ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

Возрождение (Ренессанс) эпоха в европейской литературе

 

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, - одна из величайших эпох в истории человеческой цивилизации. В области искусства и литературы она воспитала таких выдающихся художников, как Данте Алигьери, Франсуа Рабле, Мигель Сервантес, Уильям Шекспир, Леонардо да Винчи, Тициан, Микеланджело, Рафаэль, Альбрехт Дюрер и др. их непревзойденные произведения и до сих пор сохраняют свое всемирное значение.

Хронологически европейское Возрождение как единое культурное движение развернулось в пределах XIV - начала XVII в. и охватило Италию, Испанию, Францию, Германию, Англию, Венгрию, Польшу, Чехию и т.д. Конечно, в каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с местными традициями, этническими характеристиками, влиянием других национальных культур.

Возрождение возникло на почве достижений средневековой цивилизации, в частности, периода Позднего Средневековья, когда феодальное общество достигло высокого развития и претерпело значительных изменений. В XIV-XV вв. происходил быстрый подъем экономики и культуры городов, появились новые технические изобретения, развилось кораблестроение, мореходство и торговля, были сделаны Великие географические открытия. На этот период приходится начало книгопечатание. В сфере культуры усиливается борьба за освобождение философской мысли от давления церкви, появляются новые знания и умственные течения, которые не укладывались в рамки средневековой философско-богословской системы представлений. Все эти явления вели к прогрессивного переворота, которым и стало Возрождение. Это был мощный культурный движение, в ходе которого состоялось преодоления духовной диктатуры церкви, возникла новая культура, обращенная к земным делам и стремлений людей, а также новая система национальных литератур, новая философия и наука, небывалого расцвета достигло искусство.

Вторым фактором, который сыграл огромную роль в становлении и развитии культуры Возрождения, была Античность. Культурные деятели этой эпохи сумели возродить античную наследство (отсюда пошло и название суток) и предоставить ей большого практического значения. Возрождение античности стало целью и сутью новой культуры. Античность воспринималась как высший авторитет, идеал человеческой культуры, в свете которого оценивалась современность. Сильнее всего античность повлияла на образование, филологию, изобразительные искусства и литературу.

Античность сказалась на формировании ведущей идейно-философского течения эпохи Возрождения - ренессансного гуманизма1. Его сущность можно определить как проявление страстного интереса к земной жизни. Гуманисты опирались на античные авторитеты и главным своим делом считали возрождение и распространение античных знаний. Они осваивали греческую и латинскую языка, отыскивали, собирали и комментировали древние рукописи, вели археологические раскопки. Со временем гуманизм стал выражением нового мироощущения, нового понимание сущности человека и земной жизни.

В противовес средневековой теоцентричній системе восприятия мира, гуманисты выработали свою, антропоцентричну. Они не отвергали богословской мысли о том, что Бог есть творцом мира и человека. Но гуманисты поставили в центр мира не Бога, а человека, превознесли ее, провозгласили самым ценным существом, способным во всем возвыситься до своего Создателя. Они верили в большие познавательные и творческие возможности человека, неисчерпаемость ее способностей. Отвергая аскетизм, гуманисты противопоставили ему новую мораль, основанную на единстве плоти и духа и, согласно этой моралью, отстаивали право человека на земные радости и интеллектуальный развитие, на удовлетворение чувственных и духовных запросов, на право стремиться к земной славы. Деятели ренессансного гуманизма отстаивали самоценность человеческой личности и считали противоестественным оценивать человека по его происхождению или богатством, расовой принадлежностью или религиозными убеждениями. Они призвали ценить человека прежде всего за его личные достоинства, образованность и конкретные дела. их идеалом была духовно раскрепощенная, гармонично развитый человек.

Ренессансный гуманизм имел большое значение для расцвета литературы и искусства Возрождения. Он стал идеологической основой ведущего художественного направления нового времени. Главным содержанием искусства становится человек, его земная жизнь, борьба за счастье.

В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение (основными представителями этого периода являются итальянцы Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо и др.), Высокое Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (Италия), Франсуа Рабле и Пьер Ронсар (Франция), Эразм Роттердамский (Нидерланды), Ян Кохановский (Польша) и др.) и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир (Англия), Мигель де Сервантес (Испания) и др.).

Несмотря на лаконичность и сконцентрированность изображаемого, писатели и художники достигают широкого охват действительности и умеют правдиво отразить существенные черты своего времени. При этом они ищут самые эффективные средства для надлежащего воспроизведения всего богатства и раВНОобразия форм проявления реального мира. В эту эпоху преодолевается средневековая замкнутость, когда люди были ограничены рамками своего имении или города и имели довольно смутное представление о внешнем мире. Преодолевается и религиозный взгляд на человека как на греховное существо, беспомощного пешки в руках Бога. Таким образом, происходит как бы открытие и мира, и человека. Искусство Возрождения поражает глобальностью образов. В этой глобальности и проявляется радость открытие: мир широк, и чудом является сам человек.

Поэтов, художников, композиторов вдохновляла не только античная, но и ветхозаветная древность. Библейским сюжетам посвящены полотна Рембрандта ван Рейна («Жертва Авраама»), Джорджоне («Юдифь»), Альбрехта Дюрера («Адам и Ева», «Мадонна», «Четыре апостола» и др.), скульптуры Микеланджело, фрески Леонардо да Винчи и др.

Развитие ренессансной литературы основывался на широком использовании традиций не только древней, античной и средневековой литературы, но и народно творчества. Но все это переосмислювалося в духе гуманистического мировоззрения и послужило созданию литературы нового типа, определяющей чертой которой является страстный интерес к реальному миру.

Искусство Возрождения - это новый шаг в развитии реализма в мировой литературе. Этот реализм иногда называют ідеалізуючим. Стремление к идеализации образа заметное и в мадоннах Рафаэля, и в комедиях Шекспира, и в поэзии Петрарки. Но в этой идеализации поэт и художник не теряют жизненной основы. Они стремятся в реальной человеку увидеть красоту и благородство. И это не столько внешняя красота, сколько проявление высокого состояния души.

Стремление к идеальному отнюдь не ослабляет пафоса утверждения всего земного, плотского. Именно в борьбе против церковного аскетизма искусство Возрождения прославляет радости жизни. Если церковь считала человеческое тело греховной «сосудом дьявола», то художники Возрождения изображают обнаженное человеческое тело, в мраморе и красках составляя гимн его красе.

Гуманистическая литература, как и гуманизм в целом, в процессе развития претерпела немало изменений, обусловленных общественными процессами. Она прошла этапы становления, расцвета и упадка, в конце концов уступив место новым культурным явлениям. На раннем этапе она была проникнута оптимизмом, верой в возможность воплощения гуманистических идеалов в ближайшем будущем. В конце эпохи, когда усилилось наступление феодально-церковной реакции и отчетливее оказались противоречий антигуманістичний характер того общества, которое шло на смену феодальному, начался кризис гуманизма, бывший оптимизм и жизнерадостность заслонило трагическое мировосприятие. Но при всем трагизме положения и герои произведений писателей-гуманистов, и их создатели отстаивали гуманистические идеалы и завещали их следующим поколениям.

_______________________________________________________

1 Гуманизм (от лат. Ьшпапиз «земной», «человеческий», Нитапііаз «человечность») - признание человека высшей ценностью в мире, уважение к достоинству и ума человека; течение в западноевропейской культуре эпохи Возрождения, направленное на утверждение уважения к достоинству и разума человека, его права на счастье в жизни и свободное проявление естественных чувств и способностей.