ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XIX - начале XX вв.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема:

Объективность изображения исторического процесса и социальных отношений в романе Вальтера Скотта «Айвенго»

 

ПЛАН

Историческая основа романа.

Воплощение лучших черт народа в образах Вамби и Гурта, разбойников Робин Гуда.

Ричард И - идеализированный герой автора.

Айвенго - благородный рыцарь.

Женские образы в романе.

Разоблачение лицемерия служителей церкви.

 

Задания для подготовительного периода

Подумайте, как в романе сочетаются два плана - исторический и личный.

Дайте толкование слов: Франклины, йомены.

Составьте ЛС, ребусы, кроссворды, стихи, тесты, чайнворди.

 

Литература

1. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. - М., 1975

Уэльский А. Вальтер Скотт. - М., 1958

Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. - М., 1965

Пожар Т. Историческая тема в художественной прозе. Вальтер Скотт «Айвенго» // Зарубежная литература. - 2004. - № 38. - С. 16-21.

Овсейко Л. За доблестным рыцарем Айвенго: Система уроков по роману В. Скотта «Айвенго». 7 кл. // Всемирная литература и культура в средних учебных заведениях Украины. - 2001. - № 5. - С. 25-28.

Наша мини - хрестоматия. Вальтер Скотт (7 кл.) // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2004. - № 4. - С. 16.

Мельниченко Е. М. Вопросы к викторине по роману «Айвенго» (7 кл.) // Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2004. - № 10. - С. 45.

 

Инструктивно-методические материалы

В. Скотт (1771-1832) - один из английских писателей - романтиков, кто оказал огромное влияние на развитие мировой литературы, в частности на развитие жанра исторического романа.

Новаторство В. Скотта заключалось в том, что он впервые в литературе обратился к жанру исторического романа. Писатель пришел к историческому роману, детально обдумав его эстетику, отвалили от хорошо известных и популярных в его время готического и антикварного романов. Готический роман научил романиста соотносить события с конкретным историческим и национальным основой, раскрывать драматизм исторического времени. Антикварный роман, в свою очередь, научил внимательно относиться к местному колориту, воспроизводить правдивость и своеобразие, главным образом, духовного лица эпохи.

Скотт своими романами решил задачу связи исторической жизни с личным; он подавал исторические события не как ряд случайностей, а как явления социально обусловлены. В его романах реалистичное изображение исторических процессов сопряжено с романтическими приключениями, высокими чувствами и низостью отдельных героев. Введен в рассказ авторский комментарий подводил читателя к правильных суждений об этой эпохе. Каждая эпоха, к которой обращался писатель предстала перед нами не законченным процессом, а следующим этапом общественного развития. Этот взгляд на историю стал границей между романом XIX в. и современным историческим романом.

Основу художественного метода В.Скотта составлял романтизм. Писатель постоянно повторял, что художник не может ограничиться лишь фактами истории, он обязан сочетать правду с выдумкой, фантазией, цель которой взволновать и увлечь читателя, заставить его сопереживать героям романа.

С целью утверждения места личности в историческом процессе написан роман «Айвенго» (1819). В нем ожило историческое прошлое Англии - эпоха Средневековья: 1194 год - возвращение короля Ричарда Львиное Сердце в Англии. На престоле - его брат принц Джон, во главе с которым норманны завладели англосаксонскими землями. Саксонцы не могли смириться с участием покоренных, не могли простить потерю своих имений и жестокого уничтожения соотечественников. Конфликт произведения развернулось между двумя враждующими лагерями.

В основу романа положено традиционное для В. Скотта переплетение любовной и политической интриг. В центре повествования находилась влюбленная пара - рыцарь Айвенго и леди Ровена, судьба и благополучие которых полностью зависело от развития исторических событий. Герой действовал на фоне исторических событий, он был отдан кодекса чести, в любой ситуации вел себя соответственно чувство долга и хранил верность прекрасной возлюбленной.

Тема романа: панорама жизни Средневековой Англии в период укрепления страны как единой монолитной государства.

Идея: воспевание благородства, смелости и справедливости демократического короля и его сторонников.

2 сюжетные линии, любовная и авантюрно-приключенческая.

Под маской паломника - пилигрима - главный герой предстал на первых страницах романа. Он единственный, кто сжалился на слабого старца - старого Исаака, уступил ему место у костра. Анонимно он вызвал на бой рыцаря Храма непреодолимого Буагільбера; вступился за честь сына Седрика (то есть за свою собственную), спас Исаака от ограбления и смерти, победил в нескольких поединках рыцарей-тамплиеров, сражался вместе с Ричардом Львиное Сердце, спас красавицу Ревекку. В течение произведения Айвенго ни разу не предал рыцарским понятиям чести.

Характеристика Айвенго:

2. Наделенный большой силой, мужеством, храбростью. Мастерски управлялся на поле боя и в турнирах.

3. Преданно служил королю Ричарду, патриот своей страны.

4. Простой пилигрим, честный и бескомпромиссный, ценил настоящую святыню, веру в Христа.

5. На щите имел надпись: «Лишенный Наследства». Это его девиз, никогда не прибегал к позорных поступков с целью обогащения.

6. Верный законам рыцарства, спешил на помощь обиженным.

7. Любовь - верность. Чистое и горячее. Любил преданно, не надеясь на ответ.

8. Совершил много подвигов, за которые народ прославил его имя в песнях и балладах.

Кроме Айвенго в романе присутствует еще один настоящий рыцарь. Конечно же, это Ричард Львиное Сердце. Ричарда больше всего интересовала жизнь простого странствующего рыцаря, для него самое - слава, которую он получил самостоятельно своей твердой рукой и мечом, чем победа, одержанная во главе стотысячного войска. Это о нем Ревекка, которая наблюдала с башни за поединком, сказала: «Он идет на битву, как на веселый пир. Не только сила мышц руководит его ударами - кажется, будто он всю свою душу вкладывает в каждый удар, наносящий врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждает сотни людей». Хотя исторический образ Ричарда не был романтическим рыцарем без страха и упрека.

Особое внимание в произведении привлекли женские образы. Если белокурая леди Ровена представляла собой довольно типичный романтический образ прекрасной дамы, ради которой рыцарь совершал свои подвиги, и в финале блестяще играла роль заслуженного вознаграждения, то образ красавицы - еврейки Ревекки - более сложный. Из-за своего происхождения она поставлена в особое положение. Смелая и великодушная Ревекка выразила свое отношение к событиям, которые происходили. Вступая в спор с Айвенго, в которого она тайно влюблена, Ревекка назвала рыцарские подвиги пожертвованием демону тщеславия, самоспалюванням перед Молохом. Ревекка также имела собственные понятия о чести. Именно она в ситуации выбора между жизнью и смертью вела философские споры с непокорным храмовником о роли судьбы. Она способна была объективно оценить характер своего жестокого похитителя Буагільбера. Она обречена быть счастливой: Ревекка воплотила идею автора о том, что «самоотречение и самопожертвование страстями во имя долга редко бывают вознаграждены и что внутреннее сознание исполненных обязанностей дает человеку подлинную награду - душевный покой...».

Роман закончился свадьбой Айвенго и Ровены, и присутствуют во время свадьбы знатные норманны и саксы поняли, что «мирными средствами могли добиться гораздо больших успехов», «увидели в союзе этой семьи залог будущего мира и согласия двух племен; с того времени эти враждующие племена слились и потеряли свое различие».