ЗАНЯТИЕ 1
Тема: «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» - романтическая сказка - новелла с глубоким социально-психологическим содержанием
ПЛАН
• Сатирико-метафорический смысл сказки.
• Добрые силы (фея Розабельверде, врач Проспер Альпанос) и их роль в сказке.
• Мир обывателей введено(Фабиан, Кандида, Мош Терпин, князь, бароны).
• Образ князя Пафнутія.
• Противопоставление творческого человека бездуховного филистера (Бальтазар и Цахес).
• Антипросвітницькі мотивы в произведении.
• Специфика романтизма Гофмана.
Задания для подготовительного периода
• Подумайте, какую позицию в повести занимает автор.
• Повторите сведения по теории литературы о травестію, пародию, гротеск и романтическую иронию. Повесть - сказка как жанр романтической литературы.
• Дайте толкование словам: Цахес, альраун, компендиум, пумпернікель, реферандарій, лінєєва обезьяна, Вельзевул, філістер.
• Составьте ЛС, ребусы, кроссворды, стихи, литературные игры.
Литература
• Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. - Л, 1973
• История немецкой литературы, Т.Н. - М., 1966
• Художественный мир Гофмана: Сб. статей. - М., 1983
• Лобода О. 20 вопросов классовые // Зарубежная литература. - 2003. - № 46. - С. 2 - С
• Середюк Т. Комическое в сказке Е. Т. А.Гофмана «Крошка Цахес» // Зарубежная литература. - 2001. - №40. - С. 40
• Савчук О. Фантастическая история взлета и падения Цахеса. Е. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». 8 кл. // Зарубежная литература. - 2004. - № 47. - С. 8 - 9
• Остапчук В., Е.Т. А. Гофман «Малыш Цахес на прозвище Циннобер». Урок-загадка. // Зарубежная литература. - 2001. - №11. - С. С
• Поколодний Л., Вечирко А. Е.Т.А.Гофман «Малыш Цахес на прозвище Циннобер» (Материалы к одному из вариантов урока) 8 кл. // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2002. - № 1. - С. 21 - 22
Инструктивно-методические материалы
Мир Гофмана - это особый художественный мир, созданный могучей фантазией автора. Почти всегда в центре его внимания находилось противостояние двух миров - романтического и обыденного, иллюзорного и реального. По определению писателя, «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» - это «сказка о реальном», в которой он подал собственное философское видение смысла жизни человека. В повести - сказке действие развернулась в сказочной стране - княжестве Керпес. Среди героев были маги, феи, которые влияли на жизнь обычных людей (фея Розабельерде подарила Цахесу три магические волосы, чтобы защитить малую чудовище). Гофман прибег также к волшебных вещей и волшебных превращений при изображены главных событий в произведении. Автор использовал прием двоплановості действия с целью осветить проблемы реальной жизни Германии («мікрокнязівства», немецкие имена большинства героев, типичная немецкая еда и т.п.).
Действующими лицами произведения стали карлик Цахес, фея Розабельверде, студенты Бальтазар и Фабиан, профессор Мош Терпин и его дочь Кандида, маг Проспер Альпанус. Рассказ велся от лица автора. История о маленьком чудовище разоблачила быт и обычаи карликовых княжеств, которые еще имели место в Германии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ САТИРИЧЕСКИЙ
Сатирическое обличение общества обывателей введено:
• руководителей германского княжества;
• тогдашней политики и просвещения;
• ученых и чиновников.
МЕТАФОРИЧЕСКИЙ
Вмешательство сказочных персонажей в общий ход развития сюжета.
Тема повести: показ духовно ограниченного мира обывателей введено, в котором нет места энтузиастам.
Идея: разоблачения отрицательных черт личности (жажда власти, жестокость, коварство); осуждение административной системы, прославление творческого человека.
Проблематика: - денег и власти;
6. класс морально-этических проблем;
7. любви;
8. образования;
9. добра и зла;
10. творческого человека бездуховного филистера.
В произведении автор раскрыл 2 главные сюжетные линии: история жизни малыша Цахеса, история любви Бальтазара и Кандиды.
Цель автора - предостеречь тех, кто стремился лишь служебного и материального благополучия.
Герои Гофмана тоже разделены на два лагеря - обывателей введено и энтузиастов. Ограниченные обыватели - это люди, которые вполне довольны жизнью и всем, что их окружало; они не знали и не хотели знать никаких высоких порывов, их большинство. Они обладатели и жители мира реального, в котором ценили лишь высокие жизненные блага, а все остальное для них ничего не стоит. Все эти герои довольно прозаичные, реалистичные, бездуховные и ограниченные люди, их жизнь скучна и неинтересна. Такое «больное общество» и порождало «Цахесів», потеряли духовные и моральные ориентиры.
Мир обывателей введено Гофман разоблачил с помощью иронии:
• «просветительская» деятельность Пафнутія Большого имела псевдо-просветительские последствия, нарушая обычное гармоничное жизни людей;
• князь Барзануф любил награды, такие увлечения свидетельствовали об ограниченности и тщеславие правителя;
• профессор Мош Терпин - жалкий рационалист, его исследования и открытия бессмысленные и ничего общего с наукой и образованием не имели;
• Кандида (любимая Бальтазара) - красивая, довольно обычная и немного легкомысленная девушка, не очень образованна, любила только веселые развлечения.
Філістерам Гофман противопоставил энтузиастов. Они жили как будто в другом измерении, их мир гораздо шире, сложнее, однако прекраснее. Над ними не имели власти те ценности, которые волновали обывателей введено. Глубокая духовность и искреннее чувство красоты - вот их отличительные черты.
Основной конфликт произведения - противостояние художника (Бальтазара), который видел и ценил прекрасное, жил и творил по законам высшей духовности, и филистера (Ціннобера), который поклонялся золотую, потерял ценные ориентиры, жил по законам голого практицизма.
Впервые Бальтазар и Цахес неожиданно пересеклись среди университетского люда. Все восхищались изяществом и ловкостью Ціннобера (так теперь называли Цахеса), он очаровал даже Кандиду, в которую более всего был влюблен Бальтазар. Чары Ціннобера действовали на всех людей, состояние их был похож на массовый психоз. Если кто-то в присутствии Цахеса говорит что-то остроумное, все считали, что это сказал Циннобер, но если он гнусно мяукал, обвиняли не его, а кого-то другого. Только два студента - Бальтазар (по замыслу автора, он ревностно охранял сказочный мир природы и поэзии от вторжения пошлости и обыденности) и Фабиан - заметили, что карлик на самом деле уродливый и злой. Глубокий замысел автора воплощен в необычной судьбы уродца Цахеса, которая обусловлена тем загадочным для романтика законом, по которому материальные и духовные блага в буржуаВНОм обществе распределены не равноценно: тот, кто имел власть, присваивал себе плоды ума и рук тех, кто ничего не имел.
Філістер | Творческий человек |
Цахес - урод, вор и карьерист (воплощение темных сторон человека, его корыстолюбия). Приносил несчастье всем, кто с ним встречается. Присваивал заслуги других. | Бальтазар - юноша лет 23-х, уважительный, скромный поэт, жил в гармонии с природой. Видел людей такими, какими они были на самом деле. Сочинял стихи о красоте природы. |
ВЫВОД:
Цахеси и им подобные появляются и процветают, а Бальтазари идут в изгнание, а то и в тюрьму, или же их «приручают» благодаря:
• засліпленому обществу, которое потеряло духовные ценности и творили себе кумира;
• власти денег (их символ - 3 золотые волоса в Цахеса).
Автор пришел к выводу: богатство и человеческая глухота, то, что люди забывали законы природы и красоты, - все это привело к господству нелепости и пошлости. Но Гофман верил в великую силу искусства - победа на страницах его сказки возможна, но в мире людей все гораздо сложнее. Этим и объяснял ироничный финал произведения. Таким образом, упадок бездуховности привел к увеличению філістерського мира, а ее возрождение - наоборот, к процветанию жизни в обществе.