ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

11 класс

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

 

Я. КАВАБАТА, Г. Г. МАРКЕС

 

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ

Природа и ее роль в повести Ясунари Кавабата «Тысяча журавлей»

Основной категорией даосизма, религиоВНОго и философского учения японцев, есть дао. Дао означает путь постижения законов природы, ее закономерностей. Учение призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсального гармонизирующего принципа.

Итак, внимание к природе в повести, которая, по формулировке Комитета Нобелевских премий, передает сущность японского сознания», неслучайна. Природа занимает в произведениях Кавабата особое место. Она прекрасна и величественна. В повести «Тысяча журавлей» природа играет важную роль в раскрытии особенностей духовности японцев, идейно-художественного содержания произведения, в характеристике героев.

Природа в повести является фоном, на котором происходят события, и самостоятельным образом.

Автор, следуя духовные традиции своей страны, изображает тесную связь человека и природы, видит в общении человека с природой путь нравственного и эстетического совершенствования человека. Изменения в природе соответствуют изменениям в человеческой душе.

Например, с помощью описания природных явлений автор передает чувства своего героя Кикудзи: он очень тревожится перед неизвестностью. Эти чувства юноши автор подчеркивает с помощью картины стихии: когда Кикудзи выглядит в сад, «по небу прокатился гром. Далекий и могущественный, он приближался все ближе и ближе. На мгновение деревья в саду осветила вспышка молнии». Кикудзи находит правильное решение, выход для себя. Его мысль молнией мелькнула в его голове так же, как молния в небе. Напряжение героя приходит так же, как в природе тревожное ожидание грозы меняется началом дождя: «И сразу зашумел дождь, - пишет Кавабата. - Постепенно гром откатился дальше». Этот дождь как будто смывает тревожные предчувствия героя, очищает его душу, открывает путь к новому; чистого начала. Недаром в разговоре с Фумико сразу после начала дождя Кикудзи употребляет слово свежесть, характеризуя природу после дождя. И слово «свежесть» означает изменение в его внутреннем мире, а не только состояния природы.

Для Кавабата очень важным является понимание неразрывной связи человека и природы. Это дает возможность жить с ней одной жизнью, понимать ее законы, не отступать от того природного, что заложено в человеке. Такой первобытный ритм жизни помогает избежать фальши, дисгармонии, разлада в человеческом обществе, следовательно, остаться самим собой.

Природа помогает человеку понять сущность вещей, различать важное и неважное, главное и второстепенное. Например, в финале повести, после ночи с Фумико, Кикудзи находит обломки чашки, которую она разбила вечером. Попытки составить щепки обнаружили недостаток небольшого кусочка, которого герой найти не смог. Взглянув вверх, он увидел, что на востоке между деревьями сияла одна большая звезда. «Сколько я уже не видел утренней зари!» - подумал Кикудзи, глядя в небо понемногу затягивали облака. Звезда сверкала среди облаков и от того казалась еще большей, чем была на самом деле... «Нет смысла собирать черепки, когда на небе сияет звезда таким свежим блеском», - промелькнуло в голове Кикудзи. И он бросил обломки на землю». И вновь слово «свежий» означает новый этап его жизни.

Герой повести юноша Кикудзи очень внимательный к жизни природы. Он замечает в храмовом саду, дикая азалия на склоне горы нарядилась в бутоны. Возвращаясь домой на электричке после ночи, проведенной с госпожой Оота в отеле, он видит картину утреннего зарева во всех ее деталях: «Красное солнце словно плыло на горизонте, скользя по верхушкам деревьев. Лес выступал на небе черным силуэтом». Потом он вспомнит эту картину при известии о смерти госпожи Оото.

Деревья и цветы, так же как камни, вещи, японцы воспринимают как одухотворенные существа. Именно поэтому природа в повести Кавабата живет жизнью, нераздельным с человеческим. А тонкое понимание природы благодаря наблюдательности японцев, умению увидеть красоту даже в малом влияет на душу человека, очищает ее от повседневной суеты и приобщает к красоте и истине.