ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 11 класс

Из ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ст.

 

Альбер КАМЮ (1913-1960)

 

«ЧУМА»

 

Текст и подтекст в романе

Роман «Чума» (фр. «La Peste») увидел свет в 1947 p., сразу после окончания Второй мировой войны. В отличие от других произведений А. Камю в нем, хоть и условно, но фиксируется дата событий 194... . год. Поэтому автор сознательно способствует возникновению у читателя устойчивой ассоциации с временами Второй мировой войны и оккупации Франции фашистами.

«В образе чумы, отмечал писатель, я хотел передать ту атмосферу удушья, в которой мы корпели, ту атмосферу опасности и изгнания, в которой мы вынуждены жить. В то же время я стремился распространить это толкование на бытие в целом». Как настоящий художник, он добивался этой идеологической цели путем создания не сухой научной построения, а высокохудожественного текста. Поэтому рассмотрим главные фрагменты романа «Чума» с проекцией на глубинные пласты его подтекста - «подводной части айсберга».

Роман написан в форме свидетельства очевидца, пережившего эпидемию чумы в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование (то есть традиционным для произведений писателей-экзистенциалистов) ведется от имени одного лица врача Бэр мара Рие, руководителя борьбы с чумой в городе. Рие человек трезво мыслящий, которая признает только факты, стремится к точности изложения и не предпринимает никаких «художественных украшений». По характеру, мировосприятию и характеру занятий он является идеальным рассказчиком, поскольку ориентируется только на разум и логику, не признавая двусмысленности, туманности или иррациональности.

Стилизация под жанр романа-хроники предопределяет особенности языка произведения А. Камю. Подчеркнутая объективность определяет отбор лексики, лишенной яркого эмоционально-экспрессивного окраску, а также сдержанный изложение событий и комментариев к ним. С подобным приемом

Обложка к роману «Чума» А. Камю

мы уже встречались в рассказе «Превращение» Ф. Кафки, где фантастические и трагические события описаны в подчеркнуто спокойной, «протокольной» манере...

Рос мужественно выполняет свой долг врача, помогает больным, рискует собственной жизнью, ни разу не подвергнув сомнению необходимость своего участия в борьбе с конкретной болезнью, так и со злом вообще. Вокруг него группируются другие персонажи, для которых чума - зло, что-то неотделимое от человека («...каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека на свете... которой бы она не коснулась...»1).

В лишенный растительности и птичьего пения Оран чума пришла неожиданно. На улицах и в домах вдруг появились единичные дохлые крысы, а вскоре их убирали тысячами. В первый же день эпидемии, еще не догадываясь об опасности. Рие отправил жену на лечение в санаторий...

Первым умер вратарь в доме Рие, тогда еще никто не подозревал, что пришла эпидемия чумы (как никто в Европе сначала не подозревал, что фашизм это всерьез и надолго). Количество больных катастрофически росло, и Рие заказал в Париже сыворотку (она немного помогала, но быстро закончилась). Префектура объявила карантин, и Оран стал закрытым городом.

Как-то Рие вызвал давний пациент, служащий мэрии Жозеф Гран, которого врач, учитывая его бедность, лечил бесплатно. Коттар (сосед Грана) почему пытался покончить с собой, а с тех пор начал проявлять необычную любеВНОсть к людям, хотя раньше был нелюдимым. Рие заподозрил, что в Коттара нечистая совесть, поэтому он и пытается заслужить благосклонность окружающих.

Привлекает к себе внимание и образ Грана - маленького человека с ее невинным графоманством и неиссякаемой добротой и самоотверженностью. Этот робкий немолодой худощавый человечек еле-еле связывает слова, однако в течение длительного времени пишет книгу, мечтая создать шедевр. И все эти годы он шлифует одну-единственную первую фразу.

В начале эпидемии Рие знакомится с парижским журналистом Раймоном Рамбером, а также с Жаном Тарру. еще нестарым, атлетического телосложения мужчиной. Тарру, который «в своем сером костюме походил на огромного медведя», впоследствии стал другом и соратником Рие, организатором санитарных бригад добровольцев для борьбы с эпидемией.

 

А. Беклін Чума. 1898 г.

1 Здесь и далее перевод А. Перепаде.

С введением карантина пахоте чувствуют себя заключенными (любимая метафора экзистенциалистов: ситуация лишение свободы выбора): им запрещено переписываться, купаться в море, выходить за пределы города. В Оране заканчивается провизия, чем пользуются подобные на Коттара контрабандисты: растет пропасть между бедными, которые вынуждены чуть ли не побираться, и богатыми жителями Орана, которые преспокойно покупают продукты на черном рынке втридорога, роскошествуют в кафе и ресторанах, посещают развлекательные заведения (аллегория общественного разграничение времен війни1). Никто не знает, сколько продлится этот жах. все живут одним днем.

Очень показательна история парижского журналиста Рамбера, который постоянно порывался из зачумленного, чужого ему Орана к любимой женщине. Однако когда такая возможность представилась, отказался ею воспользоваться и остался в санитарной дружине Тарру. Остался потому, что иначе поступить ему не позволило собственную совесть, потому что во время лихолетья «стыдно быть счастливым одному» (это одна из основных мыслей произведения, смысл которого выходит далеко за пределы сюжета, тоже распространяясь на бытие человека и человечества в целом).

И священник Панлю («весьма ученый и воинствующий иезуит», который «радуется уважением даже среди людей, равнодушных к вере»), и иметь Рие, и контрабандисты и другие эпизодические персонажи часто появляются на страницах произведения, чтобы выразить определенную мысль. Они имеют индивидуальные черты, не лишенные некоторых недостатков, но оказываются готовыми к самопожертвованию. Камю изображает разные типы людей все они должны пройти испытания чумой, чтобы каждый показан, на что он способен и чего заслуживает на самом деле.

Все они вместе и преодолели страшное бедствие, их единство стало залогом общей победы. Заметим, что это важный момент в творчестве и эволюции самого А. Камю, который начал творческий путь с утверждение индивидуалистических позиций и абсурдности буття2, а пришел к осознанию необходимости объединения усилий многих людей для совместной борьбе со злом.

1 Здесь стоит вспомнить образ маркитантки (торговки при войске) матушки Кураж из пьесы Б. Брехта «Матушка Кураж и ее дети», ведь Брехт тоже наблюдал пагубное влияние войны на людей.

2 Правда, А. Камю отмечал, что «абсурдность бытия как таковое еще не означает абсурдности человеческой жизни».

Единственным довольным эпидемией оранцем был Коттар. поскольку зарабатывал немалые деньги, к тому же мог не бояться полиции и возобновление начатого над ним судебного процесса (опять параллель: «кому война, а кому и маги родная»). В Оране начинается мародерство. Если первоначально погребение совершалось по обряду, то вскоре гроба пришлось сбрасывать в канавы (кладбище переполнился). Тогда тела начинают вывозить за город и сжигать, в городе запахло дымом (аллюзия на крематории в концлагерях).

Чума свирепствовала с весны, а в октябре врач Кастель создал сыворотку из того вируса, который овладел городом. Она оказалась «дійовішою, чем сыворотка, полученная где-нибудь, потому что местный микроб несколько отличался от чумной бациллы, точнее, от классического его варианта». Новую сыворотку решили испытать на безнадежному больному сыну следователя Отона. Рие и его друзья несколько часов подряд наблюдают агонию ребенка, которую так и не удалось спасти. Это ключевая сцена романа, после которой Рие говорит священнику Панлю: «И даже на смертной постели я не приму этот мир Божий, где истязают детей». Здесь Камю созвучен с Достоевским: все счастье мира не стоит одной слезы ребенка. Герои «Чумы» тяжело переживают смерть безгрешного ребенка. А с наступлением зимы все чаще больные (среди них тот самый Гран) начинают выздоравливать.

Со временем становится очевидным, что чума начинает разжимать когти и, обессиленная, выпускать жертвы из своих объятий - эпидемия идет на спад. Неожиданно заболел Тарру, а Рие не смог его спасти. Не напоминает ли это смерти тех тысяч и тысяч солдат, которые были убиты уже после 9 иранца 1945 г., когда Победа состоялась? Очевидно, оранская чума мгновенно не «смягчилась», как не спрятала немедленно свою замашну косу и «коричневая чума» с подписанием нацистской Германией акта о капитуляции...

Наконец Оран объявлено открытым. Как-то Рие увидел как Коттар, обезумев, стреляет по прохожим из своего окна, и полиция едва обезвредила его (зло наказано?). Гран снова берется за книгу, рукопись которой приказал сжечь во время своей болезни. А Рие получает телеграмму о смерти жены, и ему стало больно. Парадокс: он в аду зачумленного города выжил, а она в горном санатории умерла...

 

Ad Fontes

Экзистенциализм Камю засіюваний на отчаянии, вызванном не Мыслью о мерзости жизни и человека (как у Сартра), а мыслью о величии человека, неспособного, однако, .«найти связь с равнодушным (но прекрасным!) миром

К. Долгов

 

Так, зло никогда не исчезает окончательно, об этом хорошо знает письмен ник-экзистенциалист Камю. Именно поэтому, услухаючись в радостные крики вспашке, Рие думал о том, что любая радость всегда под угрозой: «Он знал то, чего не ведала эта счастливая толпа и о чем можно прочитать в книгах: бацилла чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, десятилетиями она может дремать где-то в закоулке мебели или в стопке белья, он терпеливо выжидает своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовичках и в бумагах, и, возможно, наступит день, когда на горе и в поучение людям чума разбудит крыс и пошлет их умирать на улице счастливого города».

Однако в том и заключается смысл трагического стоїцизму1 Камю, что он защищает общечеловеческие ценности и призывает к активной борьбе со злом, несмотря на невозможность преодолеть это зло окончательно, несмотря на все сомнения и осознание того, что «эта хроника не может стать историей окончательной победы. А может быть только свидетельством того, что надо было поступить и что, бесспорно, должны поступать все люди вопреки страху с его неутомимым оружием, вопреки всем личный мучениям, тминные поступать все люди, которые через незмогу стать святыми и. отказываясь принять беда, пытаются быть зцічителями». Причем такую позицию Камю толкует не как подвиг, а как норму, как обычный образ жизни.

Следовательно, бороться со злом надо, каким бы могущественным оно ни было или ни казалось, - такова авторская позиция. Поэтому мужество большинства вспашке заслуживает и уважения, и на победные фейерверки. И вообще нельзя не заметить, что повествование (при всей своей безэмоциональности) проникнута чувством глубокой симпатии к людям, которую можно определить единственным обобщающим словом - гуманизм. Поэтому закономерным является заключительный вывод «Совести Запада», писателя А. Камю: «Люди больше заслуживают восхищения, чем на пренебрежение».

Жанрово-тематические особенности романа

Итак, роман А. Камю является литературным памятником эпохи тоталитаризма, откровенно антифашистским и антимилитаристским произведением. Однако этим его содержание и значение далеко не исчерпывается. Как отметил писатель, он «распространил значение образа чумы на бытие в целом. А зло в мире, к сожалению, не исчерпывается самим фашизмом («коричневой чумой»), поскольку оно является неотделимым от бытия, присутствует в нем постоянно. Кроме того, в романе присутствует и знаменитый экзистенциальный абсурд, осмысленный как форма существования зла: почему пришла чума? почему она отступила? появится ли она снова? - все эти вопросы не имеют однозначного ответа...

 

1 Стоицизм доктрина стоиков, в основном этическая; здесь жизненная позиция, которая заключается в сохранении внутреннего покоя, гармонии духа и выдержке в трудных жизненных ситуациях.

Итак, роман «Чума» имеет многоуровневую смысловую структуру:

• во-первых, в нем имеющийся реалистичный описание борьбы вспашке со страшной чумой (хотя сами события эпидемии вымышленные, «вневременные»);

• во-вторых, это аллегорическое изображение движения Сопротивления против фашизма, «коричневой чумы» (не забудем, что в годы оккупации Франции. Камю и сам был участником движения Сопротивления);

• в-третьих, это словно «художественная иллюстрация» до важных положений философии экзистенциализма, прежде всего, о необходимости личного нравственного выбора человеком своего пути в условиях «пограничной ситуации» и личной ответственности за этот выбор. «Именно свободный выбор, - качал Камю. - создает личность, существовать - значит выбирать себя».

Особенности стиля романа подчеркивают последовательность развития творческой манеры А. Камю и продолжения традиций распространенного в новейшей интеллектуальной прозе жанра, который отличается универсальностью содержания. «Чума» аллегорическая, как древние мифы или Библия, но в отличие от древних притч, которые тяготели к прямолинейных аллегорий, роман отмечается смысловой многозначностью. Следовательно, произведение А. Камю приближается к мифу, и в то же время это роман-предупреждение, роман-предостережение, что также делает его явлением вневременным и общечеловеческим.

Можно сделать вывод, что «Чума» - это философский роман-притча, которым обладает «общечеловеческий» и вневременной подтекст (о пути человека и человечества в мире, о борьбе человека со злом). В нем А. Камю продолжает одну из стержневых линий развития мировой литературы XX века. - линию інакомовлення, притчи, параболы...

Часто приходится слышать, что А. Камю больше философ и мыслитель, чем писатель. На этот вопрос он ответил так: «Я не философ и никогда не стремился им стать. Я оповідаю лишь о том, что пережил». Французский писатель отметил: «Мыслить можно только образами. Если хочешь быть философом, пиши романы».

Альбер Камю. 1956г.

 

...Не лучше А. Камю понял выдающийся американский писатель. Фолкнер. В 1961 p., уже после гибели Камю, он сделал определенный итог жизненного и творческого пути французского писателя. «Камю считал, что единственным истинным призванием человека, рожденного в абсурдном мире, - жить и осмысливать свою жизнь, протест, свободу... Правильным путем является тот, который ведет к жизни, к солнцу. И Камю восстал. Он отказался страдать от вечного холода... Путь, который он избрал, вел к солнцу».

1. Составьте хронологическую таблицу жизни и творчества А. Камю.

2. Каким был путь писателя к литературной славы? Какую позицию он занял как человек и писатель во времена Второй мировой войны?

3. Объясните название и эпиграф романа. Взаимосвязаны ли они? Ответ аргументируйте.

4. Свою книгу «Репортаж, писаный под виселицей», созданную в фашистской тюрьме в 1942 p., чешский журналист Ю. Фучик закончил так: «Люди, я любил вас. Будьте бдительны!» Сравните этот финал с окончанием романа А. Камю. Что их объединяет? Почему? Ответ аргументируйте.

5. Определите конфликт романа и сгруппируйте основных действующих лиц вокруг него. Кто из них принимает чуму, кто нет? Почему? Обоснуйте свой ответ.

6. Проследите, как меняется жизнь и мироощущение жителей Органа во время эпидемии. Почему А. Камю подробно фиксирует эти изменения? Ответы аргументируйте.

7. Сгруппируйте героев произведения с позицией «бездействие активное сопротивление чуме». Определите философскую основу каждой позиции.

8. Или исчерпывается проблематика романа «Чума» преодолением «коричневой чумы (фашизма) в 1945 p.? Есть произведение Камю актуальным в наше время? Останется ли он актуальным в будущем? Ответ аргументируйте.

9. Рассмотрите иллюстрацию (с. 179, обложка романа «Чума» на французском). Как художник воспроизвел аллегорический смысл произведения?

10. Что символизирует чума и зачумлена человек в романе А. Камю? Какой чуму видят герои, автор?

11. Почему определяют жанр произведения как «роман-притча», «роман-предостережение»?

12. Напишите по роману «Чума» А. Камю сочинение на одну из тем:

• «“Чума” - философская притча писателя-моралиста»;

• «Стыдно быть счастливым одному»;

• «Стоит ли бороться с чумой, если ее бацилла никогда не умирает?»;

• «Имела смысл борьба вспашке?».

Тестовое задание

13. Выполните тестовые задания.

1. Город Оран изображено как

А типичный провинциальный городок Б безликое уродливое город В проклятый город грешников Г аллегорический образ человечества

2. Для иллюстрации авторской концепции в своем известном эссе Альбер Камю использовал образ

А Зевса

Бы Прометея

В Калигулы

Г Сизифа

3. «Я когда-то думал, что чужой в этом городе, и мне здесь у вас нет чего делать, но теперь, когда я видел то, что видел, я чувствую, что я тоже здешний, хочу я того или не хочу. Эта история касается одинаковая нас всех», - к этому философскому выводу о психологический характер отчуждения и одиночества, путь их преодоления приходит

А Рие

Бы Рамбер

В Панлю

Г Тарру

Гран Д