ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Уильям Шекспир. Сонеты. «Гомлет»

 

Знаменитый английский писатель Уильям Шекспир (1564-1616) родился в семье зажиточного горожанина, ремесленника и торговца Джона Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне, провинциальном городке средней Англии. Учился в грамматической школе, где преподавали латинский и греческий языки, литературу и историю. После окончания школы Шекспир помогал отцу в раВНОобразных делах, затем работал младшим учителем. В восемнадцать лет он женился на Анне Хэтеуэй, дочерью богатого фермера, которую знал с детства.

В 1585 г. Уильям Шекспир в составе труппы странствующих актеров, одну из которых он изобразил в «Гамлете», оставил родное город. В Лондоне он сначала был наемным актером. Как актер Шекспир достиг очень мало. Самыми сыгранными им ролями были Призрак отца Гамлета и старый слуга в комедии «Как вам это понравится» - роли более чем второстепенные. 1594 года Шекспир вступил в лучшую лондонскую труппу Джеймса Бербеджа. В 1599 году Бербедж построил театр «Глобус», на сцене которого ставили и пьесы Шекспира. С время Шекспир стал пайщиком этого театра и на доходы от спектаклей и гонорары за пьесы содержал свою семью в Стратфорде.

В возрасте 25 лет Шекспир написал свою первую пьесу. Сначала молодой литератор больше переделывал и улучшал уже написанное другими авторами. Но он придавал пьесе такой полноты и убедительности, так обогащал действие и язык персонажей, что произведение становился совершенно другим. Через десять лет слава Шекспира стала общепризнанной, и вскоре он уже был первым среди авторов, которые писали для сцены. Предприимчивые издатели выпустили несколько произведений, которые не принадлежали Шекспиру, подписав их именем, которое стало залогом успеха.

После четверти века работы в Лондоне драматург вернулся в свой родной город и через три года умер в возрасте 52 лет. Его похоронили под алтарем в храме Святой Троицы.

Творчество Шекспира была настолько грандиозным и гениальной, а документальных свидетельств о его жизни так мало, что с XIX века и до нашего времени возникают всякие домыслы о его авторство пьес1. Эти мнения основываются на недоверии к человеку демократического происхождения, якобы неспособного создать такие шедевры. Авторство приписывали и отдельным личностям: философу Френсису Бэкону, драматургу Кристоферу Марло, образованным аристократам и целым творческим группам. Но серьезные ученые убедительно опровергли эти версии.

Литературное наследие Шекспира состоит из 37 пьес, двух поэм и 154 сонетов. При жизни драматурга отпечатано не все его произведения. Первую сборку, к которой входило 36 пьес, выдали его друзья Джон Хеминг и Генри Кендалл лишь в 1623 году.

Творчество Шекспира разделяют на три периоды. Первый период (1590-1600) - оптимистичный. В произведениях этого периода преобладает радостное восприятие жизни. Шекспир не избегает изображения темных, отрицательных черт действительности и социальных противоречий, но он уверен, что зло можно преодолеть, верит в торжество разумного и доброго. В этот период написаны драмы-хроники, ранние трагедии, поэмы, комедии «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь» и т.д. и сонеты.

Второй период (1601-1608) - трагический, когда драматург углубился в анализ противоречий человеческой жизни и создал все свои выдающиеся трагедии - «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Гамлет», «Отелло», «Макбет» и др. Три комедии, написанные в это время, тоже обозначены трагическим мировосприятием.

До третьего периода (1609-1613), романтического, относятся весьма своеобразные по жанровыми особенностями пьесы («Зимняя сказка», «Буря» и др.), которые называют то трагікомедіями, то романтическими драмами, а также последняя историческая хроника «Генрих VIII».

Сонеты Шекспира. Сонет - один из характерных лирических жанров эпохи Возрождения. Его история насчитывает семь с половиной веков. Появился этот жанр в Италии в ХІVVвв., а в других странах - в ХVVвв. Своего расцвета он достиг в XVII в. практически в всех западноевропейских литературах.

Английский сонет отличался от итальянского вольным порядком рифмовки, по которому три четверостишия имеют по две самостоятельные рифмы, а две последние строки рифмуются между собой. Именно сонетам Уильяма Шекспира суждено было стать вершиной этого жанра в Англии эпохи Возрождения.

Сохранилось 154 сонеты Шекспира, опубликованных уже в первом, прижизненном издании 1609 года. Действующие лица его сонетов: поэт, его друг и «смуглая леди».

1-99 сонеты, посвященные другу, в них воспевается дружба.

100-125 также сонеты обращены к вторая, но в них атмосфера между друзьями становится тревожной.

В 127-152 сонетах появляется «смуглая леди».

В 153-154 сонетах очерчена новая действующее лицо - соперник в искусстве поэзии.

Во всех шекспировских сонетах есть одна важная черта, характерная для творческой манеры поэта,- это напряженный драматизм. В них является обязательным острый конфликт, который решается, как правило, в двух последних строках. Блестящее сочетание совершенной художественной формы с богатым идейным содержанием сделали сонеты Шекспира прекрасной эстетической памятником далекой эпохи, в которой великий гуманист рассказал потомкам о свои истинные и глубокие переживание.

Важное место в тематическом раВНОобразии шекспировских сонетов занимает мотив дружбы и любви. В сонете 78, идя за другими поэтами Возрождения, Шекспир утверждает, что любовь - это огромная творческая сила, которая вдохновляет художников и делает человека благородным.

Но поэт убежден, что больше всего счастье - любить и знать, что тебя любят. По его мнению, любовь можно считать настоящим только по его взаимности и постоянства. Шекспировская оценка любви и дружбы не оставляет места ревности - эгоистическом чувству, основанному на отношении к любимому человеку как к собственности.

Особое место в сборнике занимают 25 сонетов (127-152), о которые с определенной достоверностью можно утверждать как о поэтическое отображение захвата Шекспира неизвестной женщиной, которую на протяжении нескольких веков называют «смуглая леди сонетов». В них автор предстает как блестящий мастер портретной характеристики, способный лаконично передать яркое и неповторимое изображение не только внешности, но и духовному миру.

Сонеты Шекспира составляют своеобразный сюжетный цикл. Хотя каждый из сонетов - это завершенный стих, важный сам собой, но, взятые вместе, они создают определенный сюжет, который строится на развития отношений между поэтом, его другом и «смуглой леди».

Поэт прославляет своего друга, его совершенство, мечтает увековечить его красоту своим поэтическим словом. Чувства к него, светлое и бескорыстное, обогащает душу поэта благородными переживаниями.

Возлюбленная поэта - женщина далеко не идеальной красоты. Но поэт любит ее именно такую, не идеальную, а земную, для него она прекраснейшая из всех женщин. Известен 130 сонет дает не только портрет «смуглой леди», он также раскрывает особенности мировоззрения Шекспира - человека Возрождения, которая радуется тому, что имеет счастье видеть земную красоту своей возлюбленной. Изменен тип красоты звучит как вызов традиции, достигает небесной любви Франческо Петрарки, как противопоставление его белобрысой, словно ангел, донни.

Поэтическая исповедь Шекспира о своем любовь к смуглянки постепенно приобретает трагической тональности. Последние сонеты цикла рассказывают о великое духовное потрясение, которое пережил поэт, убедившись в легкомысленности и неискренности своей возлюбленной. Он обвиняет глаза за то, что они обманывали сердце, и тут же упрекает сердцу, которое не хочет верить глазам, что не заметили недостатки. Он страдает от того, что правда исчезла из его взаимоотношений со «смуглой леди». Заключительный стих из этого цикла сонетов - одно из наиболее правдивых и волнующих изображений внутренней трагедии человека, который любит настолько, что, несмотря на неверность и каприВНОсть любимого, не может расстаться с ней.

И образ друга, и образ любимой женщины предстают в сонетах в свете поэта отношение к ним, поэтому на первом месте - образ лирического героя. В нем отражается сложный и богатый мир человека Ренессанса. Лирический герой Шекспира способен не только на сильные чувства дружбы и любви, ему свойственны широкий, всеобъемлющий взгляд на мир, активное отношение к жизни, сила ума.

Обратившись к строгой формы сонета, Шекспир вышел за пределы традиционных тем и поэтических норм. Он наполнил сонеты богатым содержанием, глубокой мыслью, волнующим человеческим чувством. Художник предоставил им раВНОобраВНОго звучания и высокого поэтического совершенства. Полны глубокого психологизма и внутреннего драматизма, сонеты Уильяма Шекспира стали новым этапом в развитии не только английской поэзии, но и мирового поэтического искусства.

Сонеты Шекспира всегда привлекали внимание художников: украинский язык их переводили Павел Грабовский, Иван Франко, Максим Рыльский, Дмитрий Павлычко, Игорь Костецкий, Святослав Караванский, Дмитрий Паламарчук и другие; на музыку положили Дмитрий Шостакович, Дмитрий Кабалевский, Микаэл Тарівердієв, Сергей Никитин.

В трагедии «Гамлет» (1601) Уильям Шекспир переработал сюжет средневековой легенды (изложенной в хронике Саксона Грамматика) и старой английской пьесы о принце Амлете - сына ютландском короля Горвенділя (ок. 500 г. до н. э.), который убил своего дядю Фенге, отомстив за совершенное им убийство Горвенділя, и погиб в бою с королем лейрським Віглетом. Однако, переосмыслив этот сюжет, драматург с наибольшей глубиной отобразил трагедию гуманизма в современном ему мире.

Трагедия Гамлета не внешняя, а внутренняя. В его душе разыгрываются драмы не менее тяжелые и ужасные, чем те, что происходят с разными действующими лицами пьесы. Трагедия Гамлета - это трагедия познания человеком зла. До какого времени существование датского принца было безмятежным: он жил в семье, усеянной взаимной любовью родителей, сам любил и пользовался взаимностью прекрасной девушки, имел приятных друзей, с увлечением занимался науками, любил театр, писал стихи. Впереди его ждало большое будущее - стать королем и править целым народом.

Но вдруг все начало рушиться. В расцвете лет умер отец. Не успел Гамлет пережить это горе, как его постигло новая беда: мать, которая якобы очень любила отца, менее чем за два месяца вышла замуж за брата покойного и разделила с ним трон. И третий удар: Гамлет узнал, что отца убил собственный брат, чтобы завладеть короной и его женой. Обязанность отомстить за убийство отца для Гамлета - не обычная кровная месть. Она вырастает для него в общественный долг борьбы за справедливость, в большую и трудную историческую задачу. Однако в этой борьбе Гамлет медлит, порой жестоко упрекая себя за бездействие.

Гамлет - человек своей эпохи, гуманист. Он приехал из Виттенбергского университета, страстно любит искусство, театр, сам пишет стихи. Его устами, когда он поучает актеров, Шекспир выражает глубокую мысль про реализм как принцип искусства. Гамлет о театральное искусство говорит, что его цель как прежде, так и сейчас, была и есть-держать как бы зеркало перед природой». Гамлет - человек критической мысли. Это ярко выраженная черта гуманистической эпохи. Сообщение о преступлении короля Клавдия он не воспринимает на веру, как это сделала бы средневековый человек, а стремится самостоятельно проверить. Он дальновидный и глубоко анализирует явления, с которыми сталкивается.

Гамлетові как герою трагедии присуща и могучая сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения. Он тяжело переживает гибель отца и позорный брак матери. Гамлет любит Офелию, но не находит счастье с ней. Его жестокость и оскорбительные слова в отношениях с девушкой свидетельствуют о силе его любви и разочарования.

Гамлет отличается благородством и выходит из высоких гуманистических представлений о человеке. Именно отсюда вытекает его желчное озлобление, когда он сталкивается с миром лжи и преступности, подлости и кощунства.

Гамлет - человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение больших общих явлений. Но не сама собой способность к размышлению задерживает его действия в борьбе, а те мрачные выводы, которые он делает в результате размышлений над всем окружающим. События, происходящие при дворе, наталкивают Гамлета до обобщающих выводов относительно человека и мира в целом. Если в мире возможно такое зло, если в нем гибнут честность, любовь, дружба, достоинство человека, тогда он действительно «разладился», а «время помешался».

Итак, Гамлет поражен не только преступностью Клавдия, но и всей системой чуждых ему принципов жизни и моральных понятий. Герой знает, что не может ограничиться лишь местью, ибо убийство Клавдия не изменит мира. Гамлет не отказывается от мести, но вместе с тем осознает, что задача его значительно шире - противодействовать злу в целом.

Гамлет представляет мир или огородом, где буйствуют сорняки, или тюрьмой, с казематами, камерами и подземельями. Гамлет называет мир «буйным садом», что плодит лишь дикое и злое семья. Он заявляет своим товарищам, что Дания - тюрьма и весь мир - тюрьма. А в известном монологе «Быть, или не быть» Гамлет высказывает сомнения в ценности самой жизни.

Не удивительно, что Гамлет пережил глубокое потрясение: ведь на его глазах рухнуло все, что делало для него жизнь ценным. Он никогда не был настолько наивным, чтобы полагать, будто в жизни не бывает несчастий. И все же его мысль питалась по большей части иллюзорными представлениями. Несчастья, постигшие его, заставили Гамлета по-новому посмотреть на все, что происходит. В его сознании с небывалой остротой восстали кардинальные вопрос: чего стоит жизнь? Что такое смерть? Можно ли верить в любовь, в дружбу? В почему причина бедствий, которые угнетают человека, можно ли их избежать, уничтожить зло? Надо бороться, а смириться с тем, что представляет собой жизнь?

Вот о чем эта пьеса, и вот почему она признана одной из величайших философских трагедий. Вопросы, затронутые в ней, являются важными для любого мыслящего человека. Но перед нами не произведение философа, который с определенной точки зрения стремится ответить на глобальные вопросы человеческого бытия. «Гамлет» - художественное произведение, а не трактат, не поучительная история, а драма о том, как открывается человеку жизнь в его самых трагических проявлениях. Поэта интересует именно жизнь, он стремится наиболее правдиво и впечатляюще воплотить свое видение, взволновать зрителей судьбой героя и других созданных им лиц, раскрыть чувства и мысли людей в ситуациях, которые требуют от них серьеВНОго выбора, выяснить, от чего они отказываются, как страдают и как встречают смерть.

Размышления Гамлета о назначении человека приобрели трагический окрас. Зло, считает он, имеет едва ли не космический характер, и человек - очень слабое существо, чтобы противодействовать ему. События трагедии будто подтверждают эти рассуждения героя: безвинно гибнет Офелия, а зло остается безнаказанным. Гамлет не может смириться с этим, но и не находит в себе сил противодействовать. Ведь если он станет убийцей, то перейдет на сторону зла и тем усилит его. Гамлетові ничто человеческое не чуждо, и он не тот герой, который не знает страха. Но в критические моменты он находит в себе силы, чтобы решиться на решительный поступок.

Содержание трагедии «Гамлет» навеян общественными условиями Англии того времени, но значение ее выходит далеко за пределы одной страны и одного исторического периода. Описанная в ней картина угнетения и лжи, в частности тирании, оказалась вечной. Отсюда - неугасающий в течение веков интерес к Гамлета, благородного и одинокого борца против зла, и к его страдницьких переживаний в условиях неравной борьбы.

БесполеВНО искать в трагедии Шекспира четких и понятных ответов на вопросы, которые она выдвигает. Чем полнее мы сможем представить раВНОобразие характеров, сложность драматического действия, чем глубже мы почувствуем трагические судьбы героев, то больше приблизимся к тому огромному миру, какой гений Шекспира сумел воплотить в сравнительно незначительном объеме своей великой трагедии.

_____________________________________________________________

1 «Шекспировский вопрос» - дискуссионная литературоведческая проблема, которая возникла на рубеже XVIII-XIX в. и касается выяснения того, кто в действительности является автором шекспировских произведений.