ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 11 класс

Из ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ст.

 

Бертольт БРЕХТ (1898-1956)

 

Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на земле.

Б. Брехт

Жизненный и творческий путь

XX век вошел в историю литературы прежде всего как век творческого поиска и эксперимента. Конечно же, и театральная сцена стала сплошным экспериментальной площадкой: итальянские футуристы в Риме, Вахтангов и Мейерхольд в Москве, Курбас в Киеве и Харькове... Однако над всем этим стоял «эпический театр Бертольта Брехта (ведь именно в нем не только провозглашались, но и наиболее полно реализовались новатрські эстетические лозунги).

Ойген Бертольт Фридрих Брехт родился 10 февраля 1898 года в небольшом баварском городке Аугсбург - в зажиточной буржуаВНОй семье. Отец, начав карьеру торговым служащим, впоследствии стал директором крупной бумажной фабрики.

Независимый и бунтарский характер талантливого юношу, который уже шестнадцатилетним начал печатать свои стихи, проявился очень рано. Когда в разгар Первой мировой войны с ее милитаристскими и ура-патриотическими лозунгами гимназистам предложили написать сочинение на тему «Сладко и почетно умереть за родину...» (цитата из Горация), семнадцатилетний Брехт написал: «Высказывание, что умереть за родину сладко и почетно, можно расценивать как тенденциозную пропаганду. Прощаться с жизнью всегда тяжело, в постели так же, как на поле боя, и особенно молодым людям в расцвете сил. Только пустоголовые дураки могут зайти в своем марнослав'ї так далеко, чтобы говорить о легкий прыжок сквозь темную браму, и то лишь до того времени, пока они уверены, что их смерть еще далеко». Юноша не был трусом, ведь за эти искренние строки его едва не исключили из гимназии.

В 1917-1918 pp. он изучал естественные науки, медицину и литературу в Мюнхенском университете. Однако Первая мировая война не обошла и Брехта. Его мобилизовали и отправили служить на Восточный фронт санитаром в госпиталь. Именно гам он непосредственно столкнулся с ужасом, безумием и лицемерием этой войны (военный госпиталь - зрелище не для тонкосльозих). Поэтому в 1918 г. Брехт написал «Легенду о мертвом солдате», в которой описана гротесковая ситуация: к уже похороненного рядового пришла медицинская комиссия и, признав, что он еще «способен воевать», отправила на фронт.

Как настоящий интеллектуал, Брехт, выступая против военной истерии, что именно разгоралась в Германии, приводил поучительные примеры из истории (подобный прием применил Белль в рассказе «Путник...», где в подтексте античная Спарта противопоставлена гитлеровской Германии). Так, он писал о печальной судьбе Карфагена - некогда могущественного противника Древнего Рима, который исчез в песках истории как мощное государство: «Три войны вел Карфаген. Еще могучий после первой, он только сохранил своих жителей после второй. После третьей от него не осталось и следа», Брехт подчеркивал в открытом письме к немецких деятелей искусства, чтобы предостеречь соотечественников, обманутых фашистско-милитаристской пропагандой...

Когда читаешь стихи Брехта, то будто слышишь гул рабочих районов. Трудно поверить, что поэт, который так хорошо знал жизнь обездоленных и не любил богатых, сам был из семьи, которая учила своих детей властвовать. Для истории литературы XIX XX в. писатель - выходец из буржуаВНОй среды был обыденным явлением. Однако есть много случаев, когда художник, ради служения своей Музе, порывает не только с окружением, но и со своей семьей. Брехт сделал именно так. Отстаивая в своих стихах интересы обездоленных, он не мог одновременно пользоваться материальной поддержкой своей состоятельной семьи. И какие бы трудные времена не переживал писатель, ни разу он не обратился к ней за материальной помощью.

После войны Он возобновил свои занятия в Мюнхенском университете. Однако карьера врача его уже не привлекала, и студента чаще можно было увидеть в кафе «Стефания». где собиралась богема. Жизнь в Мюнхене тогда было напряженным. С одной стороны мощное рабочее движение и зарождение фашизма (во время так называемого «пивного путча» в Мюнхене в 1923 г. имя Брехта было занесено фашистами в списки тех. кого надо было уничтожить в первую очередь), с другой раВНОобраВНОе художественное и прежде всего театральная жизнь. Некоторое время Он курсировал между Мюнхеном и Берлином, находясь в центре театральной жизни. 29 сентября 1922 г. имя Бертольта Брехта стало известным всей Германии. Именно в этот день состоялась премьера его пьесы «Бой барабанов среди ночи». О этот спектакль влиятельная немецкая газета «Берлинер берзенкурір» писала: «Двадцатичетырехлетний художник Бертольт Брехт в течение одного дня изменил художественное лицо Германии». Пьеса «Трехгрошовая опера» (1928) принесла драматургу мировое признание и показала поиски новой театральной техники. Она вмещала как будто два действия - сценическую и музыкальную: песни (зонги), музыку к которым написал Курт Вайль, имели свою сценическую роль они комментировали, объясняли действие, как это в свое время делал хор в древнегреческой трагедии. По своим убеждениям Он был коммунистом, а его пьесы имели ярко выраженное идеологическое направление, что шокировало значительную часть «добропорядочного» буржуаВНОй аудитории. Все чаще премьеры его спектаклей сопровождались скандалами и обструкціями, а сам драматург оказался под надзором полиции. Когда к власти пришли фашисты, Брехт понял, что по их правления будущей у него нет. В 1933 г. писатель вместе с семьей покинул Германию. Началась долгая эмиграция.

 

Дом в г. Аугебурзі. где родился Бы. Брехт (ныне - музей)

Это были времена, когда, по его меткому выражению, он менял страны чаще ботинки. Находясь в эмиграции, Он вел активную антифашистскую пропаганду, писал и ставил антифашистские и антимілітаристські пьесы, среди которых «Матушка Кураж и ее дети» (1939), пытался быть ближе к родине и покидал ту или иную страну, как только угроза фашистской оккупации становилась реальной. Гитлеровцы не оставили писателя в покое, они не только сожгли его книги, лишили гражданства за «Легенду о мертвом солдате», но и добивались от правительств тех стран, где находился Брехт, выдать ного Берлина. Накануне вступления фашистов в Финляндии, писатель оставил ее, добрался транссибірським экспрессом до Владивостока и за 11 дней до нападения Гитлера на Советский Союз отплыло Америки (парадокс: с одной стороны, он хвалил общественный строй СССР, однако с другой жить уехал в США, устройство которых не хвалил).

У Брехта был талант объединять вокруг себя талантливых людей. В Соединенных Штатах вокруг художника сплотилась часть немецкой антифашистской эмиграции (в этот круг входил известный писатель Лион Фейхтвангер), у него появилось немало американских друзей, преданных поклонников таланта писателя, среди них - знаменитый американский актер Чарльз Спенсер Чаплій (известный миру как Чарли Чаплій). В Америке Брехт написал свои знаменитые произведения «Добрый человек из Сычуани» (1938 1940), «Кавказский меловой круг» (1944 1945) и фактически пересмотрел концепцию пьесы «Жизнь Галилея» (1938-1939), написанной к той в Дании.

В своей статье «О экспериментальный театр» писатель вспоминал, как пережил возле радиоприемника «историческую сцену»: физик Нильс Бор в Копенгагене давал интервью в связи с открытием атомной энергии. Па вопрос корреспондента, можно ли практически использовать это открытие, физик сказал, что пока нет. Тогда корреспондент воскликнул: «Слава Богу! Я думаю, что человечество еще абсолютно не готово владеть таким источником энергии!» Однако когда в 1946 г. Брехт вернулся к «Жизни Галилея», человечество уже продемонстрировало свою «готовность» использовать новую энергию. «Атомная бомба и как техническое, и как общественное явление - конечный результат научных достижений и общественной несостоятельности Галилея», - написал нечего Брехт. Конечно, это не понравилось американским властям, которые заботились о своем имидже (с одной стороны, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки произошли во время войны против враждующей страны - Японии, но как объяснить неадекватные жертвы ядерного оружия, да еще и среди мирного населения?). Как раз тогда в США начался очередной этап «борьбы с коммунистами», поэтому писателю вспомнили его коммунистические убеждения и вызвали в Вашингтон на комиссию Конгресса США по подозрению в принадлежности к «коммунистической заговора в Голливуде»... Брехту удалось запутать конгрессменов и оставить здание Конгресса США без стражи. Однако на повторный вызов он не ждал и уже на следующий день (31 октября 1947 г.) покинул сша и вылетел в Париж. Американская премьера «Жизни Галилея» состоялась в декабре уже без автора.

22 октября 1948 г. Брехт вернулся в Берлин. Интересно, что ни одна из «западных зон» (ни французская, ни английская, ни американская), разделенной после проигранной войны Германии, не дала коммунисту Брехтові разрешение на въезд. Это сделала только Восточная Германия, поэтому он и переехал в Берлин.

Наконец он имел возможность создать собственный театр и реализовать себя и как режиссер, и как драматург, и как общественный деятель (1950 г. избран вице-президентом Академии искусств Германской Демократической Республики). Спектакли брехтівського «Берлинер ансамбля» имели большой успех, их приветствовали театралы Европы. Популярность писателя росла. За границей начинали появляться театры, что за техникой провозглашали себя брехтівськими. В частности, надо вспомнить Грузинский театр имени Шота Руставели, неоднократно приезжал в Украину, визитной карточкой которого стала пьеса Брехта «Кавказский меловой круг». Значительным общественным явлением стала постановка в 1970-х годах московским Театром на Таганні (режиссер Ю. Любимов, в роли Галилея - В. Высоцкий) пьесы Брехта «Жизнь Галилея». Финальный монолог Галілея. где он говорил об ответственности ученых за свои открытия, советская интеллигенция ассоциировала с выступлениями диссидента академика А. Сахарова, «отца» водородной бомбы.

 

Памятник Бы. Брехту. м. Берлин (скульптор Ф. Кремер, 1957 г.)

Последние годы жизни писателя были чрезвычайно напряженными. Сердце не выдерживало такого темпа. «Берлинер ансамбль» готовил к премьере третью редакцию «Жизни Галилея». Однако драматург ее уже не увидел. 14 августа 1956 г. он умер от сердечного приступа именно на репетиции обновленной пьесы «Жизнь Галилея»... На его могиле нет большого памятника. Только плита, на которой высечено «Бертольт Брехт», а рядом могилы выдающихся немецких философов - Гегеля и Фихте...

«Эпический театр Бертольта Брехта

Брехт вошел в историю мировой литературы не только как выдающийся немецкий драматург XX ст., но и как драматург-новатор, теоретик драмы. В конце 1920-х годов его поиски в области новых художественных форм вылились в идею «эпического театра», способного раскрыть глубину социальных и политических конфликтов эпохи. Теоретические основы этой концепции изложены Брехтом в работе «Современный театр - театр эпический» (1931). В ней драматург полемизирует с традиционным «арістотелівським», «драматичным», театром в вопросах формы и содержания драматического произведения.

Перечислим основные положения теории «эпического театра» Б. Брехта:

1. Главным масс быть обращение не к чувствам зрителя, а к его разуму. Эмоции подводят зрителя до катарсиса (очищения души), но выводы он должен делать а действительности.

2. Нужно заинтересовывать зрителя не ходом действия и ожиданием развязки, а идеями произведения и ходом авторской (режиссерской) мысли. Кстати, именно по этой причине сюжеты пьес Брехта не является собственно «авторскими», а преимущественно или общеизвестными историческими ситуациями или поліями («Матушка Кураж и ее дети» Тридцатилетняя война; «Жизнь Галилея» - отречение Галилея своего учения), либо заимствованные у других авторов (сюжет «Трехгрошовой оперы» является параллелью к «Оперы нищего» английского драматурга XVIIвв. Джона Гея).

3. Главный художественный прием «эффект отчуждения», когда что-то общеизвестное и обыденное лишается традиционных очевидных черт, привычности и изображается с неожиданной стороны. «Что такое отчуждение? писал Брехт. Провести отчуждение определенного события или характера - это значит лишить это событие или характер всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно, и, наоборот, вызвать с ее поводу удивление и любопытство». «Эффекта отчуждения» режиссер достигал условностью костюмов и декораций, использованием табличек с надписями перед началом нового эпизода, вводя песни-зонты, которые не являются частью сюжета, а объясняют или оценивают события в обращении к зрителю, обращением актеров непосредственно к зрителям и т.д.

 

Как Бертольд стал Бертольтом, или Брехт-парадоксаліст...

Брехт любил парадоксы. И, собственно, что такое его любимый прием «отчуждения», как не парадокс?..

В конце Первой мировой войны он «пошутил», заменив в документах в своем имени Бертольд букву «д» на «т». Подделки никто не заметил, так он и стал Бертольтом, через что много малообразованных людей делают ошибки в его имени (как те, кто вместо правильного «А. Генри» пишут на ирландский манер неправильно «Отенри».

Подобная ситуация возникла с основным для его теории «эпического театра» термином «отчуждение». Взяв за основу термин из экономической теории«Entfremdung». Брехт заменил префикс «Ent» («от-») на «Vеr» («о»), получилось - «Verfrcmdung». Фактически получилось не «отчуждение», а «очуження». Литературоведы попытались ввести этот термин в научный обиход, но он не прижился, поэтому в настоящее время общепринятым является все-таки термин «отчуждение». Сходным является термин русских формалистов (введен в начале XX ст. В. Шкловським) «остранение» (от рус. «странный») - укр. « " учуднение"», «остранения» от «чудной» или «странный»). Однако российским формалістам (которые могли бы поспорить с Брехтомотносительно первенства в разработке этого понятии и термина) не повезло еще больше, чем Брехту: Установившейся пришел к власти почти на десять лет раньше Гітлера. а в период партийного руководства литературой любое « " учуднение " » или «отчуждения» выглядело политическим сопротивлением и строго наказывалось...

4. Подчеркнутая театральная условность изображаемого, дистанцирование от зрителя. Актер не перевоплощается в героя, а остается собой, оценивая персонажа.

5. Суть драматического конфликта заключается в столкновении и противоборстве идей, развязка выносится со сцены в зал, где зритель должен прийти к определенному выводу.

Театр Брехта имеет философский и дидактический характер. Ного задания учить думать, воспитывать активную личность, побуждать менять мир к лучшему.

Различия между, с одной стороны, драматической формой театра и, с другой - эпической форме театра можно увидеть в сравнительной таблице (Т. Денисова, Г. Сиваченко):

Драматическая («арістотелівська») форма театра

Эпическая («антиарістотелівська») форма театра

Действие

Рассказ

Вовлекает зрителя в сценическом действии и распыляет его активность

Делает зрителя наблюдателем, но пробуждает его активность

Дает зрителю возможность проявлять чувства

Заставляет зрителя принимать решения

Переживания

Мировоззрение

Зритель сопереживает

Зритель изучает

Гипноз

Аргументация

Восприятие консервируется

Восприятие переходит в познание

Интересно, что Брехт. увидев как узко или упрощенно начали толковать только что приведенную схему, впоследствии дорабатывает ее и публикует (1938) в таком окончательном виде:

Драматическая («арістотелівська»-) форма театра

Эпическая («антиарістотелівська») форма театра

Действие

Рассказ о ней

Привлекает зрителя к действию

Зритель имеет статус наблюдателя

Истощает активность зрителя

Пробуждает активность зрителя

Возбуждает эмоции зрителя

Заставляет зрителя принимать решения

Передает зрителю волнения

Дает зрителю знания

Зритель является участником событий

Зритель «отчуждается» от событий

Внушение

Аргументация

Восприятие консервируется

Восприятие переходит в познание

Зритель находится в центре, сопереживает событиям

Зритель непосредственно сталкивается с событиями и анализирует их

Человек является «известным»

Человек является «неизвестным», то есть предметом исследования

Человек является неизменной

Человек изменяет действительность и меняется сама

Драматическая («арістотелівська») форма театра

Эпическая («антиарістотелівська») форма театра

Заинтересованность развязкой действия

Заинтересованность ходом действия

Предыдущая сцена обусловливает следующую

Каждая сцена независимая, самодостаточная

Развитие

Монтаж

События развиваются линейно

События развиваются зигзагообраВНО

Эволюционная обусловленность

Прыжки

Человек как нечто неизменное

Человек как процесс

Бытие определяется мышлением

Мышление определяется бытием

Чувства

Ум