ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

11 класс

 

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ

 

О. БЛОК, А. АХМАТОВА, Б. ПАСТЕРНАК

 

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ

Поэзия «Определение искусства» как проявление художественной философии Б. Пастернака

Б. Пастернак - поэт подчеркнуто нетрадиционный, отличный от других поэтов, своих современников, как по поэтической манере, так и по тематике. Его не интересуют злободневные, остро-социальные, политические и гражданские темы, которые были актуальны в современной ему советской поэзии. Центральное место в его творчестве отведено теме природы. Пастернак уподобляет природу человеку, пейзаж у него становится не только главным героем произведения, но и инициатором действий, приобретает значение нравственного образца и выступает в роли своеобраВНОго наставника.

Центральное место в художественной философии Б. Пастернака занимает мысль о родстве природы и искусства. Поэт не считал искусство «второй реальностью», которая отражает природу или соперничает с ней, наоборот, оно является органической частью природного мира. Цель искусства - находить скрытые сокровища во внешнем мире и освещать законы и тайны природы. И зарождается искусство, по мнению Б. Пастернака, в природных недрах.

Эти представления поэта наиболее убедительно отразились в его стихотворении «Определение поэзии», который входит в сборник «Сестра моя - жизнь» (1917).

Поэтическое искусство с самых первых строк произведения предстает в виде образов-метафор, которые очень раВНОобраВНО характеризуют природу:

 

Это - загуслий заливистый свист,

Это - на берегу шелчок льодинок.

Это - умерзлий в темноту письмо,

Это - нескольких соловьев поединок.

Если проанализировать их, то оказывается, что в перечне явлений природы, в котором «притихший горох» сосуществует рядом со Вселенной, стерты границы между искусством и природой, прозой жизни и поэзией, бытом и бытием, внешним миром и лирическим «Я». Природа в стихотворении не статична: она борется, выдает симфонию раВНОобразных звуков, следовательно, живет, уподобляясь человеку. Лирический герой стихотворения чувствует свое родство с природой и переживает ее как потрясение, как восхищение, как чувственный экстаз. Он очень экспрессивно воспринимает жизнь: у него дрожат влажные ладони, когда он пытается «зарю до сада донести».

Обычные причинно-следственные связи между предметами заменены в стихи на ассоциативные. Содержание поэзии раскрывается в сопоставлении двух мотивов. Мотив соловьиного пения указывает на призвание поэта. Второй мотив стихотворения - звезды, звездное небо, Вселенная. Голос поэта, обращенный именно к звездам, которые молчат. Возможно, это говорит о понимание Пастернаком поэзии как силы, которая должна пробить стену глухого равнодушия окружающих и пробудить в них творческие силы. Это и является предназначением поэзии и поэта, смыслом их существования.

В этом произведении поэт раскрывает традиционную для лирики тему поэзии в непривычной форме. Построение произведения больше подобная логического определения предмета, чем его эмоционального лирического описания. Первым такую конструкцию, основанную на многократном повторении «Это», использовали сначала А. Фет, а затем В. Блок.

Мистическое единство лирического героя стихотворения Пастернака и природы заметила и ощутила М. Цветаева. Об этом она написала в письме к поэту: «Вы не человек и не поэт, а явление природы. Бог задумал Вас дубом - сделал человеком, и в Вас попадают все молнии...»

Действительно, в оригинальном, необычном поэту именно «молнии» со стороны власти значительно укоротили жизнь. Но его оригинальные мысли и стихи остались навсегда, запечатленные в строках, тайный смысл которых открывается только влюбленным в поэзию.