11 класс
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ
О. БЛОК, А. АХМАТОВА, Б. ПАСТЕРНАК
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ
Поэзия «Определение искусства» как проявление художественной философии Б. Пастернака
Б. Пастернак - поэт подчеркнуто нетрадиционный, отличный от других поэтов, своих современников, как по поэтической манере, так и по тематике. Его не интересуют злободневные, остро-социальные, политические и гражданские темы, которые были актуальны в современной ему советской поэзии. Центральное место в его творчестве отведено теме природы. Пастернак уподобляет природу человеку, пейзаж у него становится не только главным героем произведения, но и инициатором действий, приобретает значение нравственного образца и выступает в роли своеобраВНОго наставника.
Центральное место в художественной философии Б. Пастернака занимает мысль о родстве природы и искусства. Поэт не считал искусство «второй реальностью», которая отражает природу или соперничает с ней, наоборот, оно является органической частью природного мира. Цель искусства - находить скрытые сокровища во внешнем мире и освещать законы и тайны природы. И зарождается искусство, по мнению Б. Пастернака, в природных недрах.
Эти представления поэта наиболее убедительно отразились в его стихотворении «Определение поэзии», который входит в сборник «Сестра моя - жизнь» (1917).
Поэтическое искусство с самых первых строк произведения предстает в виде образов-метафор, которые очень раВНОобраВНО характеризуют природу:
Это - загуслий заливистый свист,
Это - на берегу шелчок льодинок.
Это - умерзлий в темноту письмо,
Это - нескольких соловьев поединок.
Если проанализировать их, то оказывается, что в перечне явлений природы, в котором «притихший горох» сосуществует рядом со Вселенной, стерты границы между искусством и природой, прозой жизни и поэзией, бытом и бытием, внешним миром и лирическим «Я». Природа в стихотворении не статична: она борется, выдает симфонию раВНОобразных звуков, следовательно, живет, уподобляясь человеку. Лирический герой стихотворения чувствует свое родство с природой и переживает ее как потрясение, как восхищение, как чувственный экстаз. Он очень экспрессивно воспринимает жизнь: у него дрожат влажные ладони, когда он пытается «зарю до сада донести».
Обычные причинно-следственные связи между предметами заменены в стихи на ассоциативные. Содержание поэзии раскрывается в сопоставлении двух мотивов. Мотив соловьиного пения указывает на призвание поэта. Второй мотив стихотворения - звезды, звездное небо, Вселенная. Голос поэта, обращенный именно к звездам, которые молчат. Возможно, это говорит о понимание Пастернаком поэзии как силы, которая должна пробить стену глухого равнодушия окружающих и пробудить в них творческие силы. Это и является предназначением поэзии и поэта, смыслом их существования.
В этом произведении поэт раскрывает традиционную для лирики тему поэзии в непривычной форме. Построение произведения больше подобная логического определения предмета, чем его эмоционального лирического описания. Первым такую конструкцию, основанную на многократном повторении «Это», использовали сначала А. Фет, а затем В. Блок.
Мистическое единство лирического героя стихотворения Пастернака и природы заметила и ощутила М. Цветаева. Об этом она написала в письме к поэту: «Вы не человек и не поэт, а явление природы. Бог задумал Вас дубом - сделал человеком, и в Вас попадают все молнии...»
Действительно, в оригинальном, необычном поэту именно «молнии» со стороны власти значительно укоротили жизнь. Но его оригинальные мысли и стихи остались навсегда, запечатленные в строках, тайный смысл которых открывается только влюбленным в поэзию.