ВОЗРОЖДЕНИЕ
Возрождение (Ренессанс) эпоха в
европейской литературе
Эпоха Возрождения, или Ренессанс, -
одна из величайших эпох в истории человеческой цивилизации. В области искусства
и литературы она воспитала таких выдающихся художников, как Данте Алигьери, Франсуа
Рабле, Мигель Сервантес, Уильям Шекспир, Леонардо да Винчи, Тициан,
Микеланджело, Рафаэль, Альбрехт Дюрер и др. их непревзойденные произведения и до сих пор
сохраняют свое всемирное значение.
Хронологически европейское Возрождение
как единое культурное движение развернулось в пределах XIV - начала XVII в. и охватило
Италию, Испанию, Францию, Германию, Англию, Венгрию, Польшу, Чехию и т.д.
Конечно, в каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с
местными традициями, этническими характеристиками, влиянием других национальных
культур.
Возрождение возникло на почве
достижений средневековой цивилизации, в частности, периода Позднего Средневековья,
когда феодальное общество достигло высокого развития и претерпело значительных изменений. В
XIV-XV вв. происходил быстрый подъем экономики и культуры городов, появились
новые технические изобретения, развилось кораблестроение, мореходство и торговля,
были сделаны Великие географические открытия. На этот период приходится начало
книгопечатание. В сфере культуры усиливается борьба за освобождение
философской мысли от давления церкви, появляются новые знания и умственные течения,
которые не укладывались в рамки средневековой философско-богословской системы
представлений. Все эти явления вели к прогрессивного переворота, которым и стало
Возрождение. Это был мощный культурный движение, в ходе которого состоялось преодоления
духовной диктатуры церкви, возникла новая культура, обращенная к земным делам и
стремлений людей, а также новая система национальных литератур, новая философия и
наука, небывалого расцвета достигло искусство.
Вторым фактором, который сыграл
огромную роль в становлении и развитии культуры Возрождения, была Античность.
Культурные деятели этой эпохи сумели возродить античную наследство (отсюда пошло и
название суток) и предоставить ей большого практического значения. Возрождение античности
стало целью и сутью новой культуры. Античность воспринималась как высший
авторитет, идеал человеческой культуры, в свете которого оценивалась современность.
Сильнее всего античность повлияла на образование, филологию, изобразительные искусства и
литературу.
Античность сказалась на формировании
ведущей идейно-философского течения эпохи Возрождения - ренессансного гуманизма1.
Его сущность можно определить как проявление страстного интереса к земной жизни.
Гуманисты опирались на античные авторитеты и главным своим делом считали
возрождение и распространение античных знаний. Они осваивали греческую и латинскую
языка, отыскивали, собирали и комментировали древние рукописи, вели археологические
раскопки. Со временем гуманизм стал выражением нового мироощущения, нового
понимание сущности человека и земной жизни.
В противовес средневековой
теоцентричній системе восприятия мира, гуманисты выработали свою,
антропоцентричну. Они не отвергали богословской мысли о том, что Бог есть
творцом мира и человека. Но гуманисты поставили в центр мира не Бога, а
человека, превознесли ее, провозгласили самым ценным существом, способным во всем
возвыситься до своего Создателя. Они верили в большие познавательные и творческие возможности
человека, неисчерпаемость ее способностей. Отвергая аскетизм, гуманисты
противопоставили ему новую мораль, основанную на единстве плоти и духа и, согласно
этой моралью, отстаивали право человека на земные радости и интеллектуальный
развитие, на удовлетворение чувственных и духовных запросов, на право стремиться к
земной славы. Деятели ренессансного гуманизма отстаивали самоценность человеческой
личности и считали противоестественным оценивать человека по его происхождению или
богатством, расовой принадлежностью или религиозными убеждениями. Они призвали
ценить человека прежде всего за его личные достоинства, образованность и конкретные
дела. их идеалом была духовно раскрепощенная, гармонично развитый человек.
Ренессансный гуманизм имел большое
значение для расцвета литературы и искусства Возрождения. Он стал идеологической
основой ведущего художественного направления нового времени. Главным содержанием искусства
становится человек, его земная жизнь, борьба за счастье.
В развитии культуры Возрождения
различают следующие этапы: Раннее Возрождение (основными представителями этого
периода являются итальянцы Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо и др.), Высокое
Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти
(Италия), Франсуа Рабле и Пьер Ронсар (Франция), Эразм Роттердамский
(Нидерланды), Ян Кохановский (Польша) и др.) и Позднее Возрождение, когда
обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир (Англия), Мигель де Сервантес
(Испания) и др.).
Несмотря на лаконичность и
сконцентрированность изображаемого, писатели и художники достигают широкого
охват действительности и умеют правдиво отразить существенные черты своего времени. При
этом они ищут самые эффективные средства для надлежащего воспроизведения всего
богатства и раВНОобразия форм проявления реального мира. В эту эпоху преодолевается
средневековая замкнутость, когда люди были ограничены рамками своего имении или
города и имели довольно смутное представление о внешнем мире. Преодолевается и религиозный
взгляд на человека как на греховное существо, беспомощного пешки в руках Бога. Таким
образом, происходит как бы открытие и мира, и человека. Искусство Возрождения
поражает глобальностью образов. В этой глобальности и проявляется радость
открытие: мир широк, и чудом является сам человек.
Поэтов, художников, композиторов
вдохновляла не только античная, но и ветхозаветная древность. Библейским сюжетам
посвящены полотна Рембрандта ван Рейна («Жертва Авраама»), Джорджоне («Юдифь»),
Альбрехта Дюрера («Адам и Ева», «Мадонна», «Четыре апостола» и др.), скульптуры
Микеланджело, фрески Леонардо да Винчи и др.
Развитие ренессансной литературы
основывался на широком использовании традиций не только древней, античной и
средневековой литературы, но и народно творчества. Но все это переосмислювалося
в духе гуманистического мировоззрения и послужило созданию литературы нового типа,
определяющей чертой которой является страстный интерес к реальному миру.
Искусство Возрождения - это новый
шаг в развитии реализма в мировой литературе. Этот реализм иногда называют
ідеалізуючим. Стремление к идеализации образа заметное и в мадоннах Рафаэля, и в
комедиях Шекспира, и в поэзии Петрарки. Но в этой идеализации поэт и художник
не теряют жизненной основы. Они стремятся в реальной человеку увидеть красоту и
благородство. И это не столько внешняя красота, сколько проявление высокого состояния души.
Стремление к идеальному отнюдь не
ослабляет пафоса утверждения всего земного, плотского. Именно в борьбе против
церковного аскетизма искусство Возрождения прославляет радости жизни. Если церковь
считала человеческое тело греховной «сосудом дьявола», то художники Возрождения
изображают обнаженное человеческое тело, в мраморе и красках составляя гимн его красе.
Гуманистическая литература, как и
гуманизм в целом, в процессе развития претерпела немало изменений, обусловленных
общественными процессами. Она прошла этапы становления, расцвета и упадка,
в конце концов уступив место новым культурным явлениям. На раннем этапе она
была проникнута оптимизмом, верой в возможность воплощения гуманистических идеалов в
ближайшем будущем. В конце эпохи, когда усилилось наступление
феодально-церковной реакции и отчетливее оказались противоречий антигуманістичний
характер того общества, которое шло на смену феодальному, начался кризис
гуманизма, бывший оптимизм и жизнерадостность заслонило трагическое
мировосприятие. Но при всем трагизме положения и герои произведений
писателей-гуманистов, и их создатели отстаивали гуманистические идеалы и завещали
их следующим поколениям.
_______________________________________________________
1 Гуманизм (от
лат. Ьшпапиз «земной», «человеческий», Нитапііаз «человечность») - признание человека
высшей ценностью в мире, уважение к достоинству и ума человека; течение в западноевропейской
культуре эпохи Возрождения, направленное на утверждение уважения к достоинству и
разума человека, его права на счастье в жизни и свободное проявление естественных чувств и
способностей.