11 класс
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ
О. БЛОК, А. АХМАТОВА, Б. ПАСТЕРНАК
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С ВЫБОРОЧНЫМИ ОТВЕТАМИ
К теме «“Серебряный век” русской поэзии»
1. Определите хронологические рамки существования русского символизма.
80-е - 90-е годы - старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Н. Минский, К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб); 1900-е годы - грань веков (В. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев, Элли).
2. Какие философские течения легли в основу русского символизма?
3. Дайте определение акмеизма.
Акмеизм (от греч. акте - вершина, расцвет, высшая степень чего-либо) - модернистское течение в русской поэзии начала XX вв. Акмеїсти провозгласили отход от символизма с его мистицизмом, зашифрованной многозначностью слова, стремлением вернуться в мир реальности. Для поэтов-акмеисты характерна философская проблематика и отказ от социальных проблем.
4. Назовите отличительные черты русского символизма.
Повышенное внимание к проблемам личности в истории, внутреннего мира человека; героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубеже веков; сочетание противоречивых тенденций; большие открытия в поэтике; обновление лирических жанров, новые принципы циклизации, смысловая полифония и т.д.
5. Назовите этапы творческого пути А. Блока.
Первый период отмечен увлечением философией В. Соловьева: поэт выступил «рыцарем Прекрасной Дамы», воспевал «Вечную Женственность»; второй период стал решительным поворотом к реальному миру; этот период отличает развитие урбанистики, апокалиптические мотивы; третий период связан с обретением единства между житейской и народной стихиями, с историей и современностью России; важнейшей темой стала русская революция.
6. Какие особенности присущи российскому акмеизма?
В лирике русских акмеисты складывалась иная, по сравнению с символистами, ориентация на литературные традиции. Символисты ориентировались на традиции романтической поэзии, музыкальность лирики поэтов-романтиков. Акмеїсти - на традиции французского классицизма XVIII века с его изысканностью стиля. Представители - М. Гумилев, А. Ахматова.
7. В каком из произведений А. Ахматовой звучит гневное осуждение сталинской диктатуры.
В поэме «Реквием» Ахматова рассказала о трагедии народа, который или сидел в тюрьмах, или стоял под их стенами, переживая за судьбу заключенных родных. Ахматова выступает от имени всего народа, рассказывая о его страданиях и своим произведением сооружая памятник всем невинным жертвам сталинизма.
8. Какие модернистские течения получили особого развития в России?
9. В творчестве каких русских поэтов наиболее ощутимые явления декаданса?
10. Что называют «серебряным веком» русской поэзии?
Термин, употребляемый в литературоведении для характеристики рубеже XIX-XX веков в русской литературе. Название было выбрано по аналогии с «золотым веком» русской литературы, которую отождествляли с XIX веком, когда работала ряд русских литераторов от Пушкина и Баратынским до Чехова и Льва Толстого.
11. Назовите представителей «серебряного века» русской поэзии.
Символизм: В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Акмеизм: Г. Гумилев, С. Городецкий, М. Кузмин, А. Ахматова, И. Анненский, Осип Мандельштам, Г. Иванов.
Футуризм: В. Маяковский, В. Хлебников, Б. Пастернак, М. Асеев, С. Бобров, И. Северянин.
Імажинізм: В. Шершеневич, С. Есенин, А. Мариенгоф.
12. Что было в центре внимания поэтов-имажинистов?
Это литературное течение появилось в России в первые годы после Октябрьского мятежа. Імажіністи провозгласили художественный образ как самоцель поэзии, утверждали примат самоцільного образа и формотворчества над смыслом, идеей; выражали преимущественно богемные настроения. Самые яркие представители - Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф.
13. Дайте определение футуризма и назовите его представителей в России.
Футуризм - от итал. futurismoи лаг. futurum- будущее. Авангардное направление в литературе и искусстве, развившийся в начале XX века в основном в Италии и России и отстаивал крайний формализм, пропагандировал культ индивидуализма, отвергал общепринятые языковые и поэтически-художественные нормы. Представители - Маяковский В. Хлебников, Б. Пастернак, М. Асеев, С. Бобров, И. Северянин.
14. Что связывало Бы. Пастернака с футуризмом ?
Хотя Бы. Пастернак начинал свое творчество в русле футуризма, она всегда выходила за пределы требований метода. В конце творческого пути произведенияПастернака приобрели черты реалистического искусства.
15. Какая судьба постигла представителей «серебряного века» русской поэзии?
Они почти все были либо уничтожены физически (смертная казнь, смерть в концлагерях), либо эмигрировали, либо ушли во «внутреннюю эмиграцию».