ВОЗРОЖДЕНИЕ
Мигель де Сервантес «Дон Кихот»
Мигель де Сервантес Сааведра
(1547-1616) родился 29 сентября 1547 года четвертым ребенком в семье бедного
идальго1, врача Родриго де Сервантеса.
Немало испанских городов спорили
за честь считаться родиной Сервантеса. В Алькасаре была даже изготовлена
поддельная метрика, которая ввела в заблуждение некоторых биографов писателя. А все потому,
что семья врача, в которой было семеро детей, в поисках заработка постоянно переезжала
с места на место. В конце концов отца Сервантеса арестовали за неуплату долгов, и
все имущество семьи ушло с молотка.
Сначала Мигель учился в коллегии
иезуитов, но позже семья перебралась в Мадрид, и мальчик начал посещать
городскую школу и брать частные уроки у известного педагога-гуманиста Хуана Лопеса
де Ойос, профессора грамматики. Нищета заставили юношу пойти на службу в армию в
чужих краях.
Затем он стал солдатом испанской
армии в Италии, а впоследствии был зачислен на флот и принял участие в битве вблизи
Лепанто (1571). Это произошло в разгар военных событий на Средиземноморье, которое
стремительно покоряли себе турки. В битве при Лепанто против турецкой эскадры
вышел объединенный итало-испанский флот. Битва была жестокой. Как и подобает
хорошему солдату, Мигель принимает участие в бою, хотя страдает от лихорадки. Он
получил два огнестрельных ранения в грудь и предплечье, что привело к
паралича и недвижимости левой руки и «к великой славе правой», по словам
самого Сервантеса. После госпиталя он снова принимает участие в нескольких сражениях и
получает звание солдата-ветерана. В 1575 г. на галере он возвращается на
родину, но по дороге попадает в руки пиратов, которыми кишело Средиземное
море, и Сервантеса продают в рабство алжирскому паше. Четыре раза пленник
пытался бежать из плена, но неудачно. Родина Сервантеса, получив известие
про выкуп, который требовали за пленников (в плену был и брат Родриго Сервантеса),
с трудом собрала только деньги за Родриго. Каждая попытка побега каралась
смертной расправой над беглецами, но Сервантес не мог не действовать. Дерзкий план
побега шестидесяти пленников во главе с Сервантесом был подло выданный
монахом-доминиканцем, и Сервантеса заковали в цепи и наручники и бросили в
дворцовую тюрьму. В Алжире сосредоточилось огромное количество пленных. «Нет
на свете большей радости, нежели радость вновь обретенной свободы», - скажет в «Дон
Кихоте» пленный капитан, выразив настроение Сервантеса, который вернулся к
Мадрид после пятилетнего рабства.
Но семья потратила все средства на
выкуп братьев, и Мигель снова служит в армии, однако теперь в Португалии. Заслуги
и шрамы не спасают его от унизительной бедности. Разочарование от несоответствия
убогого жизнь солдата его призванию к военному подвигу навсегда разлучает
Сервантеса с военным ремеслом.
В 1584 г. Сервантес женится
девушкой из небогатой дворянской семьи Катиліною де Саласар-и-Паласьос и через
год, после смерти отца, становится во главе большой семьи, которая состояла из матери,
жены, двух сестер, племянников. Он автор уже изданного романа «Галатея» и
нескольких пьес, но, гонимый бедностью, оставляет перо и едет в Севилью - «приют
всех бедных и обездоленных», занимая должность комиссара по закупке провианта для
«Непобедимой Армады». Неудачи преследуют Сервантеса, он трижды оказывается в
тюрьмы. Его обвиняют в растрате денег. Тем временем в Мадриде идут его
пьесы, с интересом воспринимается его роман «Галатея», и в кругу благосклонных
литераторов его уже назвали «славой испанской литературы».
Хотя в Севилье на голову Сервантеса
упало больше бед, чем побед, влияние большого города - морского порта империи
- изрядно способствовал его развитию. Во время второго тюремного заключения
Сервантес задумывает главный роман своей жизни - «Дон Кихот». Первая часть
вышла в 1605 г. А в 1616 г. некий А. Фернандес де Авельянеды, вдохновленный
успехом романа Сервантеса, выпустил его поддельное продолжение. И Сервантес
поторопился издать вторую часть «Дон Кихота».
Написан на склоне жизни
писателя, «Дон Кихот» является итогом всех его творческих мыслей. Недостаточно
оценен при жизни автора, это произведение Сервантеса в XIX веке был признан
величайшим произведением человеческой мысли. Последние 15 лет жизни Сервантес провел
в бедности. После «Дон Кихота» он напишет литературную сатиру «Путешествие на
Парнас» и уже на смертном одре завершит роман «Персилес и Сихизмунда»,
собираясь создать образец настоящего рыцарского романа. Роман был напечатан
уже после смерти автора.
Перед смертью Сервантес принял
посвящение в монахи и был похоронен за счет братства терциариев. Могила
Сервантеса потерялась, а портрет, если и существовал, до нас не дошел. Художник
XVIII века В. Кент создал изображение писателя по описанию внешности,
который оставил сам Сервантес в Прологе к «Назидательных новелл».
Мировую славу испанскому писателю
эпохи Возрождения Мігелеві Сервантесу принес его роман «Изобретательный идальго Дон
Кихот из Ламанчи». «Дон Кихот» является естественным завершением прозаических жанров
испанской литературы предшествующего времени. Использовав их традиции, Сервантес
создал новый тип жанра, от которого начинается развитие реалистического романа в
мировой литературе.
Писатель задумал «Дон Кихота» как
пародию на рыцарские романы, имея целью высмеять увлечение ими в Испании.
В авторском предисловии к первой части произведения определено, что задача романа -
подорвать авторитет распространенных в народе рыцарских книг. Согласно задумке, в
«Дон-Кихоте» рассказана история бедного идальго из Ламанчи, который сошел с ума из-за
чрезмерное увлечение рыцарскими романами. Представив себя странствующим рыцарем, он
во всем подражает героя рыцарского романа и выезжает на подвиги в честь
Прекрасной Дамы, для защиты всех обиженных и угнетенных. Вооружившись
ржавыми обломками старого доспеха, Дон Кихот выехал на жалкой кляче, которой
дал звучное имя Росинант (переводится как Передшкапа), за оруженосца взял
хитрого крестьянина Санчо Пансу, а дамой своего сердца избрал крестьянку Альдонсу
Лоренсо, представив ее принцессой Дульсінеєю Тобоською.
Реальный мир Дон Кихот воспринимает в
духе фантазий и выдумок рыцарского романа. Обычные люди и вещи кажутся ему
злыми врагами и чудовищами, ветряки в его воображении - это великаны, грязные постоялые
дворы - роскошные замки; Дон Кихот нападает на похоронную процессию, вступает в бой
со стадом баранов. Поэтому все поступки и «подвиги» Дон Кихота во имя защиты
обиженных и угнетенных не только смехотворны, но и вредны. Те, кого защищает
Дон Кихот, смеются над ним, издеваются над ним или проклинают его.
Каторжники, которых он уволил, представив их порабощенными рыцарями, забросали героя
камнями, а пастушок Андрес, за которого Дон Кихот заступился, молит небо
«наказать и уничтожить его милость».
В своем произведении Сервантес
непосредственно обратился к реальной действительности. Дон Кихот и Санчо Панса блуждают
Испанией суток Сервантеса, встречаются с людьми разных социальных слоев:
монахами и разбойниками, священниками и комедиантами, дворянами и купцами,
пастухами и цирюльниками, погонщиками мулов и лакеями, отставными солдатами и
каторжниками. В романе 669 персонажей - в основном живых неповторимых
характеров, огромное количество эпизодов, в которых раскрывается повседневная
жизнь испанской провинции и крупных городов, герцогских замков и заезжих
дворов.
Идейные убеждения Дон Кихота есть
системой гуманистических ценностей. Они несовместимы с реальной действительностью, которая противоречит
идеалам странствующего рыцаря, и он сам это осознает: в своей речи
перед козопасами о «золотом веке» Дон Кихот рассуждает о тех далеких
«блаженные времена», когда люди не знали двух слов: твое и мое», когда повсюду
царила дружба, спокойствие и гармония, простота и чистота нравов, и противопоставляет
этом золотом возрастные тот подлый время, когда мир исполнился злом, когда корысть
и предвзятость унижают и преследуют правосудия, когда утвердился закон
личного произвола. Для защиты обиженных, утверждает Дон Кихот, и созданное
странствующее рыцарство. Поэтому он не только бросается с копьем на ветряные мельницы и
отвоевывает в медный таз цирюльника, представив его шлемом волшебника Мамбріна, а
и заступается за Андреса, противодействует беззаконию и помогает обиженным. На издевательство
и оскорбления при дворе герцога он отвечает с достоинством и осознанием ценности
своего образа мыслей и поступков. Герой Сервантеса является воплощением непреодолимой веры и
неиссякаемой энергии, неугасающего энтузиазма и стойкости.
Своими человеческими качествами и идеалами
Дон Кихот возвышается над жестокой действительностью. Такой герой близок самому
Сервантесові и отражает многие из его собственных убеждений. Одновременно писатель
показывает, что героизм его любимого героя неуместен, вся его самоотверженность и
готовность к подвигу никакой пользы не приносят, а сам герой безумен и
смешной в наивных попытках жить согласно с собственными идеалами в мире, где царит
враждебная им мораль. Именно за потуги безрассудного героя переделать мир
нелепыми средствами, взятыми из арсенала рыцарского романа, писатель
безжалостно высмеивает и осуждает его. Однако отвергаются не идеалы Дон Кихота, а
его непонимание реальной действительности и несостоятельности тех средств, с помощью
которых он пытается воплотить свой идеал.
В романе «Дон Кихот» Сервантес имел
цель прежде всего разоблачить рыцарские романы. С этой целью он изобразил главного
героя безумцем, который потерял разум от чтения романов, и построил историю
его приключений как комическую эпопею - пародию на рыцарский роман. Но значение «Дон
Кихота» выходит далеко за рамки борьбы против того или иного литературного
жанра. Сервантес развернул в своем романе широкую картину жизни современной ему
Испании и наполнил его гуманистическими идеями, протестом против давления общественных
верхов, злидарювання и бесправие народа. Сам герой Дон Кихот вырастает в него
в благородного защитника угнетенных, борца против общественной несправедливости. Вместе
с комическим безумием он проявляет высокую мудрость гуманиста. Отсюда
двойная сущность образа.
Бедный сельский идальго, он
пытается построить свою жизнь на манер рыцарских странствий, что описывались
в книжках. Каждая приключение, каждая подробность этих странствий раскрывает контраст между
мнимым жизнью, вичитаним из романов, и реальной действительностью. Героя зовут Алонсо
Кихано, но он придумывает себе рыцарское имя Дон Кихот Ламанчский, к которому
впоследствии добавляется поэтическое прозвище Рыцарь Печального Образа. Свою клячу он
объявляет рыцарским конем и дает ему имя Росинант. Скотарку из соседнего
поселка его фантазия превращает в прекрасную даму Дульсинею Тобосскую, в честь
которой он собирается совершить рыцарские подвиги. Постоялый двор Дон Кихот принимает
за феодальный замок, где он желает быть посвященным в рыцари; медный таз
цирюльника - за волшебный золотой шлем. Каждый «подвиг» завершается для Дон
Кихота грустной и одновременно комичной неудачей: он оказывается побитым или даже
искалеченным. Развенчание рыцарских романов автор завершает в конце произведения: Дон
Кихот, что вернулся домой благодаря усилиям его друзей, перед смертью
исцеляется от своего безумия, снова превращается в Алонсо Кихано Доброго и
объявляет, что отныне книги о странствующих рыцарей вызывают у него отвращение.
Он составляет завещание, по которому его племянницу будет лишен наследства, если она
выйдет замуж за человека, который читала рыцарские романы.
Безумие Дон Кихота служит автору
средством сатирического разоблачения устаревших феодальных понятий с помощью резкого
преувеличения. Живя в мире прошлого, да еще и идеализированного, герой не
понимает реальной жизни и современных человеческих отношений. Он требует от
окружающих куртуаВНОй служение даме, перестріває мирных купцов и угрожает им
оружием, если они не признают Дульсинею Тобосскую самой прекрасной женщиной в
мире, и др. В любой схватке Рыцарь Печального Образа действует по феодальным
принципу - все решать силой оружия, отсюда его бесконечные драки.
Дон Кихот, по его худощавой и
высокой фигурой, верхом на полуживом кляче, производит впечатление карикатуры на
рыцаря. Его снаряжение, например, шлем с картонным забралом, - карикатура на
рыцарские доспехи. И весь его жизненный путь, и те же «подвиги» - пародия
на рыцарские странствования в романах.
Но образ имеет глубокий смысл - это
благородство и мудрость Дон Кихота. Во многих его речах и поступках выраженные
высшие идеи гуманизма эпохи Возрождения. Идеализируя рыцарство, Дон Кихот видит
его задача в защите слабых и обездоленных. Он стремительно бросается в бой
каждый раз, когда видит разрушение этих принципов. Дон Кихот заступается, хотя и
неудачно, за мальчика-пастушка, которого бьет хозяин - сельский мироед, что не
желает платить ему за работу; освобождает каторжников, осужденных жестоким и
несправедливым судом.
Устами безумца Дон Кихота Сервантес
выражает демократические идеи своего времени. Он осуждает угнетение человека человеком.
Вдохновленные гуманистические речи Дон Кихота часто содержат в себе антифеодальні
идеи, противоположные его же предубеждением, заимствованным из романов. Герой Сервантеса
признает достойной службу королю на поле боя, но при условии, «когда он ведет войну
справедливую». Так рыцарь Дон Кихот принимает участие в борьбе гуманистов Возрождения
против феодальных споров и даже поднимается до идей, которые опережают его
эпоху.
Дон Кихот «неисправимый» в своем
идеализме. Сколько бы раз терпел он поражение от реальности, хотя бы
сколько пинков и оскорблений от нее получал, он никогда не меняет линию своего
поведения. Характерно, что мнение его никогда не обращена на анализ своих неудач,
он никогда не пытается вынести урок из своего столкновения с реальностью. Поэтому мы
можем назвать Дон Кихота человеком одной идеи, «фанатиком» одной веры. В мире
немало фанатиков веры, которые действуют вопреки очевидному. Среди них немало и
преступников. Однако Дон Кихот воплощает в себе исключительно «фанатизм доброты». От
фанатизма Дон Кихота страдает только он сам. Он принципиально никому не навязывает
своей веры, своего нравственного максимализма. Доброта, терпимость к человеку,
стремление взять на себя страдания ради высокой цели - вот
главное, что отличает его от остальных «максималистов идеи», которые когда-то существовали
существуют ли на земле.
Вторым героем Сервантеса, очень
важным для раскрытия общего замысла романа, есть Санчо Панса. Сначала он
служит только пародийным заданием романа, но с развитием сюжета роль его
расширяется и обогащается. Постепенно вырисовывается живой и правдивый образ
любознательного кастильского земледельца.
Санчо Панса - простодушный,
основательный и практичный, он заботится прежде всего о себе, во всем ищет выгоды и
мечтает о богатстве. Живет он в нищете, уже претерпел немало бед и притеснений, поэтому
его очень легко соблазнить на любую авантюру ради достижения материального
благосостояния. Он оставляет свой дом и сопровождает Дон Кихота в его походах,
надеясь получить в награду губернаторство. Мечты Санчо о внезапном
обогащение типичные для Испании эпохи «золотой лихорадки». Но надежда Санчо
основывается на его глубокой вере в собственное человеческое достоинство.
Многими чертами своего характера
Санчо - полная противоположность Дон Кіхотові. В то же время внутренне они похожи:
оба герои, правда, каждый по-своему, добрые и человечные, оба недовольны
действительностью и обоим им хватает энергии и живого воображения, чтобы отправиться на поиски
лучшей действительности.
Между Санчо Пансой и Дон Кихотом
устанавливается взаимопонимание, они заметно влияют друг на друга. Лучше
познав Дон Кихота, его благородство и великодушие, Санчо постепенно
теряет свою корысть. Все чаще его поступками руководит не жажда
наживы, а любовь к справедливости, и тогда во всей полноте начинают проявляться
природные способности и народная мудрость Санчо. Он единственный из всех персонажей
романа по-настоящему понимает Дон Кихота и видит за его безумием истинный
героизм, доброту, великодушие и глубокий ум. Именно Санчо называет Дон Кихота
«Рыцарем Печального Образа».
Самое важное, что объединяет героев, -
то, что оба они противостоят несправедливом строя дворянско-католической
Испании. Замечания и рассуждения Санчо, его многочисленные поговорки часто содержат
сатиру на испанскую знать, ее паразитизм и бездействие. Он понимает, что
высокий чин еще не свидетельствует о достоинстве человека.
В центре романа Мигеля Сервантеса
«Дон Кихот» на фоне национального жизни Испании XVI - начала XVII веков
возвышаются две фигуры: бедного идальго, который возомнил себя странствующим рыцарем,
защитником обиженных и угнетенных, и бедного крестьянина, который согласился
стать его оруженосцем. Дон Кихот и Санчо Панса - это и широкие обобщения, и
в то же время своеобразные личности, чьи характеры отличаются выразительной
индивидуальностью: они - лица и конкретные, и типичные.
Бессмертное произведение Сервантеса
переведенный почти на все языки мира. На русском языке роман переводили Иван
Франко, Николай Лукаш, Василий Козаченко, Евгений Кротевич, Анатоль Перепадя и
другие.
___________________________________________________
1 Идальго, идальго (от исп. «чей-то сын») -
испанский дворянин, средневековый рыцарь.