ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 11 класс

Из ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ст.

 

Бертольт БРЕХТ (1898-1956)

 

«ЖИЗНЬ ГАЛИЛЕЯ»

 

Уже сам тот факт, что писатель неоднократно переделывает свое произведение, э свидетельством того, что он является основной в творчестве художника (вспомним неоднократные переработки О. де Бальзаком повести «Гобсек»: «Опасности распущенности» - «Папаша Гобсек» - «Гобсек»). Учитывая это, пьеса «Жизнь Галилея» Брехта весила очень много, ведь он переделывал ее более четверти века (с 1939 по 1956 p.). Известно аж три принципиально разные редакции, причем образ главного героя не просто менялся, а в окончательной редакции стал диаметрально противоположным начальному. Это экстраординарный факт в истории мировой драматургии. Почему же именно этот сюжет и именно этот герой так интересовали Брехта?

За основу сюжета пьесы «Жизнь Галилея», согласно принципов «эпического театра», взят общеизвестный факт отречения под давлением инквизиции Галилео Галилеем своих научных открытий и взглядов. Исторический Галилео Галилей (1564-1642), - это выдающийся итальянский ученый, последователь М. Коперника, создатель телескопа, который опроверг учение Аристотеля о небесных тела. Причем Брехт сразу переводит чисто научные аспекты проблемы (учение Аристотеля, законы падения) в политическую плоскость (власть интересует не научная истина, а покорность народа, его готовность стоять на коленях): «..Ни к чему знать, как падает камень, достаточно только знать то, что писал Аристотель. Зачем им нот законы падения? Для них важны только законы падание на колени». Если учесть, что реальный Галилей после пыток отрекался от своего учения, стоя на коленях (инквизиция умела ломать людей не только физически), и отрекался их именно в 1633 г. (за 300 лет до установления в Германии власти Гитлера в 1933 p.), то все ни аллюзии становятся явным намеком на современную Брехтові ситуацию, что и пропагандировал драматург в своей теории эпического театра (зритель должен думать!).

1 Здесь и далее перевод В. Стуса.

Смелый реформатор в науке, исторический Галилео Галилей несколько раз находился под судом инквизиции и, наконец, публично отказался от собственных открытий ради продолжения научной работы; уже будучи слепым, в 1637 г. из учеников переправил в Голландии свой основной труд - «Беседы».

В пьесе Брехта образ Галилея прошел через ряд метаморфоз. Драматург как раз и добивается «эффекта отчуждения», разрушая легенду о непокорного ученого. Так, если в первой редакции (1938 1939) Галилей изображен как преданный науке человек, отречение которой было хитростью, обманом инквизиции, то второй вариант (1946-1947) показывает противоречивость натуры Галилея, который, наконец, самостоятельно приходит к выводу о преступности своего отступничества, ибо его последствия могут быть катастрофическими для человечества в будущем. Это трагедия личности, которая выбрала призрачное личное благополучие и отбросила долг перед миром и людьми.

Такое кардинальное изменение отношение Брехта к герою объясняют ужасным потрясением всего человечества после первого применения американцами ядерно! оружия. Тогда во всем мире были неединичные случаи принципиального отказа женщин от рождения детей (мол, для чего рожать тех, кто обречен сгореть в новых Хіросімах?). С особой остротой встал вопрос о моральной ответственности ученых перед человечеством за свои изобретения: ведь атомное оружие (а впоследствии и Чернобыль) придуманные интеллектуалами-учеными. Итак, «Жизнь Галилея» - своеобраВНОе предостережение, и ученым, и человечеству.

Основной конфликт пьесы-борьба двух мировоззренческих систем, взгляде» Птоломея и Коперника. Он продолжается в душе Галилея, трансформируясь в противостояние «чистой науки» и науки на пользу людям. Он розпивається в отношениях героя с властью и церковью в пределах от слепого защиты церковного авторитета до маленького гуманизма маленького монаха, который хочет защитить людей от страха перед неизведанностью нового. Это также конфликт между научной истиной и дружескими чувствами Сагредо до Галилея («Я люблю науку, но еще больше люблю тебя, мой друг»). В останнії! редакции (1956) автор еще больше обострил эти конфликты.

Образ Галилея

 

Расширяя круг чтения

Лина Костенко

Или Галилео Галилей отрекся? О. не тривожте, люди, его прах!

Что-то люди там говорили Или знали вы. к осуждению желающие. -

об усталости если он даже отрекся на словах,

О том, что он спасался. Но и тогда были у него глаза?.,

не уверена я, потому что не была при том.

Как видим, об рал Галилео Галилея в пьесе является и основным, и в то же время очень неоднозначным. Брехт писал: «“Атомный век” дебютировал в Хиросиме в самый разгар нашей работы. И мгновенно биография основателя новой физики зазвучала по-другому. Адская сила большой бомбы осветила конфликт Галилея с властями новым, ярким светом». Действительно, если посмотреть на проблему глазами Брехта, то основатель новой физики (Галилей) несет ответственность, в частности, и за произведение этой науки - ядерную бомбу.

Поэтому, поражен разрушительной силой атомной бомбы. Брехт решил использовать образ Галилея с его верой и отступничеством как пример ученого, который должен нести ответственность за свои открытия. Во второй редакции пьесы Галилей не только великий ученый, а слабая, не лишена тяги к земным удовольствиям человек, который поначалу не осознает того, что его открытия могут быть использованы с целью разрушения; а потом, запуганный инквизицией, превращается в старика-обжору, что потерял рассудок и умирает под присмотром своей ужасной фанатичной дочери, без учеников, которые сочли его предателем.

Итак, в окончательном образе Галилея Брехт воплотил типаж отступника, человека без принципов, без определенной политической и общественной ориентации. Его талант тяга к науке ученого, который стремится к удовлетворению своих желаний (афоризм Брехта: «Я не понимаю того мозга, который неспособен набить брюхо»).

Для Брехта его герой - человек нового времени, но порожденная старым миром и склонна к порокам, которые ей необходимо преодолеть.

Уже после смерти Брехта, 15 января 1957 p., в немецком театре «Берлинер ансамбль» состоялась премьера «Жизни Галилея». В постановке режиссера Е. Энгеля главную роль играл Е. Буш, который подчеркивал привлекательность и целеустремленность ученого. Однако в последних сценах, на контрасте, актер изобразил человека розчавлену инквизицией и своим отступничеством.

 

В. Высоцкий в роли Галилея. Театр на Таганні 1966 г.

 

Интересно воплотились различные варианты толкования образа Галилея на российской сцене. Так, в 1966 г. Ю. Любимов поставил «Жизнь Галилея» в московском Театре на Таганке. Роль Галилея играл В. Высоцкий. В этой постановке использовались оба (!) финалы пьесы: сначала играли финал «Галилей-отступник», а затем - первоначальный вариант, где Галилей - тактик, который меняет свое поведение ради науки и сохранения своих трудов (такой себе Конрад Валленрод от науки). В образе Галилея-Высоцкого не было хитрости и чрезмерной любви к жизненным благам, он отличался мужеством, целостностью и прямотой. Что же, в театре каждая инсценировка это в определенной степени новое прочтение...

Расставить акценты в оценке персонажа помогают монологи Галилея и его диалог с учениками после отречения на церковном суде, В первом монологе ученый опьянел от радости «открытия истины». Во втором - понял, что не готов жертвовать собой ради науки, но спокоен насчет этого. И лишь в последнем монологе Гали» лей осознает, что потерял реальную возможность помочь людям, «предал свое призвание», ведь, говорит он, «если бы я выстоял, то ученые могли бы составить нечто вроде Гіппократової присяги врачей, торжественную присягу применять свои знания только для блага человечества!.. Но я отдал свои знания власть имущим, чтобы они их подержанной, или не употребляли, или злоупотребили ими - как им заблагорассудится - в их собственных интересах...».

В финале ученый сам приходит к мысли Андреа: «Несчастна та страна, что не имеет героев». Он фактически отказывается от сказанного в беседе с учениками: «Несчастна та страна, которой нужны герои», когда утверждает, что «научная деятельность требует особого мужества».

И если в первой редакции Брехт сочувствовал Галілеєві, будто оправдывая валленродівську» схему: «Хоть внешне подчинился силе, отрекся на словах, но внутренне не согласен» (как будто своеобразная параллель к движению сопротивления фашистам), то в последней он снял малейшие намеки на оправдание ученого» конформиста и однозначно осудил его поступок, назвав атомную бомбу «конечным результатом научных достижений и общественной несостоятельности Галилея».

Итак, если в первой редакции Галилей перехитрил власть, то в последний отдал свой интеллект той самой власти, сделал науку ее служанкой. Именно поэтому и появляется в финале произведения такая едкая самохарактеристика Галилея: «Я предал свое помикання.

Человека, который сделал то, что совершил я, нельзя терпеть в рядах ученых».

Итак, пьеса Б. Брехта глубоко философствующая. В ней автор поднимает вопросы, актуальные для любого времени, для жизни как отдельной личности, так и всего человечества.

1. Составьте хронологическую таблицу жизни и творчества Б. Брехта.

2. Каким был путь писателя к литературной славы?

3. Раскройте основные принципы «эпического театра» Б. Брехта на примере изученного произведения.

4. Все поступки Галилея можно назвать нравственными? Как он их объясняет? А как их объясняют окружающие? Приведите конкретные цитаты.

5. Почему Галилей начал наблюдать за пятнами на Солнце, не дождавшись замужества дочери? Как характеризует его этот поступок?

6. Объясните роль 10-й картины в пьесе. Как она связана со следующими?

7. Прокомментируйте слова Галилея: «Несчастна та страна, которой нужны героїк согласны Ли вы с ними?

8. Почему в своей пьесе Б. Брехт не использовал легендарную фразу, которую приписывают Галілеєві: «А все-таки она вертится!»? Аргументируйте свою точку зрения.

9. В третьей редакции Б. Брехт удалил 5-ю и 15-в картины. Как вы думаете, почему?

10. Как вы понимаете слова писателя: «Атомная бомба и как техническое, и как общественное явление-конечный результат научных достижений и общественной несостоятельности Галилея»?

11. Какую роль в раскрытии проблематики пьесы играет образ «света знаний»? Какой смысл заключен в многочисленные сцены, изображающие процесс научных поисков. Докажите, что образ «светлой ночи» является символическим фоном финальных сцен произведения.

12. Почему пьеса названа именно «Жизнь Галилея». а не по-другому («Отречение Галилея», «Ошибка Галилея», «Талант в условиях тоталитаризма», «Ядерная пожар от искры Прометея» и др.).

13. Какой, по вашему мнению, является ведущая черта характера Галилея? Есть ли основания утверждать, что всю жизнь Галилея неустанная борьба? За что именно борется Галилей? Какое событие является кульминацией произведения?

14. Как вы понимаете сцену встречи Галилея с учениками, которые отреклись от него? Прав ли Андреа в своих обвинениях?

15. В последних картинах пьесы Галилей, обречен работать под надзором инквизиции, утверждает, что «научная деятельность требует особого мужества». В чем, по вашему мнению, проявляется эта мужество? Или вообще в этом случае речь идет о мужестве?

16. Действительно Галилей предал свои идеи, науку? Оптимистичным или пессимистичным есть финал пьесы «Жизнь Галилея»?

17. Напишите по пьесе Б. Брехта «Жизнь Галилея» сочинение на одну из

• «Кого/что предал Галилей?»;

• «Ученые должны отвечать за последствия своих открытий?»;

• «Нужны стране герои?».

Текстовые задачи

18. Выполните тестовые задания.

1. Суть «эффекта очуження» заключается в

А шокировании зрителя невероятностью изображаемого Бы побуждении зрителя к резкому и критического неприятия изображаемого В стимулировании зрителя до крайне критического восприятия изображаемого Г изображении общеизвестных тем, сюжетов, образов с неожиданной точки зрения

2. Основной проблемой драмы «Жизнь Галилея» является

А ответственность ученого за последствия своей научной деятельности Б сложные отношения науки и религии В выбор между материальным благополучием и истиной Г соотношение научной истины и ошибки

3. Галилей переезжает из Падуи во Флоренцию, поскольку А спасается от преследований инквизиции

Б Флоренция родина движения гуманизма В хочет занять престижное место при дворе Г ищет материальной независимости

4. Символом материальной зависимости гения, ученого и обычного человека от реалий жизни (материальных благ) в драме есть

А телескоп Бы стакан молока В рукопись Г деньги

5. В финале пьесы Галилей так оценивает' свое отступничество

А оправдывает его необходимостью дальнейшей труда, тайной борьбы

Бы объясняет отречение слабостью, болел за судьбу семьи В оправдывает себя страхом пыток инквизиции Г считает себя предателем науки, не достойным уважения и звания ученого