ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 11 класс

Из ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ст.

 

Альбер КАМЮ (1913-1960)

 

Каждый художник должен сегодня плыть на галере современности. Он должен примириться с ним, даже если считает, что это судно насквозь пропахло селедкой, на ней многовато надсмотрщиков и к тому же оно идет неправильным курсом.

А. Камни

Жизненный и творческий путь

У человечества всегда были и будут вопросы, на которые оно скорее всего не найдет правильного и окончательного ответа. Однако поиск этого ответа должен продолжаться постоянно. иначе человечество не будет человечеством, а человек Человеком. Среди таких вопросов: как жить дальше и как сделать так, чтобы исчезли несправедливость и угнетение. Обычно эти вопросы (в философском аспекте) беспокоят человека мало, ей просто некогда об этом думать. Однако иногда ситуация складывается так, что эти философские абстракции становятся жестокой реальностью, от которой зависит судьба, а иногда и самое жизнь «маленького» человека. Философы-экзистенциалисты называют такие ситуации «межевыми», а обычные люди «временем испытаний», когда перед ними со всей неотвратимостью встает гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?»

Именно такая ситуация сложилась в мире, когда к власти в некоторых странах Европы пришли фашисты, и война вместе с концлагерями, «фабриками смерти» миллионов и миллионов, вошла в жизнь каждого человека, каждой европейской дома. Вторая мировая война стала едва ли не главным событием прошлого века, демонстрируя как низость, так и величие человека. Были те. кто вместе со своими учениками добровольно шли в газовые камеры, но были и те, кто посылали людей к этим камерам.

Поэтому можно себе представить, как трудно Европа просыпалась после «коричневого марева». Перед ней возникали мучительные вопросы: как могло произойти то, что произошло? Что надо делать, чтобы фашизм никогда не повторился?

Что же, собственно, помогло уничтожить «коричневую чуму»?

Возможно, ответы на эти вопросы были такими болезненными, что художники просто неспособны были честно на них ответить? Не потому ли они преимущественно молчали?

Однако между ними был человек, который стал совестью Запада (фактически это его второе имя в прессе - «Совесть Запада»), искала путь между фашизмом и коммунизмом и создала миф, который помог Европе бороться, когда чума казалась непреодолимой, а борьба с ней невозможна...

Речь идет о французском пнсьменника-екзнстенціаліста Альбера Камю, судьба которого неразрывно связана со всеми катаклизмами, которые переживала Европа в первой половине XX ст.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 г. близ небольшого городка Мондови, в Алжире, тогдашней колонии Франции, в семье батрака-француза и испанки. Через год отца не стало: он умер в госпитале от тяжелого ранения, полученного в битве на Марне. Что могла дать мать своему сыну, зарабатывая жалкие копейки, убирая в домах богачей? В конце концов, в детстве Камю была не только бедность, но и бережная забота окружающих. Учителя заметили способного парня, и Альбер получил стипендию, благодаря которой смог вводной на философский факультет Оранского университета (1932 1936). Там он изучал древнегреческую философию, интересовался соотношением язычества и христианства, увлекался театром. Однако надо было еще на что-то жить, и юноше пришлось очень много работать: продавцом, мелким службовцем. писарем. Конечно, такой ритм жизни не мог не подорвать здоровье писателя. Вместе с университетским дипломом он получил чахотку.

30-е годы XX ст. - бурное время накануне Второй мировой войны, а точнее пауза между двумя мировыми войнами. И младшие философ оказывается в самой гуще общественной жизни. Он один из инициаторов создания Театра труда, некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, вошел, а потом вышел из коммунистической партии, активно работал в алжирском комитете содействия Международному движению в защиту культуры от фашизма, много печатался в «левой» прессе и начал серьеВНО заниматься литературой.

В истории французской литературы особое место принадлежит писателям-моралистам, которые в своих произведениях затрагивали философские проблемы сущности человеческой природы: М. Монтеню, Ф. де Ларошфуко, Вольтеров и, Ж.-Ж. Руссо. Именно эту линию продолжил в своем художественном наследии А. Камю. В повестях, романах и эссе ему удалось воссоздать сложный путь духовного поиска европейского интеллигента середины XX ст. Он сам, а за ним и его герои, прошли извилистыми дорогами поиска истины. В 1940 г. Камю переезжает во Францию. Это были недобрые времена т.н. «странной (или «сидячей») войны»1 и ее позорного последствия национальной катастрофы Франции. Камю вместе с армией покинул Париж и впоследствии вернулся к Орана. Именно там он дописал философское сочинение «Миф о Сизифе» и начал работать над романом «Чума». Осенью 1941 г. писатель возвращается во Францию и становится участником движения Сопротивления, участвует в подпольной организации «Комба».

Для того чтобы понять все значение его поступка, нужно представить мироощущение европейца в конце 1941 p.: фашистские полчища захватили не только всю Европу, доминировали не только в Африке, но и стояли под Москвой. Нацистские офицеры видели московские дома в полевые бинокли, а в карманах своих шинелей нащупывали билеты-пригласительные на парад вермахта, был уже назначен на Красной площади сразу после «неизбежного» падение столицы СССР. Если же вспомнить о устрашающие «методы работы» фашистского гестапо со всеми, кто оказывал сопротивление гитлеризма, то поступок писателя приобретает еще большее значение. Однако разве «здравомыслящий» человек в этой ситуации выступила бы против силы, которая уже фактически победила? На такие вопросы уже после победа над гитлеризмом Камю отвечал: «Просто я себя нигде больше не представлял. Я думал и до сих пор думаю, что нельзя становиться на сторону концлагерей». Итак, в этой «пограничной ситуации» выбором Камю-человека стал его вступление в движения Сопротивления фашизму.

А ответом Камю-писателя стало его известное эссе «Миф о Сизифе» (1942), которое было написано в течение 1940-1941 гг.. когда Германия захватила Францию.

Античный образ Сизифа, который обречен поднимать на гору огромный камень, который каждый раз срывается вниз, в произведении Камю превращается в многозначную аллегорию, что имеет в литературной критике и философии немало толкований. В 1943-1944 гг. в подпольной прессе появились «Письма немецкому другу», отвергавших любое, в том числе и абстрактно-философское, оправдание фашизма. Примерно в то же время была написана пьеса «Калигула» (1944), посвященная проблеме зла и власти, что показала еще и драматургический талант Камю.

1 «Дынная война» с 03. 09. 1939 г. по 10. 05. 1940 г. англо-французские войска с немцами почти не воевали. Поэтому гитлеровская Германия имела время перегруппировать силы и захватить Францию, заставив ее главнокомандования подписать акт о капитуляции, причем в том самом вагончике, где когда-то подписывались акт о капитуляции Германии в Первой мировой войне. Реванш казался абсолютным!

Однако основной книгой фашизм стал роман «Чума» (1947), где писатель стремился с помощью аллегорического образа чумы воссоздать обстановку удушья и атмосферу опасности, которую принес фашизм.

Послевоенная ситуация в мире поставила перед человеком больше вопросов, чем дала ответов. Бывшие союзники становились ворогамии, а до ужасов фашистских лагерей присоединились ужасные рассказы о сталинском ГУЛАГ1. Когда Камю наблюдал за парижским восстанием 1944 p., что освободило столицу Франции от фашизма, ему казалось, что он присутствует при «родовых схватках революции». Даже газета «Комба», главным редактором которой был тогда писатель, вышла с девизом «От Сопротивления к Революции!». И быстро увлечение революцией не выдержало анализа философа. В своем произведении (его называли то эссе, то памфлетом) «Мятежная человек» (1951) Камю-философ приходит к выводу, что любая революция непременно заканчивается диктатурой, а «Прометей обязательно вырождается в Цезаря». Выход - только в перманентном бунте, который отвергает власть, олицетворение насилия и несправедливости. Значительная часть левой интеллигенции не приняла философских выводов А. Камю, а подавляющее большинство поняло его: отбросив фашизм, тот не хотел идти к коммунизму.

В 1957 г. писатель стал самым молодым лауреатом Нобелевской премии. Интересным был традиционно сдержан вывод Нобелевского комитета о Камю: «За огромный вклад в литературу, который заключается в освещении значение проблем человеческой совести». В Нобелевской лекции писатель отметил про связь своего творчества с проблемами настоящего.

В конце 1950-х годов А. Камю переживал творческий кризис, выйти из которого не успел. Его жизнь оборвала автомобильная катастрофа 4 января 1960 г. На месте трагедии нашли рукопись романа «Первый человек», который (после подготовки рукописи его дочерью Катрин) был надру

Альбер Камю на вручении Нобелевской премии. 1957 г.

1 ГУЛАГ - (рус.) Главное управление лагерей. Сравните название известного произведения О. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

кованый в 1994 p., 125 тысяч экземпляров романа были проданы в течение двух недель. Как тут не вспомнить знаменитое булгаковське: «Рукописи не горят!»?..