ЗАНЯТИЕ №4
Тема:
Осуждение стремления к обогащению как основной цели жизни в сказке Натаниэля Готорна «Золото царя Мидаса»
ПЛАН
• Н. Готорн и его время.
• Миф о Мидаса.
• Содержание сказки, сравнение сюжетно-композиционного плана мифа и сказки.
• Два Мідаси.
• Идея сказки.
Задания для подготовительного периода
1. Дайте толкование словам: «метаморфоза», сатир, тамбурін, кефара.
2. Подготовить пересказ мифа о Мідаси.
3. Подумать, чем похожи и чем отличаются два Мидаса.
4. Составьте ЛС, ребусы, кроссворды, стихи, тесты, чайнворди.
Литература
1. Н. Готорн. Избранные произведения: В 2 т. - Л., 1982.
2. Кун Н. А. Легенды, мифы Древней Греции. - С., 1998.
3. Ярчук А. Д. Мф. Литература. (Система уроков) 6 кл. // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 1999. - № 7. - С. 25-28.
4. Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность. - М., 1968.
Инструктивно-методические материалы
Натаниэль Готорн - один из величайших американских прозаиков XIX века, один из «отцов - основателей» жанра новеллы и психологического романа в национальной литературе. Важным вкладом в новеллистику, в которой его имя как первооткрывателя называли наряду с Эдгаром По, было открытие им новой формы повествования, по сути безфабульного, или с ослабленной фабулой. В таких произведениях воспроизведение внутреннего состояния некоего человека, его мыслей и переживаний были важнее сюжетное развитие. Такой тип повествования стал в двадцатом веке настолько распространенным, что его иногда рассматривали как ведущий для нашего времени, по крайней мере в некоторых литературах.
Творчество писателя дала возможность рассматривать ее по жанровым признакам. Сложилось так, что он сначала два десятилетия писал малую прозу, а потом до конца жизни отдавал почти все творческие силы романистике.
Особенности творчества Готорна:
♦ в рассказах Готорна имел свою специфику. Автор изображал своих персонажей в атмосфере прошлого или они существовали в каком-то неопределенном времени;
5) алегоризм в Готорна был форме поучения, а притчевость заложена в саму основу его творчества, которой он мечтал чему-то научить.
6) фантазия - главное в творчестве;
7) использование и творческое переосмысление древнегреческих мифов.
Натаніелю Готорну часто упрекали и его младшие современники, и литераторы за то, что он мало интересовался социальными проблемами и конфликтами, не отразил общества своей эпохи во всей его полноте. Но Готорн нашел свое собственное место в американской и мировой литературе, создал свой неповторимый художественный мир и незабываемых героев, которые жили и страдали среди извечной борьбы между добром и злом. И этого, пожалуй, достаточно для талантливого американского романтика.
Во время написания своей сказки «золото царя Мидаса» Н. Готорн использовал и творчески переосмыслил миф о Мидаса. Хотя содержание сказки почти идентичен мифу, однако в произведении можно выделить значительное количество общих и отличительных черт.
СОВМЕСТНОЕ
• в юности - оба веселые, жизнерадостные, любят музыку, цветы;
• желание стать самым богатым;
• осознание необдуманность желание;
• ненависть к золоту и богатству;
• тема пагубного влияния денег на человека, формирование в ее характере таких негативных черт, как жадность, стяжательство, эгоизм;
• осуждение стремления к обогащению как основной цели жизни. ОТЛИЧНОЕ
«Миф о Мидаса»
• желание стать богатым - эпизодическое решение, в ответ на предложение Диониса;
- герой живет для себя;
• беззаботную жизнь. «Золото царя Мидаса»
• богатство - цель жизни (желание получилось от Мидаса);
• все ради дочери;
• счастлив семьей, внуками.