6 КЛАСС
ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН
ЗАЧУМЛЕННЫЕ ЗВЕРИ
Небесная кара, что ее за грех
Большой посланы на всех,
Чума - беспощадная, яростная сила,
Способна все живое за день
В остальных истребить, впень,
Беспощадно зверье косила.
Не каждый заболевший умирал,
И каждый дни лихой нужды
Хотел как-нибудь перебиться.
Было звіроті не до дел:
Уже не шли на охоту
Ни хитрые лисы, ни волки,
И любвеобильные голубки
Забыли уже за любование.
Лев созвал совет и сказал:
Наверное, Бог послал кару
Нам за чью-то тяжкую вину.
У кого из нас самый большой грех,
Пусть жертвует собой и от загиба
Спасает всех.
История нас учит: из затруднения
Не выйти без должного покаяния.
Же покаемся прямо сейчас же, словно на духу, при всех
Во всех своих тяжких грехах.
Я имею на душе большой грех:
Я столько съел овец невинных!
Куда деваться от греха?
Того еще мало Я,бывало,
Съедал и пастуха.
Я жертвую собой, как нет
У вас грехов. И призываю вас
Покаяться, как я, потому что умереть должен
Самый большой грешник среди нас».
«О царь! - говорит Лис. -
Добросовестность ваша может
Всем быть примером.
Но разве то грех? И, может,
Вы, евши тех глупых овец,
Им честь великую проявляли.
А насчет пастухов - какой грех?
Они нам столько дозоляли,
Что лучше бы их покушать всех».
Підлесники аплодировали.
А потом тигры и волки
Себя карталов удовольствием.
И всех их так аттестовали,
Что хищники, разбойники - и те,
Казалось, были святые.
И встал Осел: «Помню, давненько
Шел я лугом, травка зелененькая,
А я голодный - бис и соблазнил:
Я, грешный, снопик и укусил,
А, честно говоря, не имел права».
«Позор! Позор!» - зарикала орава.
А Волк доказал - ученый писарчук! -
Что этот Осел - подлец из подлецов,
Паршивый и чесоточный - причина
Всех напастей и бед.
И мало вешать таких!
Он ел чужую траву!
Проклятая тварь преступная!
От них всегда жди беды.
И заревела община: «Браво!»
Так и у нас: есть деньги - имеешь право,
Нет - то под суд иди.
Перевод И. Светличного
Комментарий
Выдающийся французский баснописец Жан де Лафонтен жил почти за две с половиной тысячи лет после Эзопа, однако назвал свои первые сборники басен «Езопові байки, рассказанные стихи Лафонтеном». Это объясняется тем, что авторитет Эзопа среди байкеров был настолько большим, что чья-байка часто называлась «Эзоповым байкой». Однако произведения Лафонтена существенно отличаются от басен Эзопа. И не только тем, что написаны стихами. Автор прибегает к развернутых описаний и даже вводит элементы драматизации, а его наставления - в подчеркнутой отказе от морализаторства (Лафонтен, вроде бы, отказался от традиционной для басни морали, заявив, что «байка должна воспитывать только тем, что знакомит читателя с миром», однако, по сути, делал то же самое, что и Эзоп!).
«Зачумленные звери» - одна из самых известных басен Лафонтена, в которой он создал широкую панораму современного ему французского общества: испуганные звери открыто исповедуются в своих грехах, чтобы выбрать найвинуватішого и принести его в искупительную жертву богам. Лев, тигры, волки и другие хищники признаются в кровопролитии, насилии, подлости, но наказанным оказывается Осел, что соблазнился на снопик зеленой травки с чужого поля.