11 класс
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ
О. БЛОК, А. АХМАТОВА, Б. ПАСТЕРНАК
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ
«Поэзия потерь Анны Ахматовой». Стихотворение «Сероглазый король»
Стихотворение «Сероглазый король» был написан в Киеве и вошел в сборник «Вечер» (1912 г.) Именно тогда, на раннем этапе творчества, поэзия Анны Ахматовой была «любовным дневником», в котором тема любви приобрела характер «поэзии потерь», самым известным образцом которой по праву считается стихотворение «Сероглазый король».
Это одна из ранних стихотворений Ахматовой. Сама поэтесса отмечала, что стихотворение было «опытом балладе». Он действительно стилизован под романтическую старину и имеет черты сходства с балладой. В стихотворении использовано балладный драматический сюжет - гибель короля во время охоты, но эмоциональность, присущая баладній рассказа в произведении Ахматовой, заменяется сдержанностью. Так же, как и в балладе, в поэзии немного действующих лиц: король, его любовница, королева, муж любовницы. Но скупость художественных средств стихотворения «Сероглазый король» выделяет его среди баллад. Отсутствует в произведении Ахматовой и присущая этому жанру детализация, и диалог, но в поэзии «Сероглазый король» звучат реплики только одного из персонажей. И стихотворная форма произведения, и неожиданное окончание, и гибель героя - все это является признаками балладного жанра.
Интересно, что в произведении отсутствуют и фантастика, и историческая основа. Но можно утверждать, что связь с реальной жизнью являются: Ахматова обнаружила в нем свой дар пророчества. В одном из своих стихотворений поэтесса предсказала смерть мужа:
Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
И то, что баллада была написана за несколько дней до смерти Николая Гумилева, является еще одним подтверждением этого.
В Центре внимания автора - два любовных треугольника: король - королева - любовница короля; любовница короля, король, муж любовницы. Относительно первого, то этот треугольник имеет реальную жизненную основу: Гумилев погибает мужем другой женщины. Анна Ахматова, как и героиня его стихотворения, вынуждена была прятать скорбь во время похорон Гумилева. Поэтесса в церкви стояла сама, молча у стены. Так вспоминала о панихиду по Гумилеву его ученица Ирина Одоевцева.
В стихотворении «Сероглазый король» Анна Ахматова применила прием «материализации чувств».
Например, чувства лирической героини материализуется в картины осеннего вечера, который «задушно горит». Ощущение удушья присуще человеку, когда ею владеет страшный душевную или физическую боль. Красный цвет вечера вызывает ассоциации с цветом крови. Чувства королевы переданы через портретную деталь - седые волосы. Смерть короля не вызывает у мужа героини - любовницы короля чувство скорби или боли. Его слова о гибели героя сопровождаются описанием будничных действий и будничных деталей: поиск трубки и выход на ночную работу.
Чувства материализуются и с помощью цветов. Красный - это цвет любви и крови («вечер... был ал»). Серый цвет - материализует чувства мужа героини (равнодушие к смерти короля), и самой героини: в этом случае он приобретает значение «памяти», ведь у дочери любовницы глаза серые, как у короля.
Ахматова во время написания стиха находилась под воздействием акмеизма, поэтому признаки этого творческого метода имеющиеся в произведении. Это, прежде всего, внимание к точной психологической детали (обыденная вещь, жест, особенность мимики).
Ахматова очень скупо использует средства художественной выразительности, но те, что есть в произведении, имеют большое идейно-художественную нагрузку. Например, эпитеты (боли безысходный, сероглазый король, «осенний вечер душен и ал») благодаря аскетичности их использования ярче выделяют эмоциональную нагрузку психологической детали. Антитеза (боли... славься!) придает большего драматизма и эмоциональности событиям, олицетворение (топольного ветки шепчет...) увеличивает эмоциональный накал стиха за счет расширения круга тех, кто сочувствует героине.
Язык стихотворения обыденная, сдержанная, близка к разговорной. Она контрастирует с выразительностью художественной детали, «материализует» чувства. Благодаря этому возрастает эмоциональность. Сдержанность производит впечатление речи человека, чье горло перехвачено спазмом от невыразимого горя и слез.
В последней строке стихотворения обращает на себя внимание подбор слов - категоричен, как безнадежность: «Нет на земле твоего короля». Эти строки придают большей трагичности чувством героини, которая не имеет права открыто выражать свою скорбь.
В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года была такая характеристика творчества Ахматовой: «Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии - поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельней. Основное у нее - это любовноэротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности... мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой - таков духовный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно канувшего в вечность мира старой дворянской культуры...».
Эти слова вызывают желание поспорить. Стихи Ахматовой никогда не «канут в вечность», ведь они рассказывают о вечных чувствах любви и потери. И за то будут интересны людям всегда.