11 класс
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ
О. БЛОК, А. АХМАТОВА, Б. ПАСТЕРНАК
ПЛАНЫ
Романтическая ирония в стихотворении О. Блока «Незнакомка»
И. Место поэзии «Незнакомка» в творчестве А. Блока. (Трудно найти человека, который бы не знал наизусть стихотворения А. Блока «Незнакомка». И дело не только в том, что он входит в школьную программу еще с советских времен: магия этого произведения очень сильная, образ Незнакомки вводит совсем в другой, возвышенный мир и заставляет искать созданный поэтом идеал женщины в реальной жизни. В произведении есть мечта и действительность, подбор тропов точный и тщательный, сюжет - интересный и оригинальный - все захватывает настолько, что лишь внимательный читатель замечает авторскую иронию. Слово «ирония» переводится как «лукавство, насмешка, скрытый глум». Подлинный смысл явления должно противоречить явному смысла или быть скрытым. Почему автор применил этот троп?)
II. Конфликт идеала и действительности в произведении сквозь призму романтической иронии.
1. Изображение реального мира в стихи. (Ирония создает ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким кажется. Реальный мир в поэзии предстает перед читателем в двух картинах: это описание дачного пригорода с его вечерними развлечениями и описание развлечений в ресторане. Обе зарисовки вызывают чувство фальши, упадка, диссонанса. Среди звуков, которые раздаются вокруг, наиболее реальным кажется детский плач. Остальное - пьяные крики, женский визг - фальшивые и неприятные на фоне реальной картины природы, которая, кажется, единственная адекватно реагирует на эту фальшь. Ночное светило превращается в плоский диск, бессмысленно кривится, весна вопреки своим сути и литературной традиции излучает не дух расцвета и обновления, а дух хмельной и бренный». Описание помещения ресторана порождает те же чувства, что и дачный пригород. Посетители - «пьяницы с глазами кроликов». Ирония автора в этом случае создает даже комический эффект: эти пьяницы, как оказалось, знакомы с одним из самых известных афоризмов, да и еще проиВНОсят его по-латыни, выкрикивая: «Invinoveritas» - истина в вине. В душном помещении ресторана, заполненном обывателями из пригорода, эта фраза звучит резким диссонансом. За веселостью посетителей скрывается искусственности и нереальности. Пожалуй, именно она заставляет лирического героя мечтать об идеале.)
2. Идеальный мир в произведении. (Идеальный мир также есть в стихе. Центральной его фигурой становится Незнакомка, которая появляется между пьяными и, пройдя через весь ресторан, садится у окна. Ее образ создан по всем законам символизма: очертание фигуры неопределенный, туманный, размытый. Она таинственная, неведомая, загадочная. Она перерастает рамки образа земной женщины, превращаясь в символ женской красоты, «Вечной Женственности», символ духа и гармонии. В ее образе есть мистичность, она - ключ к святым тайнам бытия, символ света и мечты лирического героя. Вокруг нее образуется «нездешний» мир: от ее шелков веет «давними и оздобними поверьям», в ее лице, скрытом под вуалью, лирический герой видит «берег очарованный и чарами пойняту даль». Но, сбросив с себя навеянные образом Незнакомки чары, вместе с лирическим героем читатель задает себе вопрос: «это не грезится мне?». Действительно, что может делать идеал женственности в ресторане, без спутников, обязательных для женщины начала XX века, среди пьяных, рядом с которыми девушка не ускоряет ходу, как сделала бы любая молодая женщина, а наоборот, замедляет ее? Ответ напрашивается сам: значит, эта посетительница из «нездешнего» мира является легкомысленной искательницей амурных приключений а, может, и того хуже - проституткой.)
3. Особенности изображения образа Незнакомки. (Изображая Незнакомку, Блок постоянно иронизирует даже по найпіднесеніших штрихов образа. Туман, которым она окутана, воспринимается и как атрибут мистического (дыхание вечности, признак таинственности и загадочности), и как явление вполне реальное - табачный дым. Вглядываясь в этот загадочный образ, лирическому герою вроде кажется, что он близок к пониманию истины, но выкрики пьяниц истины, которая в вине, снижают смысл слова «истина». Итак, с самого начала образ Незнакомки оказывается раздвоенным; она из двух миров - идеального и реального.)
4. Раздвоенность образа лирического героя и поэзии. (Таким же и лирический герой стихотворения: его образ также отмечен отпечатком раздвоенности. Он способен мечтать об идеале и замечать «признаки вечности» в повседневности, но сливая свой голос с хором пьяниц, которые выкрикивают латинское высказывание об истине в вине, герой становится частью обывательского мира тех, кто ищет развлечений в ресторанном обществе.)
III. Причины появления романтической иронии в стихотворении О. Блока. (Почему же в стихотворении «Незнакомка» автор применил иронию? Поэзия написана В. Блоком в период критической переоценки им представлений, которые сформировались под влиянием философии. Соловьева, основной идеей религиоВНОй философии которого была мысль о Софии - Душа Мира. Имеется в виду мистическая космическая сущность, что объединяет Бога с земным миром; София олицетворяет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Не трудно проследить связь идеи Вечной Женственности Блока и идей. Соловьева. Переоценив свое отношение к философии вдохновителя русского символизма, Блок изобразил в стихотворении «Незнакомка» конфликт идеала и действительности, что составлял основу сюжета стихотворения, в ироническом ключе.)
Размышления над судьбой художников русского «серебряного века»
I. Исторические события, которые повлияли на судьбу художников «серебряного века». («Серебряный век» русской литературы была периодом величайшего расцвета литературы, в котором наблюдался невиданный расцвет литературы. Этот период не имеет четких хронологических границ, но, обычно, его началом считается излом веков: XIX и XX. Его невозможно представить вне исторического контекста. Какие же исторические и духовные события стали фоном, на котором расцветали художники удивительного периода русской литературы?
Во-первых, это расцвет религиоВНО-философской мысли на рубеже XIX-XX веков, во-вторых, Русско-японская война, трагедия на Хотинском поле, где погибло большое количество людей во время демонстрации, это и потрясения 1905 - 1907 годов (трагические события Кровавого воскресенья), Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, сталинские репрессии, которые достигли максимума своей интенсивности в 1936-1938 годы, когда НКВД возглавил Николай Ежов.
Творческий взлет поэтов «серебряного века» пришелся на времена чрезвычайно сложны не только через трагические исторические события, но и, прежде всего, через изменение ценностей, как художественных, так и моральных. Трагическая судьба художников «серебряного века» стала, прежде всего, через их идеологическое противостояние новой советской власти. Среди поэтов нет ни одного, кто бы имел счастливую судьбу. В своем стихотворении В. Высоцкий объявил трагичность судьбы самым точным критерием талантливости поэтов: «Кто кончил жизнь трагически - тот истинный поэт...». Эта противоречивая на первый взгляд мысль полностью подтверждается фактами трагических биографий поэтов «серебряного века». Большинство из них не смогли достичь своего наивысшего художественного расцвета по разным причинам. Среди них - эмиграция, физическое уничтожение и «внутренняя эмиграция».)
II. Судьба художников «серебряного века».
1. Эмиграция. (Приход к власти большевиков заставил многих деятелей культуры, не согласных с новыми идеологическими и моральными ценностями новой власти, эмигрировать за границу. Это были К. Бальмонт, И. Бунин, А. Куприн, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Саша Черный, А. Аверченко, Есть. Замятин, М. Цветаестьва и многие другие. Разгром русской культуры и поэзии «серебряного века» был окончательно завершен осенью 1922 года принудительной высылкой из советской России 160 известных ученых, писателей, философов, журналистов, общественных деятелей. Эти художники и ученые сохранили жизнь, но большинство из них прошли через лишения и разочарования эмигрантской жизни, познав культурную изоляцию, боль тоски по Родине. Для многих эти обстоятельства стали причиной снижения интенсивности писательского труда, для некоторых - ее прекращения. Некоторые художники, В частности. Куприн и М. Цветаестьва, не выдержав разлуки с Родиной, вернулись к советской России, но только ради того, чтобы здесь умереть...)
2. Аресты, тюрьмы, лагеря и казни. (Многие представители «серебряного века» было казнено тоталитарным советским режимом, некоторые из них покончили жизнь самоубийством, например В. Маяковский и М. Цветаестьва. Немало художников из разных причин начали службу при новой власти, но впоследствии тяжело заплатили за сотрудничество с ней. Примером может быть личная трагедия В. Маяковского, который был искренне убежден в святой правоте революции, помогал своей музой строительству «нового общества», но со временем, разочарован во всем, что сделано в стране и им самим, совершил самоубийство. Репрессии, издевательства, аресты, пытки, гулаги уничтожали всех инакомыслящих художников. Вместо судебных процессов часто действовали так называемые тройки НКВД. Много поэтов «серебряного века» были обвинены по сфабрикованным доказательствам в раВНОобразных политических преступлениях (шпионаж, вредительство, саботаж, антисоветская агитация и пропаганда, тайная подготовка государственного переворота, терроризм), а затем расстреляны или отправлены в лагеря Гулага. Примером может быть судьба Николая Гумилева, идеолога русского акмеизма и выдающегося поэта. С августа 1921 года Гумилев арестован ЧК по делу о так называемой «таганцевську заговоре» и 24 августа приговорен к расстрелу. Того же года его расстреляли как «врага народа». Самыми страшными как для страны, так и для художников «серебряного века» стала «Єжовщина». В 1937-1938 годах были арестованы, а затем расстреляны или умерли в ссылке писатели и поэты О. Мандельштам, П. Васильев, С. Клычков, Н. Клюев, П. Орєшин, Бы. Пільняк, С. Третьяков, В. Нарбут, Т. Табидзе, Е. Чаренц, Бы. Ясенский, В. Зазубрин.)
3. «Внутренняя эмиграция». (Некоторые писатели не эмигрировали и смогли избежать тюремного заключения и смертной казни. Но служить новой власти не имели желания. Такие поэты, как А. Ахматова, Б. Пастернак, А. Мандельштам и другие, отказались обслуживать господствующий режим своим искусством. Они превыше всего ценили собственную духовную и творческую свободу, сохранили верность своим мировоззренческим, моральным и художественным принципам, чем обрекли себя на «внутреннюю эмиграцию». Чувствуя себя духовными изгоями, эти поэты писали «в стол» или, как Анна Ахматова, сохраняли свои произведения в памяти, их, фактически, обрекали на голодную смерть, запрещая печатать произведения. Ярким образцом такой попытки уничтожения «враждебных элементов» было постановление в отношении журналов «Звезда» и «Ленинград», которой запрещались произведения А. Ахматовой и М. Зощенко. Осип Мандельштам,пройдя через такую «внутреннюю эмиграцию», в конце концов был арестован и погиб где-то в лагерях Гулага.)
III. Трагическая судьба художников «серебряного века» как обвинение тоталитаризма. (До конца сталинских репрессий дожили единицы. Благодаря их выносливости и мужества, русская литература сохранила свои непроминущи культурные ценности, в художественной форме воспроизвела самые страшные времена истории. Ярким примером такой литературы можно назвать поэму «Реквием» Анны Ахматовой. Именно «Реквием» и много других произведений является доказательством преступности сталинского режима и предупреждают следующие поколения об опасности тоталитаризма.)