ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Франческо Петрарка «Канцоньере»

20 июля 1304 года в итальянском городе Ареццо у нотариуса Петракко родился сын, которого окрестили именем Франческо, - позже флорентийское прозвище отца он заменил более мелодичным латинизированным именем «Петрарка». В 1310 году нотариус, изгнанный из родного города, обосновался с семьей в Пизе, где Франческо прошел первое обучение и где единственный раз в жизни, видел знаменитого поэта Данте Алигьери, который был в городе проездом. Но уже в начале 1312 года вся семья переехала в Авиньона1 (Франция).

После четырех лет занятий с частным учителем Франческо отдали в университет южно-французского города Монпелье, где юноша, по принуждению отца, изучал юриспруденцию. Но юридические науки мало интересовали его: уже тогда началось увлечение древнеримскими писателями, среди которых любимыми на всю жизнь остались Вергилий и Цицерон. Отец не разделял увлечение сына античностью. Однажды, посещая сына, он не нашел в его комнате, заваленной манускриптами, ни одного произведения на юридическую тематику. Отец разозлился, и книги и рукописи полетели в пылающий камин. «Увидев это, - рассказывал позже Петрарка, - я горько разрыдался, будто огонь сжигал мое собственное тело; и я хорошо помню, как отец, растроганный моими слезами, вынул из пламя уже две напівобпалені книги - одной рукой Вергилия, другой - риторику Цицерона - и, протягивая их мне, с улыбкой сказал: «Возьми их! Сохрани первую для развлечения, а вторую - как пособие для твоих занятий правом».

В 1320 году вместе с братом он отправился изучать юриспруденцию в Болонье - городе, славившемся древним университетом, который готовил юристов для всей Европы. Три года, проведенные в Болонье, имели решающее значение для духовного развития Франческо. Его не удовлетворял схоластический мировоззрение Средневековья, и он страстно искал в античной культуре источники, которые питали бы борьбу с невежеством и предрассудками современного ему общества.

В Болонье юноша, который уже называл себя Петраркой, познакомился с поэтами, которые писали на итальянском языке и объединились в кружок. Вероятно, там он и начал писать стихи на двух языках. Его другом стал Джакомо Колонна, который происходил из старинной аристократической римской семьи.

В апреле 1326 году, после смерти отца, оба брата вернулись до Авиньона, а в Страстную Пятницу 1327 года в авиньенской церкви Петрарка встретил и полюбил девушку по имени Лаура, которая вдохновила поэта на лучшие его стихи.

в 1344 году Петрарка совершил первую путешествие в Рим. Большое впечатление произвели на него памятники архитектуры: Колизей, Пантеон, триумфальные арки, руины древних зданий на форумах и Капитолии. Позже его назвали «первым туристом нового времени». Петрарка объехал всю Европу, вплоть до Праги на востоке, как гость и посол руководителей различных итальянских государств, все более распространялась его известность как ученого, поэта и дипломата.

Но самыми счастливыми были дни, проведенные в окрестностях Авиньона в живописной долине Воклюз на берегах кристально чистой реки Сорг, где Петрарка приобрел земельный участок с небольшим домиком. Одинокий, в сопровождении верного пса, бродил он холмами и рощами, размышляя и составляя стихи Лауре. «Здесь, - писал он, - нет ни самовладних князей, ни надменных горожан, ни злоязычия клеветы, ни партийных страстей, ни гражданских раздоров, ни крика, ни шума, ни скупости, ни зависти, нет необходимости обивать пороги высокомерных вельмож: зато здесь есть свет, радость, деревенская простота и непринужденность, здесь воздух мягкое, ветер нежный, поля, озаренные солнцем, прозрачные ручьи, лес тенистый».

К Петрарки пришла настоящая слава. В Риме ему присудили звание лауреата2 и пригласили на торжественную церемонию возложения лаврового венка. Торжество состоялось на Капитолии 8 апреля 1341 года. При большом скоплении народа под звуки труб один из римских сенаторов возложил лавровый венок на голову поэта, на плечи которого была накинута пурпурная мантия.

Петрарка произнес речь на латыни о сущности и значении поэзии, после чего ему была вручена грамота, которая предоставляла звание римского гражданина и право читать лекции по истории и литературы в Риме и в любом городе Италии. Позже эту речь Петрарки назвали первым манифестом гуманизма Возрождения.

Петрарка не был сторонним наблюдателем, человеком, заглубленной только в личные размышления. Его социальная активность, страстная гражданственность с особой силой проявились в дни восстание Кола ди Риенци (1347), когда народ сбросил власть феодалов в Риме. Получив известие о первых успехах Кола ди Риенци, Петрарка прислал ему послание, в котором называл его истинным сыном Рима. Сам он уже мечтал стать новым Титом Ливием и Гомером - историком и поэтом нового Рима. Но того же года восстание потерпело поражение. Петрарка спешно выехал из Авиньона.

В 1348 году вспыхнула чума - черная смерть скосила несколько миллионов жителей Европы. Ее жертвой стала любимая поэта Лаура. В миланской библиотеке хранится манускрипт произведений Вергилия, принадлежавший Петрарці, - его любимая книга, с которой он нигде не расставался. На обратной стороне первой страницы его собственноручная запись начинается такими словами: «Лаура, славная собственными добродетелями и долго оспівувана моими стихами, впервые появилась перед моими глазами в раннюю пору моей юности, в лето Господне 1327-е, в день шестой месяца апреля, в церкви святой Клары в Авиньоне, в утренний час. И в том же городе, в том же месяце апреле, в тот же шестой день, в ту же первую час лета же 1348-го в этого света свет это отняли, когда я случайно был в Вероне, увы, судьбы своей не ведая».

Этой потерей начался последний период жизни Петрарки. Оставаться в Авиньоне он больше не мог - его ничто больше не связывало с «нечестивым Вавилоном». Он выехал в Италию. Восемь лет поэт провел в Милане. От работы отвлекали лишь дипломатические поручения, которые он успешно выполнял не только в городах Италии, но и в Париже и Праге.

В 1361 году снова вспыхнула чума, и Петрарка сбежал от нее в Венецию. Его принимали с почетом: во время великого рыцарского турнира на площади святого Марка ему было предоставлено место в мраморному ложе рядом с дожем3.

Он пожертвовал городу свое большое собрание рукописей и манускриптов, которые послужили основой для знаменитой библиотеки святого Марка. В ответ ему было предложено в пожизненное пользование палаццо на одном из венецианских каналов. Но надвигалась старость, и Петрарку больше привлекало тихую жизнь в Падуе и ее окрестностях - в местечке Аркуа, в общении с профессорами университета и гостями, которых всегда было очень много. Среди них был и Джованни БоКкаччо, который впоследствии стал одним из ярых поклонников и близких друзей Петрарки. Он бывал у него неоднократно писал ему большие письма, делал подарки: произведения Цицерона, Августина, собственноручно переписанную «Божественную комедию» Данте.

В 1367 году Рим снова стал папским резиденцией. Три года спустя Петрарка решил побывать в Вечном городе в последний раз. Но сил было слишком мало: он не мог ехать верхом; в Феррари заболел, и ему пришлось вернуться в Падую.

Он продолжал неустанно работать, но усталость сказывалась. Зря призвал его к отдыху в своих письмах Джованни Боккаччо - в ответ на свои увещевания он получил от поэта латинский перевод истории о Грізельду, рассказанную в последней новелле «Декамерона», с припиской: «Любовь к труду и науки необузданная».

Утром 19 июля 1374 года Петрарку нашли в его доме в поселке Арква над фолиантом Вергилия: он умер наедине с любимым поэтом.

Франческо Петрарка написал более 300 сонетов. Это своеобразный дневник любви. Из сонетов вырисовывается портрет любимого поэта: золотистые волосы и черные глаза (иногда поэт называет их голубыми, ведь этот цвет является символом надежды). Петрарка встретил Лауру, когда она была еще девочкой. Впоследствии Лаура вышла замуж и рано умерла. После ее смерти Петрарка написал еще 90 сонетов, поэтому в его книге «Канцоньере» (Книга песен) два раздела: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Вторая часть теряет оптимистичный настрой, но окрашена не в черный цвет, а в тот самый небесно-голубой (в будущем, загробном существовании поэт надеялся снова встретиться с любимым). По-новому изображен в «Книге песен» образ женщины и чувство любви.

В имени возлюбленной поэта можно почувствовать и дыхание ветра (laura soave с итальянского означает «ласковый ветерок»), и ассоциации с золотом laureo crine - «золотистые волосы»), и олицетворение вечного течения времени (Lora - «час»). Одновременно это имя созвучно и с названием лавра (lauro) - дерева славы, и с именем утренней зари - Авроры.

Его идеал всегда рядом. Петрарка чувствует присутствие Лауры, даже находясь далеко от нее. Он обожает любимую, наделяет ее неземными чертами. Для Петрарки Лаура является образцом добропорядочности и совершенства. Поэт воспевает очищающее, облагороджувальний влияние ее красоты. Но он не отождествляет красоту своей возлюбленной с самой добродетелью, не превращает ее на безплотний символ. Хотя Лаура безмерно идеализируется, она предстает уже как живая женщина с реальными, земными чертами. Петрарка постоянно находит новые краски, новые образы и способы для описания ее красоты. В каждом ее взгляде, движении он видит что-то неповторимое и своеобраВНОе, что и сохраняет в своих поэтических строках. Он изображает ее осипаною дождем цветов, причем красота природы призвана лишь подчеркнуть, насколько прекрасна сама Лаура. Но автор не просто любуется женщиной. Описание красоты его возлюбленной служит способом выражения чувств и переживаний влюбленного поэта.

Петрарка воспевал свою Лауру в течение двадцати одного года за ее жизнь и еще десять лет после смерти возлюбленной. Новаторство его поэзии заключается в том, что он не только создает волшебный образ любимой, но и раскрывает внутренний мир своего лирического героя, который любит и страдает, переходит от надежды к отчаянию, от счастья до горя, ищет утешения, неустанно анализирует свой сложный душевное состояние.

Главная тема «Канцоньере» - любовь поэта к Лауре: ей посвящено большинство стихотворений. При написании их Петрарка использовал опыт любовной лирики своих предшественников - поэзии трубадуров, итальянской лирики поэтов «сладостного нового стиля», Данте. На почве традиции он создал поэзию нового типа, начав развитие гуманистической лирики. Как никто из его предшественников, он приблизился к реальной, земной жизни человека.

Еще отчетливее новаторский характер стихов «Канцоньере» проявляется в изображении лирического героя, который занимает видное место в сборнике. Основу сборника составляет напряженный интерес поэта к своей личности, внутреннего мира, полного противоречий. Поэт страдает от недоразумений между разумом и чувствами, идеальным платонизмом и чувственным любовью. Земное существование кажется ему марнотним, и одновременно он осознает невозможность преодолеть реальные земные страсти. Поэт, углубленный в анализ своего внутреннего мира, внимательно прислушивается к собственным чувствам, размышляет над их противоречивостью. Не раз он задумывается над непостижимой сложностью внутренних движений человеческой души, например в 132-м сонете.

«Канцоньере» содержит не только любовную лирику - это первая в литературе ріВНОтематична лирическая сборник. Кроме любовных стихов, в нее входят стихи на политические и моральные темы, есть стихи, в которых воспеваются дружба и природа, передаются философские и эстетические размышления.

Петрарка сознательно и продуманно создавал собственный индивидуальный стиль. Непрерывно работал поэт над усовершенствованием своих стихов, переделывал их, менял, стремясь к совершенству. Он добивался красоты формы, отточенность стиха, изысканной обраВНОсти. Петрарка предоставил сонета классической изысканности, и он приобрел значение образца жанровой формы и лирической языка для многих поэтов. Влиянием петрарківського сонета обозначена творчество величайших поэтов Франции, Испании, Англии, а также славянских стран эпохи Возрождения.

_________________________________________________________

1 Авіньйбн - город во Франции, в Провансе, на реке Рона, в 1309-1377 гг. резиденция Пап.

2 Лауреат (от лат. «увенчанный лавром») - в эпоху Античности почетным венком из ветвей лавра награждали победителей соревнований. Гуманисты Ренессанса возродили этот обычай.

3 Дож - титул главы Венецианской (VIII-XVIII ст.) и Генуэзской (XIVVІІІ ст.) республик.