РАЗДЕЛ И СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА
АЛЕКСАНДР ПУШКИН
ВСТУПЛЕНИЕ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
История создания
Александр Пушкин начал поэму «Руслан и Людмила» в 1817 p., когда учился еще в Лицее, а завершил 1820 г. в Петербурге. Того же года поэма появилась в российских журналах, сразу сделав имя автора знаменитым. Он послал произведение выдающемуся писателю того времени - Василию Жуковскому, которого считал своим учителем. После выхода поэмы В. Жуковский искренне обрадовался успехам юного поэта и подарил ему свой портрет с надписью: « Победителю-ученику от побежденного учителя». Ко второму изданию поэмы (вышло в свет в 1828 г.) художник специально написал вступление, навеянное рассказами няни, Арины Родионовны в Михайловском.
Край луїсомор'я1 дуб зеленый,
И золотая цепь на нем:
Каждый день, каждую ночь кот ученый
На цепи кружит том;
Идет направо - пение заводит,
Налево - сказку повіда.
Чудеса там: лісовик2 там бродит,
В ветвях русалка3 спит бледная;
На неизвестных там дорожках
Следы неслыханных ужасов;
Там хатка на курьих ножках
Без окон, без дверей стоит;
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
1 Лукоморье (рус. лукоморье) - морская зотока; изгиб морского (или речного) берега.
2 Леший (рус. леший) - образ в устном народном творчестве, предстает в облике очень старого лохматого деда; олицетворяет опасность, что подстерегает человека в лесу; сбивает людей а дороги, всячески вредит им.
3 Русалка - образ в устном народном творчестве, богиня водоема; в древних народных преданиях воплощен представление о том, что молодые красивые девушки живут на самом дне рек, имеют длинные волосы и рыбий хвост, завораживают и зовут людей в воду, где они могут погибнуть.
О. Куркин. Иллюстрация к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила».
1970 г.
В примарах там леса и долины;
Там на рассвете волна несется
На дикий берег песчаный,
И тридцать витязей прекрасных
Из волн выходят изумрудных,
Да еще и дозорный их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет гроВНОго царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
С Ягой ступа там бредет,
Вперед сама собой идет;
Там царь Кащей
над золотом чахне1;
Там русский дух...
там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Своих сказок меня учил.
Одну вспомнил я: добрые люди,
Пусть для вас эта сказка будет...
(Перевод Николая Терещенко)
Там лес и дол видений полны;
Там в налого прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет гроВНОго царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабой Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей
над златом чахнет;
Там русской дух...
там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
Ю. Валкович. Иллюстрация к поэме
О. Пушкина «Руслан и Людмила». Вторая половина XX ст.
Комментарии
Кто такой кот ученый и почему именно этот образ подан в начале вступления к поэме «Руслан и Людмила»? Кот с традиционным образом в сказочных произведениях разных стран. В древности люди считали, что кот с добрым духом дома и хранителем детей. Кроме того, поскольку кот наделен свойством видеть не только днем, но и ночью, ему приписывали способность ведать то, чего не знали люди. То есть это был кот-вещун, другими словами, -
«кот ученый», «ученость» которого измерялась не знаниями, а мудростью.
В народных преданиях кот также наделялся свойством говорить - кот-баюн (древнерус. баять, то есть рассказывать). Итак, кот в пушкинском произведении воплощает вечную мудрость человечества, в том числе древнего фольклора (он поет песни, рассказывает сказки). Во вступлении этот образ создает атмосферу домашности и одновременно сказочности, таинственности.
Дуб зеленый - это воплощение вечности жизни, его постоянного коловорота, обновление, целостности. Дуб был священным деревом у разных народов, в том числе славянских. Обожествление дуба в глубокой древности связано с его долговечностью, исключительной прочностью древесины, из которой люди делали жилье и Другие вещи. Дуб также воплощает единство человека и природы.
Работа с текстом
1. Назовите сказочных персонажей, которых поэт упоминает во вступлении к поэме «Руслан и Людмила».
2. Назовите волшебные предметы, которые упоминаются в произведении, вспомните, в каких народных сказках они используются, определите свойства этих предметов.
3. Возможно в любом фольклорном произведении сочетание героев и волшебных предметов из разных сказок? Почему это стало возможным в произведении А. Пушкина?
4. Как вы поняли выражения русский дух. Русью пахнет? Раскройте их значение в произведении.
Сравните российский оригинал и украинский перевод произведения и ответьте на вопросы.
1. Все персонажи, что есть в оригинале, присутствуют в переводе М. Терещенко?
2. Удалось ли переводчику сохранить их описания и оценки? Докажите это.
3. Отметьте места, где есть расхождения оригинала и перевода. Как вы думаете, почему не все составляющие оригинала можно абсолютно точно перевести на другой язык?
Красота слова
Александр Пушкин в стихотворении дважды использует слово «золото» в значении драгоценного металла, ценности. В первом случае - это золотая цепь на дубе, по нему ходит кот ученый, рассказывая свои сказки и распевая песни. В другом месте мы читаем о золоте царя Кащея, над которым он чахнет. Представьте себе золотую цепь на зеленом дубе, кота у него... Автор создал для читателя замечательную картину, а золотой цвет только подчеркивает эту красоту, открытую для всех. А теперь попробуйте представить Кащея и его золото. Автор уже не подсказывает нам подробностей, акцентирует внимание только на одном слове - чахнет, что означает гибель Кащея.
Сравните иллюстрации Ю. Валковича и О. Куркина к стихотворению О. Пушкина. Найдите общее и отличное в них. Как художники подчеркнули, что они иллюстрируют именно литературную, а не народную сказку?