ЗАНЯТИЯ С
Тема:
Процесс высвобождения человеческого сознания из-под власти церковно-аскетических догм, пробуждение третьего сословия в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
ПЛАН
1. История написания и проблематика романа.
2. Композиционная роль образа Собора Парижской Богоматери.
3. Особенности изображения борьбы добра и зла, гуманистический пафос сочувствия жертвам человеческой и социальной несправедливости в произведении.
4. Образ Квазимодо. История его взаимоотношений с Эсмеральдой.
5. Многогранность темы любви.
6. Антиклерикальная идея романа (Клод Фролло).
7. Антитеза как основной прием построения произведения.
8. Тема народа в романе.
Задания для подготовительного периода
И Объясните, почему автор сконцентрировал все действия и всех персонажей вокруг Собора Парижской Богоматери.
II Повторите литературоведческие понятия: гротеск, контраст, гипербола, исторический роман.
III Составьте ЛС, ребусы, кроссворды, стихи, тесты, чайнворди.
Литература
III Бенина Е. М. Виктор Гюго. - М., 1976.
III Трескунов М. С. Виктор Гюго. - Л., 1965.
III Жук. Л. Привлекать приобретенные ранее знания. Традиции исторического романа В. Скотта В творчестве В. Гюго // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2006. - №3, - С.35-36
III Ковальчук Г. Ф. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»: материалы вариативного изучения // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2006. - № 3. - С. 28-35.
III Ковальчук Г. Ф. Мозаика заданий по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2006. - № 3. - С. 37
III Rogosinski В. Гюго и его «каменная симфония». Система уроков по изучению романа «Собор Парижской Богоматери» // Всемирная литература и культура в средних учебных заведениях Украины. - 2001. - № 5. - С. 33 - 41.
III Саржевский С. В. Собор... без Бога (Что свидетельствует компаративный анализ произведений В.Гюго, О.Гончара, І.Багряного) // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 1999. - № 12. - С. 25 - 27.
III Паламарчук Я. Образ Собора // Зарубежная литература. - 2004. - № 47. - С. 4.
III Гопало Л. «Собор Парижской Богоматери» - романтическая палитра человеческих чувств // Зарубежная литература. - 2004. - № 47. - С. 5-7.
10. Достоевский Ф. Из предисловия к публикации перевода романа в. Гюго «Собор Парижской Богоматери». // Зарубежная литература. - 2004. - № 47. - С. 1.
Инструктивно-методические материалы
«Собор Парижской Богоматери» - один из лучших исторических романов XIX в., написанный в романтическом стиле в 1830 г., а напечатан в 1831 г. Создание историко-романтического романа совпадало с подготовкой революции 1830-го года, поскольку внутренний смысл произведения и своеобразный фон, на котором развернулась драма главных героев, - это рост недовольства народа и его бунт.
В первой пол. XIX в. во Франции разрослась целая кампания уничтожения архитектурных памятников, а потому писатель выступил произведением на защиту сооружений эпохи Средневековья. Толчком к написанию произведения стало слово ANARKH («фатум», «судьба»), которое автор увидел однажды на Соборе. Гюго искал кое-что вечное, в чем все эпохи объединены. Так, на первый план выступил образ Собора Парижской Богоматери, который создавался народом веками.
Цель Гюго - передать дух истории, ее атмосферу. Но еще важнее для писателя - осветить вечную борьбу добра и зла, что ему удалось на раскрытии любви трех молодых людей.
Писатель обрисовал картину жизни Парижа XV века. Гюго мастерски передал колорит эпохи, но при этом не отразил конкретных исторических событий, а умело воссоздал повседневность в романтическом русле. Романист от самого начала произведения погрузил читателя в атмосферу яркого средневековой жизни, где перед нами предстали представители различных слоев общества: от нищих со Двора Чудес короля Людовика XI.
Исторические персонажи, например Людовик XI, вытеснены на второй план вымышленными героями. То есть писатель как романтик искал в историческом прошлом не реальных фактов и реальных людей, а необычных ситуации и романтических характеров, которые были следствием творческого воображения и каприВНОй фантазии писателя. Имена всех героев не выдуманы автором, а взяты из старых источников. Герои романа одновременно и живописно-конкретные и символические. Писатель столкнул положительные и отрицательные характеры, противопоставив их друг другу и показав поразительное несоответствие внешней оболочки и внутреннего содержания людей: уродство Квазимодо парадоксально сочетающаяся с его преданностью и добротой, красота Феба де Шатопера скрыла его низость и тупость. Крупнейший конфликт развернулся между Эсмеральдой, воплощением внешней красоты и внутренней душевной глубины, и страстно влюбленным в нее жестоким и грубым фанатиком Клодом Фролло. Внешний конфликт проявился прежде всего в столкновении эпох: Средневековья и Возрождения. Не выслучайно одним из главных символов романа стал Собор Парижской Богоматери - вечный исторический образ.
Собор - живое существо в романе, один из главных героев человеческой трагедии, целая эпоха в истории Франции: его (100-метровое сооружение) неоднократно пытались уничтожить, но соборные стены выдержали волны человеческой ярости, за свой возраст они вдоволь увидели крови, страданий, человеческих слез. Именно поэтому Гюго и выбрал его не только местом событий большого исторического романа, но и главным героем. В центре книги - Собор Парижской Богоматери - символ духовной жизни французского народа, построенный руками сотен неизвестных мастеров, выражение народной души. В романе он не был средоточием религиоВНОй веры, а стал местом жизненных страстей. Образ Собора - «огромная каменная симфония», «душа народа», каменная книга его мировоззрения. Собор дал приют народным героям, с ним тесно связана их судьба.
Без Собора невозможно представить Квазимодо - «душа собора», одну из его химер, которая ожила. Это странное существо, «человек - колокол», стала неотъемлемой частью этого сооружения. Он нашел в соборе полноту восприятия мира. Связан с собором и Клод Фролло. Он - толкователь таинственного фасада, скрытого смысла легенды Собора. Для Клода Фролло - неизбежная месть за жестокость, за зло. Для Эсмеральды и ее матери собор «злой», для Гренгуара, который дважды бежал от смерти, - «счастливый». Собор жил своей таинственной жизнью, привлекает одних богатством, других мудростью, красотой, беззащитных - последней надеждой спастись.
Действие в произведении развернулась в течение шести месяцев с 6 января до июля 1482 г. Составленный роман из 11 книг, которые имели определенное количество разделов.
ТЕМА | ИДЕЯ |
Жизнь Средневекового Парижа, борьба человека с роком | Осуждение административно-судебной религиоВНОй системы; восхваления духовного перерождения человека |
КОНТРАСТ
ПРОБЛЕМЫ
добра и зла
красоты и уродства
любви и ненависти
аскетизма и человеческих стремлений
Сюжетная основа романа. Уличная танцовщица Эсмеральда, которую когда-то похитили цыгане и воспитали ее, танцевали на улицах Парижа, показывая простые фокусы вместе со своей беленькой кізочкою. Девушка полюбила уличного гвардейского капитана Феба де Шатопера, элегантного красавца, который спас Эсмеральду, когда ее пытался похитить звонарь Собора Квазимодо - горбун - уродец - по приказу архидиакона Клода Фролло, который когда-то подобрал и воспитал ребенка - чудовище, сделав парня своим рабом.
Клод Фролло до беспамятства был влюблен в Эсмеральду. Из ревности он пытался убить своего соперника во время его свидание с Эсмеральдой. Архидиакон тяжело ранил юношу, подбросив нож девушке. В этом преступлении обвинили Эсмеральду, ее приговорили к казни на виселице. От казни ее пытается спасти Квазимодо, которого во время пытки за попытку похитить Эсмеральду пожалела только она и подала воды, и в котором красавица своим поступком пробудила человечность и доброту. Он прячет девушку в своей келье в Соборе Парижской Богоматери, защищал ее от толпы, рвущейся к Собору. Пребывания Эсмеральды в Соборе - это прекрасные лирические страницы романа (преданность Квазимодо, цветы).
Но, в конце концов, ее казнили через Клода Фролло, который толкнул на смерть ни в чем не повинную девушку. Звонарь Квазимодо жестоко отомстил своему воспитателю, сбросив его из Собора.
Квазимодо нашел тело Эсмеральды, чтобы умереть рядом с ним. (Было видно, как один скелет занимал другой, когда их хотели разнять, они рассыпались).
Эсмеральда - главная героиня романа, судьбу которой писатель - романтик изобразил приподнято и взволнованно. Тяжело жилось на свете Эсмеральде, она не имела счастливого детства. Еще маленькой ее похитили цыгане у матери, о которой она ничего не знает. Но сердце девушки осталось добрым и отзывчивым. Девушка в романе стала символом красоты, олицетворяла в себе стихийную радость и красоту жизни, гармонию прекрасного тела и души. Это молодая смуглая цыганка, бедна деньгами, но богата на природную и душевную красоту. Она была настоящим ребенком народа. Жестоким нищим Двора Чудес Эсмеральда представлялась солнечными лучами. Они видели в ней источник Добра и Света, которых им так не хватало, они заботились о ней, как о дочери, относились к ней с глубоким уважением. Своими танцами, внешним видом она приносила радость простым людям, недаром ее обожали нищие и оборванцы из Двора Чудес. И когда Эсмеральда угрожала опасность, они восстали и пошли на штурм неприступного Собора, чтобы спасти ее.
Красавица Эсмеральда воплотила в себе все хорошее и талантливое, естественное и прекрасное, все то, что несла в себе великая народная душа. Недаром она такая жизнерадостная, музыкальная, любит песни и танцы. Она беззаботная и очень добрая, даже с Квазимодо, когда одна из всей толпы осмелилась дать ему воды во время пытки.
Любовь к красавца Феба не принесла ей счастья, а, наоборот, привела к виселице, хотя Эсмеральда доверчивая, естественная и прямодушная в своей любви, верная и преданная. Но для Феба она лишь временное развлечение. Лишь перед смертью девушке суждено встретиться с матерью. Мур и играть разделяли их. Но мать, как настоящая львица, разорвала их и наконец смогла приласкать и обнять свое дитя, а потом жестоко отбивать его в сторожа. Эсмеральда судьбой суждено умереть.
Квазимодо - вымышленный романтический герой из народа, уродливая, ужасная внешне человек, горбун, звонарь Собора. Сколько же несчастий выпало на долю одного человека! Сирота от рождения был кривым, горбатым и хромым. Подобрал и воспитал его Клод Фролло, но не добро руководило им, церковнику был нужен послушный прислужник, верный, как пес, который мог бы сделать для него все, что угодно.
Квазимодо, изувечен и обезображен судьбой, стал звонарем Собора, его живой душой. Он жил одиноко под крышей сооружения и напоминал мраморных химер, украшавших собор. Квазимодо лучше всех понимал музыку колоколов. Потом он стал глухим и почти немым. И душа его застыла. Такое уродство оттолкнула его от людей, среди которых он чувствовал себя заклейменным.
Впервые начала таять многострадальная душа, когда Эсмеральда подала ему напиться, она откликнулась на добро. Уродец Квазимодо полюбил красавицу за доброту и искренность. Зверь снаружи, Квазимодо - настоящий ангел в душе. Внутренняя душевная красота героя оказалась в верности, благодарности и преданности Эсмеральде. Простая искренняя душа Квазимодо расцвела навстречу доброте и любви. Но Квазимодо не смог разобраться в том, почему стихийное движение народа дошел стен Собора, а потому дрался в одиночестве, и, не желая того, способствовал гибели девушки. Толпа хотел освободить Эсмеральду.
Убил Квазимодо и своего хозяина, ведь понял, что именно архидиакон виноват в гибели Эсмеральды. Квазимодо зкинув его из собора.
Настоящим носителем зла и ненависти к людям в романе был Клод Фролло, человек трагической и сложной судьбы. Если Квазимодо пугал нас внешним уродством, то Клод Фролло вызвал ужас страстями своей души. Это настоящий демон в сутане.
Родители еще с детства определили его судьбу: он должен был стать священником. Свои юношеские годы провел в духовном колледже, где упорно учился, посвятив себя церкви и науке. Во время эпидемии чумы погибли его родители, остался его брат - младенец, которого Клод очень любил, он единственный еще пробуждал в душе юноши связь с человеческой жизнью. Именно поэтому Клод Фролло и взял себе на воспитание Квазимодо, потому что вообразил, что на его месте мог бы быть Жан. Еще жили в его душе какие-то человечные чувства.
Но под влиянием фанатичной религиоВНОй веры, схоластической науки, разочарование в брате, который связался с преступниками из Двора Чудес, архидиакон стал жестоким, суровым, одиноким. Однако в его болезненной душе вспыхнула болезненная страсть к красавицы Эсмеральды, демоническая страсть, которая погубила не только ни в чем не повинную девушку, но и полную мрака душу священника. Охваченный болезненной страстью, он дошел до отрицания Бога. Он считает, что любви, которое породило у нормального человека только добро, - «нечто ужасное».
Клод Фролло - один из самых жестоких и трагических характеров романа, а поэтому автор не случайно заставил его принять смерть в ужасных муках: архидиакон висел над бездной, зацепившись рясой, и умирает медленно.
Романтические герои В. Гюго - бунтари, они не покорились судьбе, не лицезрели жизни, они искали его смысл... они жили. Но, к сожалению, их поиски марні. их жизнь - это фрески «Собора Парижской Богоматери» В. Гюго.
Много места в романе В. Гюго отведено размышлениям о человеческом обществе, о народ - толпа, о личности. Гюго сравнивал средневековый толпа с ребенком (то ожидал представления, то разжигал нетерпеливыми криками, то в гневе толпа готов был растерзать стражу, то гнев менялся заинтересованным молчанием). Но ребенок - толпа могла быть очень жестокой (вспомним суд и наказание Квазимодо). В. Гюго изобразил стихийность людей Средневековья. И все же не все в романе поддаются этой магии общего. Не толпой, а личностью стала 16-летняя девушка Эсмеральда, которая подала Квазимодо напиться.
Основной художественный прием, который использовал писатель для раскрытия сюжетной основы романа - антитеза, противопоставление ужасного и прекрасного. Антитеза: народ и королевская власть; герои: Эсмеральда и Квазимодо, Квазимодо и Феб, Эсмеральда и Клод Фролло. Антитеза в антитезе: противопоставление внешности и внутреннего мира человека: Феб, Квазимодо, Людовик XI.