ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)

 

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА

 

Матильда де Ла-Моль

 

3овсім не похожа на госпожу де Реналь другие главная героиня - Матильда де Ла-Моль. Она привлекательна (хотя ее красота не такая, как красота жены мэра Вер'єра), имеет критический ум, умеет поразить собеседников неожиданным остротой или каким-то парадоксальным суждением.

Если госпожа де Реналь считает наивысшим наслаждением одинокие прогулки в своем саду, то для Матильды местом развлечений является самые изысканные салоны и балы Парижа. Нельзя не заметить и того, что с Жульеном Сорелем она чаще всего общалась в библиотеке. Девушка много читала, свободно ориентировалась в философской мысли своего времени, высказывала суждения о Жан-Жака Руссо и его «Общественное соглашение», о Дантоне. Это уже не напівосвічена госпожа де Реналь.

Матильда не замужем, с ней хотят жениться самые шикарные и богатые мужчины Франции. Стендаль создает его психологический портрет: «Он увидел молодую, стройную и очень светлую блондинку. Она подошла к столу и села напротив. Она совсем не понравилась ему; однако, внимательно присмотревшись к ней, Жюльен подумал, что никогда еще не видел таких красивых глаз, которые, однако, отражали большую душевную холодность. Потом Жюльен заметил в них выражение скуки, как у человека, наблюдающего все и вместе с тем помнит, что ей предстоит быть величественной». Как видим, доминантой этого портрета есть выражение скуки. Той же скуки, которая досаждала госпожа де Реналь и толкнула ее в объятия Жульена Сореля. Стендаль постоянно намекает на эту черту в мироощущении героини: «На Матильду вдруг напало непреодолимое зевота. Она ясно представила, которое безгранично муторное жизнь ждет ее в Париже» или «Ее прекрасные глаза, в которых застыла глубокая тоска и даже хуже - неверие найти любую утешение, - остановились на Жульєнові. Он по крайней мере отличается от всех других».

Матильда привыкла к поклонению и даже обожание, и ее сторонники признают: «А кто может быть достойным божественной Матильды? Разве что какой-нибудь принц королевской крови, красавец, остроумный, представительный, прославленный на войне герой и к тому же не старше двадцати лет».

Однако Матильда скучает среди лучших женихов-аристократов (в этом она чем-то неуловимо напоминает Печорина). Она, как и Жульен, ищет свой идеал вне эпохой Реставрации, ей тесно в рамках своей эпохи. Идеалом для нее был ее предок - «самый красивый юноша в свое время Бонифаций де Ла-Моль», обезглавлен 30 апреля 1574 г. на Гревской площади. По семейной легенде, влюбленная в Бонифация королева Маргарита Наваррська собственноручно похоронила его голову. Эта романтическая история постоянно возбуждает воображение Матильды, и, в конце концов, она подражает действия королевы Марго после казни Жюльена (влияние романтизма на творчество Стендаля).

Матильда слишком неординарное, чтобы полюбить кого-то из представителей «золотой молодежи». По ее мнению, Жульен Сорель, хоть и плебей, значительно превосходит их самостоятельностью мысли и смелостью ее высказывания. Так, она сравнивает своего жениха маркиза де Круазнуа и брата Норбером с жертвенными баранами, которые смело пойдут на плаху, если придет революция. А вот Жульен в таком случае расстреляет революционеров. Заметив презрение, с которым относятся к Жюльену юноши-аристократы, она срывает маску снобизма не только с ним, но и со всего тогдашнего общественного строя Франции. Когда все принялись опровергать Матильдину благосклонное мнение о Жульена, она немедленно поняла этот маневр и была в восторге. “Вот они все, как один, восстали против одинокой одаренного человека, которая не имеет и десяти луїдорів ренты и не может им ответить, пока к ней не обратятся”».

И дочь богатого парижского маркиза страстно заступилась за бедного сына провинциального плотника. Она доказала, что все преимущество гоноровитих аристократов над деревенщиной была лишь в их происхождении и ни в чем больше!

По сути, столичная аристократка и плебей-провинциал очень похожи. Жюльен не хотел простого богатства и сытой жизни: «Наконец для Жульена пришло время выступить на арене великих событий! Его не влекла надежная обеспеченность, он стремился широких перспектив». А Матильде недостаточно богатого красивого мужчину, она также хочет реализовать свое честолюбие: «А мой милый Жюльен, наоборот, любит действовать только сам. Никогда этой необычной человеку не придет в голову искать в чьей-либо поддержке или помощи. Он презирает всех остальных; за это я не презираю его». Больше всего ее внимание привлекает не лоск аристократов, а холодность и едва скрытое презрение Жульена. Такая манера поведения напоминает ее собственную, а это всегда привлекает внимание к другому человеку, особенно - противоположного пола. К тому же холодность Жульен умел притворяться безупречно. И тут сработало известное правило: «Чем меньше женщину мы кохаєм, То больше мы к сердцу ей, /И то вернее ее вловляєм / В пагубное плетение надежд» (О. Пушкин). Жульен выбрал такую тактику поведения с Матильдой: «Жульенов взгляд оставался таким же пронизливім и строгим. Матильда только что прониклась восхищением. Холодность ее собеседника совсем ее ошарашила. Она была тем более поражена, что до сих пор привыкла сама производить на других такое влияние».

 

Кадр из кинофильма «Красное и черное»

 

И опять-таки, как и Жюльен, она не полюбила его, а «дала себе команду» - любить. Этот любовную связь, так же как в случае с госпожой де Реналь, начинается очень искусственно: «в конечном счете она решила, что, когда у него хватит смелости явиться к ней, как ему было сказано, взобравшись по лестнице садовника, она станет его любовницей». Правда, Жульен отвечает ей тем же: он не любит Матильду, а как будто дает себе команду - вперед! в атаку! - как это делал Наполеон. Не случайно же он воспринимает свою связь с Матильдой не как победу над своим соперником, а как победу сельского парня над тщеславием аристократки и главное - над условностями кастового французского общества: «’Наконец-то! - вдруг вскрикнул он, неспособный сдержать сильного волнения. - Наконец-то я, бедный крестьянский парень, дождался признания от знатной дамы! Надо признать, что я держался неплохо, - добавил он, силясь сдержать буйную радость. - Я сумел сохранить достоинство, никогда не сказав, что люблю ее. Итак, я победил маркиза де Круазнуа, - вскрикнул он, - и это я, который говорю только о серьезных вещах! А он же такой красавец, у него усики и роскошный мундир, он всегда умеет сказать меткое и остроумное слово!”Жульен пережил минуту невыразимого рай; он бродил по саду, не помня себя от радости».

Однако интересно то, что и этот, сначала искусственный связь перерастает в любовь. Поведение Матильды в последние дни перед и после казни Жюльена не вызывает никаких сомнений в этом.

Такими предстают перед читателем главные героини романа «Красное и черное».