СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)
ВНУТРЕННЯЯ ДРАМА ЖУЛЬЕНА СОРЕЛЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОНФЛИКТА С ОБЩЕСТВОМ.
ПСИХОЛОГИЗМ В РОМАНЕ
Внутренняя драма героя
Противоречивость образа Жульена Сореля обусловлена не только конфликтом «благородного сердца и малых доходов», но и тем, что во время его создания Стендаль использовал два источника, так же контрастные, как контрастными являются красный и черный цвета (возможно, это один из вариантов толкования названия романа). В образе талантливого плебея есть признаки двух диаметрально противоположных течений философской мысли: раціоналізму1 (в сочетании с сенсуалізмом2 и утилітаризмом3, без чего была бы невозможной железная логика и четкая мотивированность ощущений и поступков героя, которая является безусловным достижением Стендаля) и сентименталізму4. Герой постоянно находится между двумя мирами - миром чистой нравственности (например, сочувствие к униженным) и миром рассудочного практицизма (чтобы прорваться наверх - нужно быть нечуток, «делать и не такие подлости, и прикрывать красотами»).
Поэтому не удивительно, что Жульен - очень противоречивый герой. Иногда он и сам себя не понимает. Так, будучи лицемером, он осуждает лицемерие в других: «А зачем же я, проклиная лицемерие, сам лицемірю?» Подобный вопрос он задал бы сам себе, чтобы объяснить свое стремление попасть в круг аристократов и острое презрение к высшему миру. Этот постоянный конфликт в душе героя, его внутренняя драма проходит через весь роман.
1 Рационализм - философское направление, за которым разум решающим источником истинного знания.
2 Сенсуализм - учение о чувственные впечатления как основу психической жизни индивида, его сенсорный опыт в познавательной деятельности.
3 Утилитаризм - принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полеВНОсти, возможности служить средством для достижения определенной цели.
4 Сентиментализм - стилевая тенденция в европейской литературе второй половины XVIII - начала XIX в., для которой характерны чувственность и иррациональность.
Наслаждаясь признанием, которое он получил от руководителей Вер'єра, «забыв свою печальную роль восставшего плебея», потребляя дорогие блюда и напитки в доме Вальню, Жульен в то же время с презрением относится как к этого общества, так и способов его обогащения. Может возникнуть вопрос: если это общество заслуживает презрение, то для чего стремиться в него попасть? Подобные вопросы Жульен ставит сам себе постоянно. Он прекрасно понимает и прямо называет источники обогащения вер'єрської аристократии - «деньги, украденные у несчастных бедняков». И далее делает вывод: «Ну и компания! Пусть бы они дали мне даже половину уворованного добра, я все равно не согласился бы с ними жить. Рано или поздно я бы не выдержал, невольно обнаружил бы в них всю свою пренебрежение».
По сути добрый, порядочный человек, Жульен постоянно разрывается между несколькими стремлениями или оценкам. Его «плохое настроение стало еще хуже, когда ему пришло в голову, что рядом со столовой за стеной сидят несчастные обитатели приюта и что вся эта безвкусная пышность, которой его хотели ошеломить, была, наверное, приобретена на деньги от махинаций с их мясным рационом. “Наверное, они голодные сейчас”, - подумал он, и ему сжало горло; он не имел силы есть, едва мог говорить».
Конечно, это было тяжелым моральным испытанием для героя, ведь в своем стремлении достичь высот, проникнуть к среде аристократов он их не идеализировал и прекрасно понимал, что другого, не похожего на них, они в свой круг не примут. Когда господин Вально приказал лакеям запретить беднякам петь песню, которую было слышно гостям, Жюльен почувствовал, что это уже было для него слишком: «Он усвоил манеры, но еще не проникся чувствами этого общества. Несмотря на все лицемерие, к которому Жульен так часто прибегал, он почувствовал, как у него по щеке скатилась крупная слеза. Он пытался скрыть ее за зеленым бокалом, но не в состоянии был отдать должное рейнвейну. “Запрещать людям петь, - говорил он сам себе. - Боже праведный! И ты терпишь?”» Следовательно, противоречие между гуманизмом, доброй душой главного героя и законам тогдашнего общества является источником постоянного душевного напряжения, внутренней драмы Жульена Сореля. Поэтому не удивительно, что он делает горький жизненный вывод: «Я любил правду... А где она?.. Везде именно лицемерие или по крайней мере шарлатанство, даже в найдоброчесніших, даже в самых высоких. - И губы его брезгливо скривились... - Нет, человек не может довериться другому человеку».
Сорель думает, что его успех обусловлен лицемерием, а на самом деле наибольшие успехи являются следствием искренности чувств и душевного благородства. Если бы он «выполнял хитрый план» искушения госпожа де Реналь, то, наверное, поймал бы хлебавши, таким неуклюжим поклонником он был. Однако его искренние (а не лицемерно продуманные) монологи и неподдельное страдание побудили эту женщину до того, что она стала ему сочувствовать, а потом и полюбила. Так же и Матильда де Ла-Моль полюбила его настоящие, а не сымитированный смелость, наличие собственного суждения и способность «плыть против течения». Лицемерие требовало бы от него предать или покинуть опального аббата Пірара. Если бы он это сделал, то мог бы рассчитывать на повышение в Безансонській семинарии. Зато он откровенно сочувствует старому янсеністу, но вместо неудачи, попадает в Париж. Он и мысли не допускал торговать секретами влиятельного маркиза де Ла-Моля («Может случиться, что какая-нибудь старая дама или какой-то господин с вкрадчивой языке намекнут вам на возможность огромных выгод или попросту предложат вам золото за то, чтобы увидеть письма, адресованные маркизе...»). Итак, свою карьеру Жульен Сорель сделал, как это не странно, не благодаря лицемерию, а прекращая лицемерить.