ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Критика

ЛИТЕРАТУРА 1945-1985 ГОДОВ

 

ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ?

Литература никогда не была такой мощной, острой, напряженной, как жизнь, а сегодня и подавно. Чтобы передать жестокость жизни, литература должна быть в тысячу раз жестче, страшнее.

Эжен Ионеско

Война закончилась... В мире сложились военно-политические блоки, которые противостояли друг другу. Начала распадаться система колониализма, нарастало национально-освободительная борьба в Азии, Африке. Многочисленные локальные конфликты и войны продолжали держать человечество в напряжении. И хотя в 60-70-х годах угрозу третьей мировой войны была предотвращена, призрак атомной войны еще бродил по земному шару.

В конце 80-х - начале 90-х годов произошли события, которые изменили и карту мира, и положение в мире. Две немецкие государства воссоединились. СССР, Югославия, Чехословакия распалась на суверенные государства.

Мировая художественная литература послевоенных лет жила тревогами и проблемами своего времени и надеждой на разум человеческий, который когда-то скажет окончательно: «Прощай, оружие!»

К событиям второй мировой войны обращались многие авторы, например чешский писатель Ян Отченашек («Хромой Орфей»), немецкие писатели Дитер Ноль («Приключения Вернера Хольта»), Макс Вальтер Шульц («Мы не пыль, что летит за ветром»), Эрих Мария Ремарк («Ночь в Лиссабоне») и Генрих Белль («Бильярд в половине десятого»), американский писатель Ирвин Шоу («Молодые львы») и др.

Появился «рабочий роман» в литературе ФРГ (Макс фон дер Грюн), Англии (Рэймонд Уильямс), США (Ларс Лоренс, Филипп Боноскі), ГДР (Эрвин Штрітматтер, Анна Зегерс), Чехословакии (Ян Козак).

Заметным явлением в мировой литературе 50-60-х годов стал антиколониальный роман, прежде всего английский. Так, Стентон герой романа Бэзила Дэвидсона «Речные пороги» (1956), действие которого происходит в Африке, после тяжелых раздумий отрекается от своего колониального прошлого. В романе Джеймса Олдриджа «Горы и оружие» (1974) Мак-Грегор осознает правоту гордых сыновей Курдистана, которые борются за свои национальные права, и готов помочь им. Десмонд Стюарт (трилогия «Смена ролей», 1965-1968) на примере жизни нескольких поколений английской семьи в период с конца XIX века до 60-х годов XX века исследует причины изменений в колониальном мире.

Писатели, понимая, что в XX веке человечество оказалось перед таким выбором путей в будущее, от которого зависит само его существование, пытаются осмыслить опыт своей эпохи. Одни из них отдают предпочтение формам условным, аллегорическим, другие - життєподібним. Но все они обеспокоены будущим. На-пример, французский писатель Робер Мерль и американский писатель Рэй Брэдбери в своих романах-антиутопіях определенную негативную тенденцию современного общественного развития делают основой аллегорического или же фантастического сюжета, в котором чувствуется биение пульса именно XX века. Рэй Брэдбери («451° по Фаренгейту», 1953) сосредоточивает внимание на бездуховности тоталитаризма, а Робер Мерль предупреждает об опасности идеологических распрей, которые могут привести к атомной катастрофе («Мальвіл», 1972). Художники едины в главном: мир должен измениться, чтобы не погибнуть.

Беспокоят писателей и проблемы духовного развития общества. Во второй половине XX века бурно развивается так называемая «массовая культура», зок-рема «массовая литература». «Массовая культура» не обогащает, совершенствует общество и человека, а стремится манипулировать ими. Малохудожня книжная продукция пропагандирует бездумный, беззаботный, иногда жестокий и распутный образ жизни.

Однако настоящих художников XX века волнует в первую очередь человек с его сложными и неоднозначными проблемами. Швейцарский драматург Фридрих Дюрреяматт в «Визите старой дамы» (1956) и «Метеоре» (1966), французский романист Эрве Базен в «Анатомии одного развода» (1975), итальянский драматург Эдуардо Де Филиппо в «Цилиндре» (1966), немецкий писатель Гюнтер де Бройн в «Буридановім осле» (1968), воспроизводя различные жизненные ситуации и рассказывая о различных человеческих судьбах, подводят читателей к общему выводу: расхождение между идеалами, которые провозглашаются обществом, и гнусной практикой общественной жизни - одна из главных причин бездуховности. А еще, кроме того,- всесилие «золотого тельца», которому продолжает поклоняться человечество. А еще - отречение вечных ценностей. А еще... А еще... А еще...

Вот почему писатели, которые исповедуют гуманистические принципы бытия, страдают и борются за душу и ум человека. Это - объединяющее начало в литературе XX сто-летия. В произведениях нигерийского романиста Чінуа Ачебе «И пришло разрушение» (1964) и «Покоя больше нет» (1965) раскрывается пагубное влияние антикультуры на общество. Южноафриканские писатели - соавторы Кристиан Бернард и Зигфрид Стендер в романе «Нежелательные элементы» (1974) выступают против философии и практики расизма. Перуанский писатель Марио Варгас Льйоса в гротескно-сатирическом романе «Тетушка Хулиа и писака» (1977) воссоздает обычаи, господствующие в буржуазных средствах массовой информации. Гватемальского писателя Мигеля Анхеля Астуріаса более всего волнует судьба родного народа, его борьба за социальное и национальное освобождение («Зеленый Папа», 1954). Кенийский писатель Меджа Мванги рассказал в повести «Неприкаянные» (1973) о трагической судьбе двух мальчиков, уничтоженных в трущобах больших городов.

Так на литературных орбитах встречаются художники разных стран и континентов, чтобы рассказать о свое время честно и искренне, болея за человека, который, как и мир, несмотря на все «должен быть добрым» (Бертольд Брехт).

В искусстве XX века непрерывно происходят взаимодействие и взаимообогащение различных литературных течений и направлений. Происходят даже тогда, когда одни художники (например, Бертольд Брехт) обвиняют других (модернистов) в пропаганде «отчаяния и бесстыдного приспособленчества», или одни отрицают метод других (например, Эжен Ионеско утверждал: «Я все больше склоняюсь к выводу, что реализм является лживым и ирреальным, что настоящим является то, что мерещится»).

В 50-60-х годах оказался творческий потенциал «театра абсурда», «нового романа», западногерманской «лирики - модерн», других модернистских течений. Так, «абсурдисти» в своих драматургических произведениях стремились к универсальности выводов, изображали жизнь в аллегорических формах, условных. Искусство для них было определенным символом жизни, а художественное изображение не мало конкретно определенных пространственно-временных ориентиров. Однако именно такое изображение проявляло в сего-дня вечную - предмет творчества.

В пьесе французского драматурга Эжена Ионеско «Носороги» (1959) говорится о том, что в одном из городков на юге Франции началась необычная эпидемия: люди превратились в носорогов, и стадо носорогов уничтожает памятники культуры и архитектуры, материальные и духовные ценности. Все капитулируют перед нашествием носорогов. Даже главный герой Беранже, который исповедует идеалы гуманизма и считает, что нужно активно противостоять носорогам, признает их. Страшные изменения происходят в его сознании: «я Некрасивый. Совсем некрасивый. Ох, как я хотел бы быть таким, как они! Жаль, что у меня нет рога. Как это отвратительно - гладкий лоб! Как было бы хорошо иметь один или два рога!.. Но может еще случиться, что и я приду к ним, и мы будем вместе...»

Кое-кто искал в «Носорогах» аллегорию на европейскую трагедию 30-х годов, кое-кто намекал на более близкие исторические события. Но «Носороги» написано таким образом, что в них предстает не конкретная история, а вечная история о антилюдяність тоталитарного режима, в какой бы наряд он не впитывался - то в римскую тогу, в коричневую форму, в носорогову шкуру.

В основе пьес драматургов-«абсурдистов» лежит парадоксально осмысленная история, а собственно парадокс превращается в ведущий художественный принцип. Вот почему Эжен Ионеско считал, что его театр можно назвать театром парадокса.

До парадокса как художественного приема прибегали не только «абсурдисти», но и художники, которые справедливо считаются мастерами реалистической литературы XX века (Бернард Шоу, Бертольд Брехт и др.). И в этом есть смысл, ведь искусство развивается по собственным законам, не подвластными идеологическому диктату. Именно поэтому реалистическое искусство послевоенных лет раВНОобразная и многоцветная.

После второй мировой войны возникло особое художественное явление - итальянский неореализм. Его представители исповедовали простоту языка, лаконичность, доступность повествования. Произведения неореалістів тяготели к документальному описанию реальных событий, предметом их художественного исследования стал человек социальных низов, которая противостояла бездуховности окружающего мира. Об этом писал Васко Пратоліні, романы которого повлияли на развитие итальянской драматургии 60-х годов. То была остросоциальная по своей сути драма. Дженнаро Пістіллі в пьесе «Арбитр» исследовал влияние гангстеризма на формирование общественной морали. Джузеппе Маротто и Белізаріо Рандоне в фарсе «Втішаючий вдовиц» рассказывали о спекуляции дельцов на человеческих трагедиях. Франко Брузатті в пьесе «Лишняя» передал трагедию одиночества в обществе, где господствует философия прагматизма. Эдуардо Де Филиппо в драме «Цилиндр» раскрыл бездуховность людей, которые живут в мире, где все продается и покупается. Неореалісти болели за «маленького» человека, сочувствовали ей.

60-70-е годы XX века - это время расцвета и так называемого магического реализма, смело сочетал реалистические и символические обобщения, жизненную (даже бытовую) достоверность и миф, национальное своеобразие и универсальность, рациональное (даже дидактическое) и иррациональное, мистическое. Магический реализм дал миру блестящих мастеров слова, самым выдающимся среди которых есть Габриель Гарсиа Маркес. Этот колумбийский писатель поразил художественный мир XX века своими романами. И прежде всего - романом «Сто лет одиночества». Обратившись к народно-мифологической фантастики, он создал фантастический мир, который плотно переплетается с историческими реалиями Латиноамериканского континента.

Реализм второй половины XX века не отрекался от достижений прошлого, но и не проходил мимо достижения современного искусства. Это открывало возможности для наиболее полного выявления таланта художников, которые оставались на позициях реализма, исследовали социальные проблемы бытия в формах самого бытия и в то же время тяготели к широчайших обобщений. Современный реализм представлен многими известными именами. Среди них - имя американского писателя Уильяма Фолкнера - одного из крупнейших мастеров реалистической прозы.