ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)

 

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА

 

Госпожа де Ренал

 

Французы определяют главную тему своей литературы XIX в. как тему «La femme et lа...» («женщина и деньги»). По крайней мере в романе «Красное и черное» женские образы являются главными. Это госпожа де Реналь и Матильда де Ла-Моль, которые существенно повлияли на судьбу Жюльена Сореля. Что же можно сказать об этих героинь?

Жена мэра Вер'єра, к детям которой пригласили гувернером сына плотника, была очень красивой: «Госпожа де Реналь, высокая и статная женщина, в свое время славилась, как говорят здесь, в горах, первой красавицей на весь край. В ее внешности и походке было что-то юное и простодушное. Наивная грация, полна невинности и живости, пожалуй, могла бы очаровать парижанина мягкой скрытой серьеВНОстью. Однако если бы г-жа де Реналь знала, что может произвести такое впечатление, она бы сгорела от стыда... Говорили, что господин Вально, богач, директор приюта, ухаживал за ней, но не имел успеха. И поэтому ее добродетель приобрела громкой славы...» Перед нами психологический портрет, который раскрывает не только внешнюю красоту, но и внутренние качества этой привлекательной женщины, в котором главными являются слова: «юное и простодушное», «наивная», «невинности и живости», «сгорела от стыда», «добродетель». Писатель подает и прямую авторскую характеристику: «Ни кокетство, ни афектація никогда не касались ее сердца». Итак, явно подчеркнуто душевную чистоту и естественность этой героини. Правда, «математически точный» писатель не мог не вспомнить о «скрытой пылкость» женщины, что можно понять как едва заметный намек на будущую страсть, которую разбудит Жульен в ее спокойном сердце.

О характере госпожи де Реналь Стендаль пишет так: «Застенчивая госпожа де Реналь была, очевидно, ранимой натуры, - ее очень раздражали неуемная суетливость и громкий голос господина Вально. Она сторонилась всего, что зовется у Вер'єрі развлечениями, и поэтому говорили, что она слишком гордится своим происхождением... Надо сказать откровенно, что местные дамы имели ее дурочкой, потому что она не умела крутить мужчиной...»

Мастер психологического анализа погружается в сокровенные глубины женской души: «Ее душа была проста и наивна; она никогда не решалась судить мужчину, не признавалась сама себе, что ей с ним скучно. Она, хоть и не задумывалась над тем, считала, что между супругами не бывает более нежным отношений. Больше всего ей нравился господин де Реналь тогда, когда делился с ней планами относительно будущего их сыновей; одного из них он готовил для военной карьеры, второго для магистратуры, а третьего для церкви». Получается, что в этой мирной «идиллии» супружеской жизни содержалась скрытая угроза - молодая женщина скучала, возможно и сама не осознавая этого, но «в конце концов, господин де Реналь казался ей не таким скучным, как все другие знакомые ей мужчины».

Автор подробно характеризует ум главной героини, ее жизненный опыт: «Госпожа де Реналь была одной из тех провинциалок, которые при первом знакомстве могут показаться не очень умными. У нее не было никакого жизненного опыта, и она не умела поддерживать разговор. Одаренная чувствительной и гордой душой, она в своем бессознательном стремлении счастья, присущего всякому живому существу, в основном просто не замечала того, что делали все эти грубые люди, среди которых она жила по воле случая».

Рассуждения об образовании госпожа де Реналь предоставляют возможность писателю высказать критические замечания относительно обучения и воспитания девушек в тогдашней Франции. Несколько метких фраз о «чуши, усвоенные в монастыре» убеждают в его несовершенстве. Круг жизненных интересов этой женщины очень ограничено: «До появления Жульена она, по сути, интересовалась только детьми, их легкие недуги, неприятности, маленькие радости поглощали всю чувствительность его души, которая за всю жизнь знала только одну пылкую любовь к Богу, когда находилась в безансонському монастыре Сакре-Кер».

Чувство гіані де Реналь и Жюльена проходят сложную эволюцию. Сначала она не восприняла молодого сына плотника, который должен был воспитывать ее сыновей. В ней пробудились материнские ревность: как это на ее милых сыновей будет иметь влияние кто-то, кроме нее?! Лишь впоследствии г-жа де Реналь заметила, что он не похож на всех скучных толстосумов, которые ее окружали. Она интуитивно почувствовала и глубокую внутреннюю работу в душе Жюльена, и первые порывы любви, которое ранее так и не пробудилась в ней, хотя она уже была замужем и даже родила троих детей. Стендаль мастерски описал сложную борьбу в ее душе чувство любви и материнской любви и супружеского долга. И эта борьба делает ее образ гораздо привлекательнее, чем если бы она была изображена просто любовницей, которая прячется от мужа и общества, наслаждаясь радостью «запретного плода». К тому же столкновение чувств является хорошим материалом для такого тонкого психолога, как Стендаль.

Относительно отношения Сореля к госпоже де Реналь, то сначала молодой честолюбец воспринимает свои отношения с ней (а впоследствии - и с Матильдой де Ла-Моль), как поле боя. Сначала он ее не любит и буквально приказывает себе стать ее любовником: «Мой долг стать ее любовником». Почему же он принял такое решение? Во-первых, стать любовником аристократки для плебея было своего рода «компенсацией» его низкого происхождения, эдакой местью всем этим напыщенным господам, а прежде всего ее мужу: «У парня и до сих пор звучали в ушах образы, которых наслушался утром. “Не удобный случай посмеяться по твари, которая может все себе позволить за свои деньги? Вот я заволодію рукой его жены именно в его присутствии! Да, я это сделаю!Я, к кому он проявил столько пренебрежения!» Во-вторых, честолюбивый юноша воспринял приглашение стать гувернером в доме мэра Вер'єра (а это было одним из его безусловных успехов) как возможный позорный (ну кто такой гувернер - это же так низко!) факт, который надо будет скрывать или как-то объяснять в будущем. И очень удобно будет оправдываться не зарабатыванием денег, а чувством любви к хозяйке дома: «Я еще поэтому должен непременно добиться успеха в этой женщины, - напыщенно говорил себе Жюльен, - что, когда я виб'юсь в люди и кто-то упрекнет меня жалким званием гувернера, я смогу намекнуть, что на это меня толкнуло любви».

Ему было все равно, по какой аристократкой «охотиться»: за госпожи де Реналь или за ее подругой госпожа Дервіль: «“Эта женщина не может меня .зневажати, а если так, - решил Жюльен, - я не должен противиться чарам ее красоты; мой долг стать ее любовником”. Это внезапное решение немного развлекло его. “Одна из этих двух женщин должна быть моей”, - говорил он сам себе и думал, что ему было бы гораздо приятнее ухаживать за госпожой Дервіль - не потому, что она лучше, а лишь потому, что она всегда видела его только гувернером, которого уважают за ученость, а не простым мастеровым с ратиновою курточкой под мышкой, каким он впервые предстал перед госпожой де Реналь».

Госпожа де Реналь постоянно корит себя за супружескую измену. Однажды, когда она обвиняла себя в болезни сына, то чуть-чуть не призналась в этом мужу. Только высокомерие и душевная глухота помешали ему услышать жену. Эта постоянная внутренняя борьба в душе когда порядочной женщины, разрывания между тайной любовью к Жюльену и любовью к сыновьям, а также чувство вины за супружескую измену делают госпожа де Реналь счастливой и несчастной одновременно и очень зависимой от различных воздействий. Такая ситуация не могла не привести к беде: лицемерный иезуит аббат Шелан таки заставил ее признаться в прелюбодеянии. Несчастная женщина попала в полную зависимость от церковника, ней стало легко манипулировать.

Казалось, госпожа де Реналь должна была бы возненавидеть того, кто едва не лишил ее жизни. Однако этого не произошло. После выстрелов в церкви и судебного процесса над Жульеном, забыв об осторожности и пренебрегая общественным мнением, она начала посещать обреченного Сореля в тюрьме дважды в день. Даже чрезвычайно богатая и влиятельная Матильда де Ла-Моль не смогла добиться этого: ей разрешили только одну встречу на день.

Завершения образа госпожи де Реналь не очень вроде реалистичного: «Госпожа де Реналь сдержала обещания. Она не делала покушения па свою жизнь, но через три дня после казни Жюльена умерла, обнимая своих детей».