СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)
ВНУТРЕННЯЯ ДРАМА ЖУЛЬЕНА СОРЕЛЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОНФЛИКТА С ОБЩЕСТВОМ.
ПСИХОЛОГИЗМ В РОМАНЕ
Сочетание в романе социально-политического и психологического аспектов
В чем же непреодолимая притягательность прозы Стендаля? Чем она не подобна произведений писателей, которые работали в области и «романа одного героя», и «романа карьеры», и уже упомянутой доминантной темы французской литературы XIX ст. «женщина и деньги»? Почему помнят роман «Красное и черное»?
Стоит заметить, что в мировой литературе не так много писателей, чьи произведения вызывают у читателя истинную интеллектуальную наслаждение от наблюдения за малейшими движениями души и мыслями персонажа. И едва ли не самым ярким среди них является Стендаль. Он был человеком, которая предпочла говорить суровую правду вместо того, чтобы тонко уклоняться от проблем или скрывать их за «вуалью идеализации». Свою искренность и бескомпромиссность Стендаль проявлял как в жизни и творчестве, так и, как это не парадоксально, в отношении к наукам. Например, он выбрал для изучения «сухую» математику, по его словам, «единую науку, не зараженную лицемерием». Что имеется в виду? Например, в истории или литературоведении оценки определенных фактов или произведений в зависимости от политической ситуации или конъюнктуры могут меняться вплоть до противоположных. А математика на это как раз и не страдает: действительно, что «политического» можно внести в котангенси или уравнение?
Стендаль исповедовал синтез художественного творчества и науки: «Искусство всегда зависит от науки, оно пользуется методами, открытыми ею». Его склонность к математической логичности и лаконичности чувствуется даже в стилистике развертывания психологической характеристики образов романа. Точная фиксация душевных движений героев, конкретных проявлений конфликта их чувств и разума, борьбы между ними создает неповторимый шарм психологизма индивидуального стиля писателя. Несмотря на то, что психологический анализ у Стендаля, как и у просветителей, еще обозначен влиянием рационализма (чувства развиваются примерно по тем же направлениям, что и мнение, хотя в реальной жизни все значительно сложнее), читать роман чрезвычайно интересно.
Безусловной находкой писателя является то, что в образе главного героя как бы соединены два человека: одна действует, а другая за ней наблюдает, и при этом не всегда одобряет мысли и поступки своего «двойника». После выхода в свет произведения «Красное и черное» наличие психологического анализа и самоанализа стала характерным признаком реалистического романа.
Тонкий психологизм Стендаля удивительно гармонично сочетается с не менее тонким анализом социальных и политических проблем тогдашней Франции.
Эпоха Реставрации - это время встречи двух цивилизаций - аристократической и буржуаВНОй (феодализма и капитализма), что давал богатый материал как для социального, так и для политического анализа и обобщений. Русский писатель Максим Горький, который был отличным знатоком психологии буржуазии и «свинцовых мерзостей жизни», отмечал, что «Стендаль был первым литератором (курсив наш. - Авт.), почти на следующий день после победы буржуазии проникновенно и ярко изобразил признаки неизбежности ее внутреннего социального разложения и ее тупувату близорукость». Действительно, в галерее персонажей романа отличается, например, Вально, который, в отличие от де Реналя, уже не стесняется «мануфактурных прибылей», а его жена бесцеремонно говорит гостям, сколько денег потрачено на обед («Госпожа Вально не пропустила случаю докинуть, что это вино стоит по девять франков за бутылку, без доставки»), не знічуючись, обкрадывает бедных («Жульен чувствовал в тех роскоши что-то отвратительное, от чего разило ворованными деньгами») и, наконец, фактически покупает баронский титул. Вально - это уже не «перекрашенный» аристократ («дворянстве-мещанин»), а собственно буржуа, новый «герой своего времени». Именно он становится мэром Вер'єра, побеждая де Реналя. Это очень символично - значит, будущее за Вальню, за буржуазией. Правда, если не назреет новая революция и Сорель не станет новым Дантоном, а следовательно, кошмаром для таких, как Буквально.
Ad Fontes
Стендаль, как мало кто из писателей, дает современному читателю интеллектуальную наслаждение точностью и правдивостью психологического анализа, беспощадным раскрытием тех пружин человеческого поведения, что пускаются в действие социальной системой жизни. Он стоит в первом ряду художников-реалистов, которые трезво исследуют основы и потенции человеческого естества, характера, стремления к свободе и полного самовыражения как личности, так и целого народа. Став писателем, Стендаль в глубине души остался тем же, что и в пятнадцать лет, когда взялся за изучение математики, полагая, что это единственная не заражена лицемерием наука. Он выводил образы героев, обреченных на лицемерие и приспособленчество, создал почти точные этические формулы такого поведения, но как писатель Стендаль никогда не показывал бессовестности и аморальности за хорошей ширмой, никогда сентиментально не зарожевлював эгоизма, малодушия или приспособленчества, которое осознает себя как чуть ли не гражданскую добродетель. Один из самых существенных уроков Стендаля - это наука трезво видеть вещи и явления и называть их своими именами.
Есть. Сверстюк
Особенно ярко заметны политические аспекты во время судебного процесса, который является кульминацией романа. В страстном монологе Жульен Сорель заявляет, что судят не только его, а прежде всего восставших плебеев, юношей, которые решились пробиваться «наверх». И его вызов был немедленно услышан. Ответом плебею - бунтарю стал неожиданно жестокий (ведь до этого монолога почти все присутствующие на суде ему сочувствовали) приговор - смертная казнь. Аббат де Фрілер откровенно и цинично (а зачем лицемерить, если Жульен - уже практически мертв, а перед ним сидит очаровательная Матильда, которую он «запланировал» себе в любовницы?) заявляет: «Что это взбрело в голову вашему другу возбуждать и раздражать мелкую чванливость этой мещанской аристократии! Зачем он говорил о касте? Он сам подсказал им, что они должны делать в своих политических интересах, эти олухи и не думали об этом и уже готовы были пустить слезу. Однако кастовые интересы заслонили в их глазах ужас смертного приговора. Надо признать, что господин Сорель очень наивен в делах. Если нам не удастся выхлопотать ему помилование, смерть его будет своего рода самоубийством...» на самом Деле это и было фактически самоубийство, и Жульен это хорошо понимал (тем более, что «если бы он вел себя разумнее, ему бы помогли убежать»), но такая гордая человек не смогла лишить себя удовольствия, пусть и ценой собственной жизни, бросить вызов тем напыщенным и низменным господам аристократам, которые сидели в зале, и всему тогдашнему обществу.
Итак, Стендаль изобразил психологический портрет талантливого юношу, которому тесновато в затхлой атмосфере эпохи Реставрации, замкнутом кастовому обществе, где «в людях одинаково ненавидят как правду, так и энергию». Писатель начал в мировой литературе большую и вечную тему, что в русской литературе воплотилась в образе Печорина, в украинской - в образе Корточках. Это тема зря и трагически потерянной силы. Кто-то называет ее темой «лишнего человека», кто - «пропащей силы», но суть остается неизменной.