви госпожи де Реналь и был счастлив; в противном случае, честолюбие и хладнокровие помогли Жюльена завоевать Матильду и положение в мире. Однако счастливым от этого Жюльен так и не стал.

Есть. Сверстюк

Ad Fontes

Почему Стендаль назвал свой роман «Красное и черное»? Этот вопрос задавал себе едва ли не каждый читатель этого романа. Критики до сих пор теряются в догадках, иногда решаясь на малоубедительны гипотезы... Ромен Коломб, первый биограф Стендаля, писал: «Уже больше года я видел на письменном столе Бейля рукопись, на обложке которого крупными буквами стояло: «Жульен»... как-То он внезапно прервал наш разговор и сказал мне: «А что, если мы назовем его “Красное и черное"... И, взяв рукопись, он заменил этими словами название “Жульен”».

...Какие же причины заставили Стендаля выбрать именно эту «цветную название» и именно эти цвета? «К названию этой книги заложена порок или добродетель: она оставляет читателя в полной неопределенности относительно того, что его ждет», - писал тогдашний критик и признавался в том, что и сам он ее не понимает. Роман с таким же успехом можно было бы назвать «Зеленое и желтое» или «Белое и синее»... Сент-Бев отказывался объяснить эту туманную название и видел в ней «эмблему, которую нужно разгадать».

Б. Реїзов

Существует также предположение, что в романе Стендаля красное символизирует революцию, а черное - реакцию. Хотя и в меньшей степени, чем в двух предыдущих, но для такой версии есть основания.

Стоит заметить, что существует закономерность в художественном тексте: если какие-то слова использованные в названии произведения, то они приобретают особое значение, символизируют что-то такое, что не зафиксировано ни в одном толковом словаре. Поэтому не удивительно, что слова «красное» и «черное» в романе Стендаля являются ключевыми. Так, красный цвет использован в изображении церкви и событий, в ней происходящих. Это и праздничное убранство храмов, «украшенных ярко-красными отрядами», и намек на то, что когда-то именно в церкви прольется кровь: «Ему показалось, что возле чаши блестит кровь: это была разлита святая вода, но от красных занавесей на окнах, она казалась кровью». В художественном произведении случайностей нет: в этой церкви он впоследствии прольет кровь госпожи де Реналь и вследствие этого прольется его кровь на гильотине.

Черный цвет прочно ассоциируется с одеждой Жульена: «Вы одягатиметесь в черный костюм, но не такой, который носят духовные лица, а такой, который носит человек в трауре». Недаром также Стендаль подробно описывает объяснения траурного наряда Матильды де Ла-Моль в день казни ее пращура Бонифация. Как вы уже знаете, по меткому выражению А. Чехова «если в первом акте пьесы висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить». То же самое с трауром Матильды: в середине романа она вспоминает, как королева Маргарита Наваррська почтила память казненного Бонифация де Ла-Моля, а в его конце Матильда поступает так же.

Итак, название романа «Красное и черное» - настоящий символ. По словам русского писателя и теоретика символизма В. Иванова, «настоящий символ является темным и неисчерпаемым в своей последней глубине». Это полностью касается и названия произведения Стендаля - ее значение, метафорическое содержание можно и нужно исследовать, но исследовать окончательно и исчерпывающе - невозможно.