ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 11 класс

Из ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ст.

 

ШТРИХИ К ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО ПОРТРЕТА

Жизнь коротка, искусство вечно.

Гиппократ

Уже началось, наверное, будущее.

Вот, небось, уже началось...

Л. Костенко

Литература второй половины XX в. испытала влияние двух тонно завершенных мировых войн. Полмира лежало в руинах, количество человеческих жертв измерялось миллионами. Человечество не могло оправиться от шока преступлений германского нацизма и советского сталинизма...

Вторая мировая война расколола мир на два «полюса»: социалистический лагерь, возглавляемый СССР, и капиталистический лагерь, лидером которого стали США. Конечно, такая политическая, экономическая и культурная «двухполюсности» мира не могла не сказаться на розпитку культурного и литературного процесса. Если в СССР и странах социализма усиленно насаждался социалистический реализм, то на Западе преобладало раВНОобразие векторов культурно-литературного развития. Темой отдельного разговора е литература гак называемых стран «третьего мира» (то есть тех, которые не входили в орбиты двух названных полюсов, и за влияние на которые эти «два полюса постоянно боролись).

Конечно, начало второй половины XX в. ознаменован осмыслением горького опыта мировых войн (особенно Второй мировой войны и движения Сопротивления фашизму). В Германии (стране, откуда гитлеризм начал свой кровавый поход) таким осмыслением занималась литература расчета с прошлым. Ярким явлением этой литературы является творчество уже знакомого вам немецкого писателя Генриха Белля. Вспомните пажкі размышления анонимного героя рассказа «Путник, когда ты придешь в Спа...» над тем, а за что же, собственно, он воевал и за какие идеалы его искалечена? Такие размышления не ограничиваются одним-единственным персонажем - над ними размышляли миллионы бывших солдат вермахта и других немцев, которые увидели позорное поражение гитлеровских амбиций и претензий на мировое господство. Еще одним из немецких писателей, которые разрабатывали подобную тематику, был выдающийся драматург Бертольт Брехт. В своей драме «Жизнь Галилея» он поднимает острую проблему ответственности ученого за свои открытия. Должен ли ученый служить любой власти, тем более той, которая может использовать его открытие на зло другим людям? Ведь не забывайте, что эта драма писалась во времена, когда перед человечеством встали новые, неслыханные ранее угрозы. Стоит вспомнить хотя бы ужасы ядерного пожара, мгновенно унесла жизни десятков тысяч жителей Хиросимы и Нагасаки, а ядерное оружие разрабатывали не какие-то полуграмотные невежды, а интеллектуалы, ученые, высокообразованные специалисты. Но разве от этого легче матерям, дети которых сгорели в ядерном пламени? До Чернобыльской трагедии 1986 г. было еще почти полвека, но писатель поставил «диагноз», и нельзя не отдать должное дару этого провидца, который еще в те годы предупреждал: «Атомная бомба и как техническое, и как общественное явление - конечный результат научных достижений и социальной несостоятельности»...

Размышления над тем, что такое человек и мир в ситуации, когда все традиционные фундаментальные идеалы западной цивилизации (гуманизм, вера в человека («Венец творения человек»), ее ум, в научно-технический и общественный прогресс и т. д.) были если не полностью разрушены, то поставлены под сомнение, возникает такое явление, как философия экзистенциализма.

Показательным является то, что крупнейшие философы-экзистенциалисты XX в. были одновременно выдающимися писателями. Такая ситуация напоминала времена Просвещения, когда литературные гении - Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др. - в то же время были выдающимися философами: с помощью художественной литературы они пропагандировали и распространяли свои идеи. В середине XX в. такое сочетание тоже, конечно, было неслучайным, ведь именно в это время на первый план выходит аллегоричность, інакомовність, параболічність литературных произведений.

И вообще, применение параболы, аллегории, притчи - излюбленный прием писателей второй половины XX ст. Так, французский писатель-экзистенциалист Альбер Камю в своем известном романе «Чума» вроде бы изобразил эпидемии этой страшной болезни в городе Оране. На самом деле, есть десятки ассоциаций («фашизм коричневая чума»1), намеков (черный дым, словно дым крематориев концлагерей), предосторожностей (бацилла чумы никогда не исчезает, как не исчезает и опасность повторения фашизма) свидетельствуют о глубинном інакомовний пласт, подтекст этого литературного шедевра.

1 «Коричневая чума» - аллегорическая название фашизма, которую часто использовали тогдашние СМИ. Это одновременно и аллюзия на преобладающий цвет (коричневый) нацистского одежды и символики (его любил А. Гитлер), и намек на смертельную опасность, которая грозила миру. Ведь упоминание о чуме ассоциируется с т.н. «черной (почти коричневой) смертью» - пандемией чумы, которая была в 1346-1351 гг. и сопровождалась нечуваннми (смертность - до 95 % зачумленных!) человеческими жертвами.

Nota Bene

Экзистенциализм (фр. existentialешо, от лат, exsistentia - существование) - философия существования, направление в философии XX ст., что исследует человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая определяется как ответственность за результат своего выбора. Е. - течение в философии, сформировавшейся в Европе в ХІХ-ХХ вв. Первыми к Э. в своих работах обратились датский философ С. Кьеркегор и немецкий философ Ф. Ницше. В XX ст. Э. развивался в работах немецких (Г. Хайдеггер, К. Ясперс) и французских (Г. Марсель, А. Камю, Ж.-П. Сартр) философов и писателей.

В художественных произведениях экзистенциалисты стремятся понять истинные причины трагической неустроенности человеческой жизни. Определяющие черты экзистенциализма:

• на первое место выдвигаются категории абсурдности бытия, страху. отчаяния, одиночества, страдания, смерти;

• личность должна противодействовать обществу, государству, среде, враждебной «другом», ведь все они навязывают ей свою нолю, мораль, свои интересы и идеалы;

• понятие «отчужденность» и «абсурдность» являются взаимосвязанными в произведениях экзистенциалистов;

• нищу жизненную ценность экзистенциалисты видят в свободе личности;

• существование человека толкуется как драма свободы;

• чаще всего в художественных произведениях применяется прием повествования от первого лица.

Э. подчеркивает, что человек отвечает за свои действия только тогда, когда действует свободно, имеет свободу воли, выбора и средств их реализации. Формами проявления человеческой свободы является творчество, риск, поиск смысла жизни, игра и др.

Е. рассматривают и как умонастроение с присущими ему общими мировоззренческими мотивами. Им задается значительная часть философов и писателей XX в., в частности, французы А. Жид, А. Мальро, Ж. Ануй, Бы. Виан; англичане В. Голдинг, А. Мердок, Дж. Фаулз; немцы Г. Е. Носсак, А. Döblin; американцы Н. Мейлер, Дж. Болдуин; испанец М. де Унамуно; итальянец Д. Буццаті; японец К. Абэ. Характерные для Э. умонастроения и мотивы наблюдаются также в творчестве Ф Достоевского, Ф. Кафки, P. М. Рильке, Т. С. Элиста, Г. Музіли и др.

В украинской литературе Е. проявился В творчестве В. Пидмогильного, В. Домонтовича, И. Багряного. Т. Осьмачки, В. Барки, Вал. Шевчука, в поэзии представителей «нью-йоркской группы», в лирике В. Стуса. Нередко грани Е. как мировоззренческой структуры являются достаточно размытыми, а зачисление в него отдельных художников - дискуссионным.

Один из французских философов-экзистенциалистов и одновременно известный писатель Жан Поль Сартр заявил: «Экзистенциализм - это гуманизм». Даже в аллегорическом романе А. Камю «Чума» есть прямое авторское признание: «Люди больше заслуживают восхищения, чем на пренебрежение». 1 в то же время у автора оказывается мужественная позиция сопротивления злу, поскольку, по авторскому свидетельству, смысл романа заключается и в освещении «борьбе европейского Сопротивления против фашизма» (очень важно, что и сами писатели-экзистенциалисты принимали участие в движении Сопротивления фашистам).

Інакомовлення, притчеподібність присущи и творчеству известного американского писателя Эрнеста Миллера Хемингуэя. Именно глубокий философский подтекст (знаменитый принцип«айсберга») присущ многим его произведениям, в том числе и повести «Старик и море». По внешнему простым рисунком (старый Сантьяго поймал, но не смог уберечь рыбу) скрытый такой ассоциативный ряд, что количество комментариев этого произведения несколько раз превзошла его объем.

Со второй половины XX в. в мировое культурное пространство активно входит художественная литература Японии. Благодаря переводам западные читатели читают произведения японских авторов. Начиная с 1945 г. Япония твердо стала на курс либерально-демократических реформ, которые способствовали его стремительному политическому, экономическому и культурному возрождению и росту («японское чудо»), продолжаются и сегодня. Сразу после окончания войны были сняты все идеологические запреты и диктати и уже в конце 1945 г. было организовано новые литературно-периодические издания, началась публикация произведений, написанных «в стол» во время войны такими выдающимися мастерами слова, как Танидзаки Дзюнъитиро, Наоя Сига.

На вторую половину 1940-х - 1950-е годы приходится деятельность двух значительных литературных группировок «Сенгоха» («послевоенное» - аналог французского литературного группировки «после войны»), возникшее в январе 1946 г. вокруг журнала «Кіндай бунгаку» («Литература новой эпохи»). Писатели этой группировки выступали за возрождение и демократизацию литературы, пытались отделить литературу от политики и сориентировать ее на традиции отечественной и современной западной модернистской литературы. Ведущими темами творчества писателей «послевоенной группы» стало осуждение войны, показ страданий, которые она приносит, судьба «маленького человека», обманутой ложными идеалами прошлого. С деятельностью этой группировки связан вступление к литературе одного из виднейших представителей послевоенного японского литературы Кобо Абэ.

В конце 1950-х в 1970-е годы в японской литературе появляется большое количество автобиографических, бытовых, детективных, исторических произведений, а также произведений, которые характеризуются углубленным изучением психологии человека (Ясунари Кавабата, Юкио Мисима, Кэндзабуро Оэ и др.). Художественный арсенал писателей этого времени составляют в основном приемы авангардистской литературы.

Обложка избранных произведений Ясунари Кавабата

 

Nota Bene

Парабола (от греч. parabole - сравнение, сопоставление, подобие, приближение) - небольшой рассказ аллегорический характера, имеющий поучительный смысл и особую форму повествования, которое движется по кривой (параболе): начатый с отвлеченных предметов, рассказ постепенно приближается к главной теме, а затем вновь возвращается к началу (например. Притча о блудном сыне в Новом Завете).

Парабола - жанровая форма в литературе XX в., близка к притче. Этот термин неоднозначен в украинском литературоведении, поскольку является переводным и часто заменяется термином «притча», хотя между ними с ощутимые различия.

Парабола - термин, обозначающий близок к притче жанровая раВНОвидность драмы и прозы XX века. Относительно внутренней структуры парабола - аллегорический образ, тяготеющий к символу, одновременно допускающего інакомовлення (в отличие от однозначности аллегории и однонаправленного второго плана притчи). Иногда параболу называют «символической притчей». Однако, приближаясь к символическому, аллегорический план параболы не подавляет предметного, ситуативного, а остается ізоморфним ему, соотнесено с ним. Незавершенная многоплановость и смысловая концентрированность параболы привлекают писателей разных стран: Ф Кафка («Процесс»), Г. Гессе («Игра в бисер»), Же. П. Сартр («Дьявол и Господь Бог»), Е. Хемингуэй («Старик и море»), Г. Гарсия Маркес («Сто лет одиночества»), К. Абэ («Женщина в песках»). Содержательно-структурные признаки параболы обнаруживаются и в других видах искусства: фильм «Седьмая печать» И. Бергмана, картина «Герника» П. Пикассо. Это дает возможность отнести параболу (вместе с аллегорией, символом, гротеском) общих принципов художественной обраВНОсти.

В 1968 г. японский писатель Ясунари Кавабата (1899-1972) становится первым Нобелевским лауреатом в области литературы за успехи в области литературного творчества. Кавабата широко известен за рубежом многочисленными переводами своих произведений, таких как «Страна снега». «Тысяча журавлей», «Древняя столица», «Стон горы» и др. Пого стиль пронизан стремлением к красоты. необычайным лиризмом и обостренной чувствительностью. Он сумел филигранно совместить лучшее из литературной техники Востока и Запада.

Успех японской литературы был неслучайным. Об этом свидетельствует то, что в 1994 г. Нобелевская премия по литературе была присуждена еще одному японскому писателю Кэндзабуро Оэ. А нынешняя популярность японского писателя Харуки Мураками еще одно свидетельство незаурядного интереса, который японская культура и литература имеют в мире.

Еще одним примечательным явлением литературного процесса второй половины XX в. является активизация литератур стран «третьего мира», в частности выход на авансцену мировой литературы 19501960-х лет романа и поэзии Латинской Америки. В 1960-е годы небывалого расцвета потерпел латиноамериканский роман. Вскоре он получил на самом деле мировое признание. Среди его самых ярких представителей можно назвать Г. Гарсиа Маркеса (Колумбия), Г. Астуріаса (Гватемала), А. Карпентьєра (Куба), К. Фуэнтеса (Мексика), X. Кортасара (Аргентина), М. Варгаса Льосу (Перу) и др.

 

«Карибское чудо» продолжается...

Лауреатом Нобелевской премии по литературе в 2010 году стал перуанский прозаик, драматург, эссеист Марио Варгас Льоса. 74-летнего писателя наградили с формулировкой «за детальное описание структуры власти и за яркое изображение человека, который восстает, борется и терпит поражение». Прозаик прославился в 1963 году дебютным романом «Город и псы»; среди других его книг - «Зеленый дом», «Щенки», «Разговор в “Соборе"», «Война конца света». Последний роман Льосы «Сон кельта», был опубликован на испанском в сентябре 2010 г. Варгаса Льосу считают одним из ведущих латиноамериканских прозаиков XX века и ставят в один ряд с такими новаторами как Борхес, Гарсиа Маркес, Кортасар. Одной из голошиїх тем его произведений является осмысление истории Перу.

 

В 1960-х годах успех латиноамериканского романа многим казался случайным, неожиданным, ііою даже называли «карибским чудом». Прошло почти полвека - и снова нобеліантом стал романист-латиноамериканец. Что же «карибское чудо» продолжается...

Обновление латиноамериканского романа происходит в двух главных направлениях. Во-первых, модернизировался повествовательный стиль: в арсенале современных латиноамериканских писателей имеющиеся сложная техника композиции и повествования, временные смещения, монтаж, поток сознания, полифоничность, элементы фантастики, обобщенно - символические формы, сложные неоміфологічні модели, раВНОобразные реминисценции и аллюзии.

Во-вторых, была существенно модернизирована тематика латиноамериканского романа. Он активно впитывает высокие интеллектуальные достижения мировой культуры. В то же время новая фаза развития латиноамериканского романа характеризуется углублением интереса к национальной культуре. Однако в отличие от предыдущих попыток, которые в своем большинстве касались внешних, в основном этнографических реалий латиноамериканской действительности, представители нового романа с социально-бытовыми приметами пытаются постичь глубинные, корневые основы национального бытия (В. Низарець). Именно отсюда тот углубленный интерес к мифологическим истокам современной культуры, которые, по мнению многих художников, обусловливают оригинальность и самобытность национального типа мышления и мировосприятия, выступают в роли его скрытых движущих сил и придают ему глубинного, философско-символического смысла.

Отсюда возникает самая яркая отличительная черта нового латиноамериканского романа, получившая название магический реализм, то есть такого метода изображения действительности, в котором рационально-логическая картина мира причудливо сочетается с алогичными, мифологическими формами ее смыслового измерения и интерпретации. Истоки магического реализма прослеживают с 1949 p., когда появляются первые произведения, которые начинают его, - романы А. Карпентьєра «Царство от мира сего» и М. Астуріаса «Маисовые люди».

Характерными героями произведений магического реализма выступают индейцы, которые являются носителями кардинально отличного от европейского типа мышления и мировосприятия. Вершинных достижений магический реализм достиг в творчестве одного из виднейших представителей латиноамериканской и одновременно мировой литературы Габриэля Гарсиа Маркеса. Так, в его известном романе «Сто лет одиночества» особенности мифологического мировоззрения (например, возможность «возвращения» героев после смерти) сочетаются с самыми реальными приметами общественно-политической жизни Латинской Америки середины XX в. В то же время художественные завоевания нового латиноамериканского романа немаються использованием элементов магически-мифологического типа мировосприятия и активно впитывают весь арсенал художественных приемов от сюрреализма до постмодернизма. Таким же широким является и спектр тематики, что его разрабатывает современный латиноамериканский роман.

Все сказанное дает основания вести речь об активизации во второй половине XX в. ведущих жанров интеллектуальной прозы романа-параболы и романа-мифа. Недаром один из самых известных модернистов XX века. Т. С. Элиот отмечал: «Вместо повествовательного метода мы можем использовать теперь мифический метод».

Нужно отметить, что отличительной чертой литературного процесса последней трети XX в. стало перерастания модернизма в постмодернизм.

...Сейчас мы живем в новом XXI ст., годы и десятилетия которого уже тоже становятся историей... Все в этом мире повторяется, в том числе и «грань веков»...

1. Как Вторая мировая война повлияла на всемирный литературный процесс?

2. Что вам известно о экзистенциализм и его распространение в литературе второй половины XX века? В которых тогдашних произведениях реализовано тему Второй мировой войны и движения Сопротивления?

3. Как в творчестве Б. Брехта решается проблема «власть и наука»?

4. Почему писатели второй половины XX в. активно использовали прием інакомовлення (аллегорию, параболу, притчу)? Приведите конкретные примеры.

5. Что вам известно о причинах активизации литератур стран «третьего мира», а также выхода на авансцену мировой литературы 1950 1960-х годов романа и поэзии Латинской Америки?

6. Когда происходит процесс перерастания модернизма в постмодернизм в мировой литературе? Назовите фамилии и названия произведений известных зарубежных и украинских писателей-постмодернистов.