СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА
Синтез романтизма и реализма
Стендаль словно сочетает две литературные эпохи: романтическую и реалистическую. «Красное и черное» - безусловно реалистичный роман. В нем изображена широкая панорама жизни Франции эпохи Реставрации от провинции до Парижа, от крестьян до аристократов. Спектр проблем тоже сугубо реалистичный: герои не идеализированы, автор определяет их положительные и отрицательные черты. Он искренне и даже беспощадно прямолинейно («Правда! Суровая правда!») освещает все проблемы жизни общества. В своем произведении Стендаль характеризует роман как «зеркало, которое проносят по большой дороге. Если дорога грязная, если на ней есть лужа, это неизбежно отразится в этом зеркале, и напрасно было бы обвинять его в том, что оно точно отражает; надо обвинять дорогу или, вернее, смотрителя дороги, что он плохо хозяйничает на ней».
В образе Жюльена Сореля реалистичные черты сочетаются с романтическими. Так, Стендаль смело нарушает свойственную романтикам прямолинейность изображения героя, ведь Жульен - противоречивая личность, хотя его и наделен доминирующей чертой - честолюбием, и именно она вызывает изменения в сюжете романа.
Однако в некоторых фрагментах сквозь реалистическую канву повествования как бы «просвечивается» романтизм. Например, вы изучали, что романтики воспевали одинокого гордого персонажа, который стремится окунуться в высь фантазии, оторваться от рутины («дивлюсь я на небо...»). Герой «Красного и черного» переживает те же чувства: «Жюльен стоял на высокой скале и смотрел в небо, раскаленный августовским солнцем. Он мог охватить взглядом местность, протянувшаяся от его ног на двадцать лье кругом. Время от времени ястреб слетал со скалы над его головой и беззвучно чертил в небе огромные круги. Жюльен машинально следил глазами за хищным птицей. Его поражали спокойные мощные движения, он завидовал силе ястреба, одиночества хищника. Такая судьба была у Наполеона; не судилась она и ему?»
Проблема трагического конфликта гордой одинокой личности и общества, бунта и гибели, которая является центральной в романе, - традиционная для романтизма, но решена она в реалистическом ключе и реалистичными средствами.
Романтическими есть также некоторые детали. Так, захоронения Матильдой председателя Жульена - романтический атрибут. Так же, как и смерть госпожи де Реналь. Она описана романтично и даже сентиментально: женщина тихо угасает от горя, обнимая своих детей. Однако в то же время постановка проблемы пребывания женщины в браке - безусловная заслуга именно реалистической литературы XIX в.
Итак, в социально-психологическом романе Стендаля «Красное и черное», написанном на начальном этапе развития реализма во Франции (1830), органично соединены черты реализма и романтизма.