ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В. ВОЛЬТЕР, Д. ДИДРО

2. Жизнь и литературно-философская деятельность Вольтера (поэтическое наследие, «Орлеанская дева», драматургия, «Магомет», «Заира»;комедии - «Задіг»)

 

Гениально одаренный писатель, просветитель Франсуа Мари Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер (1694 - 1778) поставил свое литературное творчество и публицистику на службу одной цели - разоблачению монархического деспотизма, аристократического произвола и церковной нетерпимости, которые, по его мнению, противоречит «естественному разуму».

Наделенный блестящим умом и редкой писательской многогранностью, он был одновременно поэтом, драматургом, романистом, сатириком, публицистом, исто-рыком и философом. Гениальный популяризатор, он ввел в умственного обихода Франции и других европейских стран огромное количество идей, которые именно от него получили распространение и развитие, хотя довольно часто он лично не был их творцом. Он наложил отпечаток своей мысли на весь просветительское движение XVIII века, которое недаром довольно часто называют «веком Вольтера».

Родился Франсуа Мари Аруэ в 1694 году в Париже. Его отец, зажиточный буржуа, был сначала нотариусом при судебной палате, а затем чиновником казначейства. Образование Вольтер получил в аристократическом иезуитском колледже Людовика Великого (1704 - 1711). Позже довольно сурово отозвался об этой школе, которая ничего ему не дала: «Мне была даже неизвестна и страна, в которой я родился; я не знал ни основных законов, ни нуждам моей родины; я не знал ничего из математики и ничего о здравую философию. Я знал только латынь и глупости».

Еще в детстве у него проявились блестящие способности и склонность к чтению. Он рано начал заниматься сочинением стихов. Мечта стать драматическим поэтом увлекла его еще во время учебы в колледже.

Однако, как только он окончил колледж, отец заставил его учиться в школе права.

Юный Вольтер мечтал о литературной карьере и стремился вращаться в аристократическом обществе. Его крестный отец аббат Шатонеф ввел его в круг аристократов - лібертінів. В этом кружке веселых «прожигачів» жизнь приобрела устоявшихся форм свободомыслие и скептицизм Вольтера, его пренебрежительное отношение к правящим кругам.

Вольтера охотно приглашали в свой круг представители аристократической «золотой молодежи»; он веселый, речь его насыщена эпиграммами, его сатирические экспромты мгновенно распространяли. Одна злая эпиграмма на Филиппа Орлеанского и его дочь герцогиню Іберійську дошла до ушей регента, и молодой поэт в 1717 году был брошен в Бастилию, где просидел почти 11 месяцев. Так впервые Вольтер столкнулся с французским абсолютизмом.

У поэта уже давно возник замысел написать поэму о Генрихе IV и трагедию «Эдип». В тюрьме Вальтер работал над ними. 18 ноября 1718 года состоялась премьера трагедии на сцене парижского театра. Впервые писатель назвал себя Вольтером, и это имя после «Эдипа» навсегда вошло в мировой литературе. На молодого поэта стали смотреть как на достойного преемника Корнеля и Расина.

Филипп Орлеанский сразу изменил свое отношение к Вольтера и подарил ему золотую медаль и денежную пенсию. Тот начал делать блестящую литературную карьеру. Заняв место первого трагического поэта Франции, он стал добиваться славы эпического поэта.

Через 5 лет Вольтер издал «Поэму о Лиге» - первый вариант будущей «Генріади», исторической эпопеи, посвященной пропаганде религиоВНОй терпимости, которая бы ідеалізувала Генриха IV как любящего свободу и просвещенного монарха. Напечатана она была тайно, в Руане, 1723 года.

Распространена в списках поэма вскоре стала популярной среди читателей. В возрасте тридцати лет Вольтера провозгласили лучшим поэтом Франции, гордостью нации. Все видели в Вольтеру достойного преемника славных литературных традиций века Людовика XIV. Действительно, несмотря на свое вольнодумство, Вольтер был еще далек от Просвещения. Он высоко ценил приверженность королевы Марии Лещинской, от которой получал пенсию (одновременно с пенсией от короля). Однако мечты о придворной карьеры не затмили ему сознание. Решил-ши стать материально независимым, он связал свою жизнь с миром финансовых дел и, занявшись различными коммерческими делами, постепенно нажил себе значительное состояние.

Аристократы підлещувалися к нему. Герцог Сюлли, предков которого пославив Вольтер в этой поэме, стал другом писателя. Однако, какими бы талантами и заслугами перед родиной не обладал человек, она была совершенно беззащитной перед выходками любого светского наглецы. Так произошло и с Вольтером. Он имел неосторожность вызвать неудовольствие дворянина де Рогана, и слуги последнего избили поэта палками возле порога дома герцога де Сюлли. Оскорбление человека-осталась без наказания. В светских «друзей» Вольтера и у герцога де Сюлли это происшествие вызвало лишь веселую улыбку.

Правительство, чтобы спасти Рогана от мести Вольтера, снова бросил поэта к Бастилии (1726). На этот раз он просидел там всего пять месяцев, а затем был выслан за пределы Франции (именно таким было условие освобождения). Так опять Вольтер столкнулся с абсолютизмом, сословными привилегиями и полным бесправием человека в условиях феодализма.

Вольтер уехал в Англию. Английское политическое и культурное жизни был почти неизвестен во Франции. Вольтер отмечал ряд преимуществ в жизни человека, в политической и экономической жизни страны по сравнению с тогдашней Францией, в частности англичане имели конституцию и парламент, что ограничивали единоличную власть короля. Беседы с Джонатаном Свифтом и бывшим торійським государственным секретарем віконтом Болінброком, которые познали всю темную сторону политической жизни в стране, убедили Вольтера, что можно открыто противодействовать королю и в свободном состязании мнений принимать важные государственные решения.

Мятежный поэт, что дважды побывал в Бастилии, отмечал, с каким уважением англичане относятся к своим поэтов и ученых. В этом его убеждает пышные похороны Исаака Ньютона в Вестминстерском аббатстве (1727), когда гроб ученого несли на руках 6 герцогов и 6 графов.

Быстро овладев английским языком, Вольтер выучил английский философии (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк). С наслаждением прочитанные «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, которые только вышли, помогли ему отшлифовать собственный сатирический, социально насыщенный стиль.

Трехлетнее пребывание в Англии (1726-1729) направило творчество Вольтера в просветительское русло.

В 1729 году он получил разрешение вернуться во Францию. Приехал в Париж в расцвете своих творческих сил, полон впечатлений от пребывания в Англии, и развернул плодотворную писательскую деятельность.

Особенно поразил Вольтера театр Шекспира. Будучи сторонником классицизма, он не воспринимал темпераментного и жестокого в жизненной правдивости стиля Шекспира и не считал возможным пропагандировать его во французской литературе, где господствовали вкусы, воспитанные на пьесах Корнеля и Расина. В то же время драматургия самого Вольтера потерпела огромного влияния Шекспира.

В Англии поэт завершил поэму «Генриада» (о герое Нантского эдикта французского короля Анри IV), «Историю Карла XII». Были задуманы (и дописанные позже во Франции) трагедии «Брут» (об римского консула Юния Брута, который казнил своих сыновей, когда узнал, что они по-предательски перешли на сторону этрусского царя), «Смерть Цезаря», «Эрифила» и, пожалуй, лучшая среди них - «Заира» (1732).

Вернувшись во Францию, Вольтер начал активно применять опыт английских предпринимателей, стремясь к частной материальной независимости, которая давала возможность за свой счет печатать свои произведения за границей, пренебрегая цензурными запретами, а также свободно путешествовать по Европе, покупать или строить собственные дома.

Анализа различных сторон английской жизни (религии, политического устройства, философии, литературы, театра) он посвятил цикл из 25 «Философских писем» (1734). Книга увидела свет также под названием «Письма, написанные из Лондона об англичанах». Вольтер изложил в ней свои впечатления от созерцания Англии. Имели место сравнение английского и французского общественной жизни. Эти сопоставления превратились в энергичное разоблачение господствующих во Франции религиоВНОй нетерпимости и отсталых феодальных порядков. Книга вызвала огромный скандал; ее издателя был брошен в Бастилию, а сама книга публично сожжена по указанию парижского парламента. Вольтер избежал ареста только потому, что вовремя покинул Париж.

Впоследствии он еще 16 раз перевидавав эту работу, постоянно совершенствуя ее.

Вольтер нашел убежище в Серое, имении своей приятельницы маркизы дю Шатле, расположенном на границе Шампани и Лотарингии. Здесь он прожил долгое время (1733-1745), занимаясь точными науками, философией и поэзией. Его связывали с этой привлекательной и образованной женщиной общие духовные интересы, любовь к литературе, театра, науки. Маркиза, которую Вольтер называл «божественной Эмилией», имела на него очень положительное влияние. Будучи одним из образованнейших женщин Франции, она хорошо знала древние языки, занималась математикой, перевела на французском языке главную труд Ньютона и опубликовала собственный труд по философии Лейбница. Пользуясь влиянием при дворе своего мужа и его титулом, маркиза частенько смягчала удары судьбы, сыпавшиеся на поэта, в частности она побудила его заниматься науками и сдерживала его от участия в полемике с реакционными литераторами и от опубликования слишком резких сатирических произведений, наподобие известной «Орлеанской девы», рукопись которой она держала у себя.

Обустраивая свое жилище в Серое, Вольтер построил театр, в котором поставил свои новые трагедии - «Альзіру», «Магомета», «Меропу» и др. Всего Вольтер за жизнь написал 27 трагедий и 25 комедий. Он проявил себя новатором театра - ввел сменные декорации, массовые сцены. Часто сам выступал на сцене.

Самым ярким из прозаических произведений тех лет стал «Задіг», который среди прочих «философских повестей» предназначался изначально для устного чтения в салоне маркизы.

Несмотря на меры безопасности, к которым прибегала мадам дю Шатле, некоторые произведения Вольтера успевали вызвать сильное раздражение в правящих кругах. Это заставляло маркизу переживать за свободу своего друга. В особо опасные моменты маркиза отправляла Вольтера до Голландии или Бельгии, где он, как правило, путешествовал под вымышленным именем, хотя и не мог никогда полностью сохранить свое инкогнито.

В 1745 году Вольтер, после десятилетнего отсутствия, вернулся в Париж, где неожиданно столкнулся с благосклонным приемом при дворе. Его покровительницей стала новая фаворитка Людовика XV мадам Етноль, которая получила титул маркизы Помпадур и впоследствии стала некоронованной властительницей Франции. Будучи давно знакомой с Вольтером, она делала все возможное, чтобы приобщить его ко двору. Благодаря ей ему поручили написать оперу по случаю празднования брака дофина. Эта опера, «Принцесса Наваррська» (1745), принесла Вольтеру больше славы в придворных кругах, чем его лучшие художественные произведения, хотя сам писатель был о нем очень низкого мнения и называл ее «балаганним фарсом». На Вольтера посыпались теперь придворные милости: в 1745 году был назначен королевским историографом, он получил придворный титул, а в следующем году он был избран, наконец, членом Французской Академии, которая до этого дважды (в 1734 и в 1743 годах) отклоняла его кандидатуру.

«Пожалейте беднягу, стал королевским шутом в 50 лет, - писал Вольтер другу. - я не нахожу себе места ни в Париже, ни в Версале; придумываю стихи в портшезі, имею славить короля высоко-торжественно, жену принца - наследника - изысканно, королевскую семью - добро, ублажать весь двор и не раздражать никого в городе». Однако Вольтер был наказан за заигрывание с сильными мира сего. Его удалось поссорить писателя с маркизой Помпадур. Философу пришлось оставить двор. Его и маркизу дю Шатле беззастенчиво обманывали и, опасаясь скандала, он ненадолго вынужден был покинуть Париж.

Вскоре поэта постиг удар в личной жизни. После непродолжительного пребывания в Серое Вольтер вместе с мадам дю Шатле поехал в Люневіль к Лотарингии, во двор бывшего польского короля Станислава Лещинского (1748). В Люневілі маркиза дю Шатле познакомилась и вступила в связь с молодым поэтом Сен-Ламбером, а через год, здесь же, умерла во время родов (1749). Смерть Эмилии была тяжелым ударом для Вольтера, поскольку чувство к ней было единственным серьезным, которое ему пришлось пережить.

Он навсегда оставляет Серое. Его преданным другом стала племянница мадам Дени, которая жила рядом с ним до самой его смерти.

По приглашению прусского короля Фридриха II, Вольтер оставил Париж и отправился в Берлин. Этой поездке предшествовала длительная переписка между королем и философом.

Переписка велась на французском языке, которой король владел в совершенстве (а на родном, немецком, пренебрегал, считая ее пригодной лишь для армейских команд).

Три года (1750 - 1753) Вольтер находился в Сан-Суси (резиденция короля в Потсдаме, под Берлином). Фридрих назначил Вольтера камергером, пожаловал ему орден и большую денежную пенсию.

Однако именно эти годы принесли французскому просвітникові разочарование. Правда, здесь он завершает свой давний замысел - «Век Луи XIV. XVIII века», книгу, насыщенную характеристиками разных коронованных особ и политиков своего и предыдущего, XVII века. При всей своей готовности принять вольтерівський идеал просвещенного монарха, Фридрих II не мог, да и не собирался уступать реальной властью на пользу абстрактных философских идей. После трех лет общения с Вольтером он вероломно начал Семилетнюю войну (1756-1763), направленную не в последнюю очередь и против Франции. Вместе с тем Вольтер со своим непоседливым темпераментом начал вмешиваться во внутренние дела немцев. Вспыхнула ссора, Фридрих II потребовал от писателя возвращение ордена и камергерского ключа, и последний не без серьезных осложнений оставляет Пруссию.

Некоторое время проживал на территории Эльзаса и Лотарингии, различных французских городов, в том числе в Лионе.

Путь в Париж писателю был навсегда закрыт, вследствие враждебного отношения к нему Луи XV. Назревал конфликт с церковью из-за «Орлеанскую деву», а также многотомное «Эссе об обычаях и духе народов» (1753 - 1758). С целью избежания возможных столкновений с королевской и церковной властью философ поселился в Швейцарии, где жил поочередно в разных имениях, что он их приобрел в собственность.

Не имея возможности поселиться во Франции, Вольтер решил выбрать место для проживания Швейцарию. Осенью 1754 года он приобрел себе особняк в пригороде Женевы, который назвал «Делис» (рус. языке «Отрада»). Здесь он проводил летнее время, а для зимнего пребывания приобрел усадьбу Монріон в пригороде Лозанны. Четыре года спустя он приобрел еще два имения на французской территории вблизи швейцарской границы - Турне и Ферне. Проживая в каждом время от времени, он любил говорить: «Философы должны иметь, как лисы, две или три норы, чтобы прятаться от собак, которые их преследуют».

В 1760 году он окончательно поселился в Ферне, где жил почти безвыездно до самой смерти. Только ту, на границе Франции и Швейцарии, Вольтер почувствовал себя, наконец, вполне спокойно. «У меня две передние лапы в Швейцарии, а две задние - во Франции, - писал он одному приятелю. - Я так устроил свою судьбу, что могу считать себя одинаково независимым и на женевской территории, и во Франции». Все последующие годы его жизни не были отмечены событиями внешнего характера. Однако это мирное существование находилось в несоответствии с кипучей литературно-общественной деятельностью, которую Вольтер активно вел в последнее двадцатилетие своей жизни.

Вольтер становится сотрудником «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера.

Он решил воплотить в своем новом имении некоторые свои общественные и религиозные принципы. В ближайшем селе находили себе приют все желающие, кто пострадал от церковной или общественной нетерпимости. Гордился тем, что в Фернейській церкви служились службы и для верующих католиков, и для протестантов. Чтобы обеспечить изгнанников средствами для существования, он построил ткацкую фабрику и часовую мастерскую.

Ферне стало местом паломничества образованных людей всех стран. «Фернейській патриарх» вел обширную переписку, среди его адресатов были коронованные особы: Фридрих II, Екатерина II, Густав III Шведский и др.

Он написал новые трагедии, которые поставил в специально построенном театре; продолжал ряд «философских повестей» (лучшие - «Кандид», 1758, «Простодушный» 1767), завершил «Историю Российской империи при Петре i» (1759). Много времени писатель посвятил философским произведениям. Свой «Философский словарь» он постоянно пополнял новыми материалами.

Вольтер прилагал неимоверных усилий, чтобы добиться реабилитации людей, невинно пострадавших от произвола церковной власти.

Своей деятельностью Вольтер утвердил в Европе понятие «вольтер'янства», которое стало феноменом духовной жизни XVIII и XIX веков. Это бесстрашное свободолюбие, что затрагивает привычные мировоззренческие и моральные принципы общества и выражается в яркой и остроумной форме.

в 1774 году, после смерти Луи XV, трон перешел к его преемнику, Луи XVI. Умерший король не оставил относительно Вольтера никаких указаний. Философ решил вернуться в Париж. В феврале 1778 года парижане восторженно встречали поэта. Наблюдая восторг толпы, Вольтер дружелюбно-иронически заметил: «Если бы меня везли на казнь, толпа была бы еще больше».

Это была последняя весна в жизни поэта. 11 мая Вольтер внезапно почувствовал себя плохо. В 11 утра его уже не стало. Перед смертью на вопрос священника, хотел бы он примириться с Иисусом Христом, Вольтер прошептал: «Не говорите ничего об этом человеке».

Похороны умершего проходил драматично. Церковь выступила против того, чтобы отдать его тело земле, король занял нейтральную позицию. Родственник Вольтера аббат Миньон тайком перевез его тело в Шампани, в свое аббатство Селльєр. Там, в углу церкви, за хорами, тело и похоронили. На следующий день было получено официальное запрет на захоронение.

Прах Вольтера перезахоронили 1791 года во время Французской революции, в церкви святой Женевьевы - пантеоне великих людей Франции, рядом с телом Же.-Ж. Руссо.

Сердце Вольтера находится отдельно в библиотеке в Париже: «Сердце мое здесь, а дух - повсюду».

Творчество Франсуа-Мари Аруэ (1694 - 1778), который прославился под фамилией Вольтера, принадлежит к первому этапу просветительского движения во Франции. Философ, ученый, политик, историк, писатель, он стал символом просветительского мировоззрения и миропонимания. Политическим идеалом Вольтера стала «просвещенная монархия», он признавал наличие Бога как высшей божественной силы, создавшей мир, и отмечал различия своих взглядов от позиции других просветителей - материалистов. В то же время выдающийся французский просветитель был далек от радикализма Руссо, который требовал принципиальной перестройки общественного устройства на основе республиканских идей. Уже первое драматическое произведение Вольтера - трагедия «Эдип»была поставлена в одном из театров Парижа 1718 года, вызвала большой резонанс в обществе своим свободолюбством, развенчанием монархической власти и духовенства, утверждением права современников на критическую оценку действительности.

Не меньший резонанс получила поэма «Орлеанская дева», написанная в 1735 году. Центральный образ поэмы - легендарная Жанна д'арк - часто встречался в творчестве Вольтера. В изображении писателя она выступала и «храброй амазонкой», «позором англичан» («Генриада»), и «мужественной девушкой, которую инквизиторы и ученые в своей лякливій жестокости возвели на костер» («Опыт о нравах»). В «Орлеанській деве» Жанна д'арк предстает по-деревенски грубой и беспредельно наивной. Взгляды и убеждения Жанны показаны традиционно: она искренне верила в свою патриотическую миссию и готова к самопожертвованию для блага родины. Полемическая установка и антиклерикальная направленность произведения заставили Вольтера обогатить поэму многочисленными раскованными сценами ухаживаний до Жанны, с помощью которых ее образ теряет героические черты и лишается ореола святости.

Столь же нетрадиционными был и образы Карла VII и его любовницы Агнессы, по которым легко узнать Людовика XV и маркизу де Помпадур.

Произведения в целом присуща сходство с рыцарскими поэмами эпохи Возрождения, хотя этот жанр интерпретирован согласно поставленных задач.

В историко-художественном плане Вольтеру принадлежала выдающаяся роль в разработке основных принципов просветительского классицизма, который существенно отличался от классицизма XVII века. Представители просветительского классицизма уже не подносили преимуществ абсолютистских форм государственного правления, а свое назначение видели в служении всему обществу, коллективу граждан независимо от их сословного происхождения. Ведущие черты вольтерівського классицизма наиболее полно отразились в его драматических произведениях и характеризовались сосредоточенностью действия вокруг одной темы, динамизмом, быстрой сменой напряженных сцен, оживленными диалогами («Брут», «Смерть Цезаря», «Заира», «Фанатизм, или Пророк Магомет»), Как теоретик искусства, Вольтер склонялся к идеям классической соразмерности, симметрии, рационалистической упорядоченности. Не удивительно, что он высоко поднимал традиции французского национального театра, в частности творчество Корнеля и Расина, а также критиковал Шекспира, в котором обвинял в отсутствии «хорошего вкуса» и недостаточном «знании правил».

В своих последующих произведениях писатель в классицистическом ключе разрабатывал этическую проблематику, обращался в средневековых, античных и восточных сюжетов, активно вводил в действие простонародных героев («Семирамида», «Орест», «Китайский сирота», «Скифы», «Законы Миноса», «Ирина» и др.). Однако, в отличие от других драматургов - просветителей, в частности Д. Дидро и Е. Г. Лессинга, Вольтер не был сторонником активно разрабатываемого в то время жанра «мещанской драмы».

«Магомет». По жанру - трагедия. В центре произведения образ Магомета. «Я изображаю Магомета - фанатика, насильника, обманщика, позор человеческого рода...», - напишет Вольтер, работая над трагедией. Канву сюжета составляли обстоятельства захвата Мекки пророком Магометом, однако основные события, воспроизведенные в трагедии, были вымышленными. Магомет похитил детей правителя Мекки еще в раннем детстве и сделал из них фанатичных последователей ислама. Пальмира и Сеид, не зная своих родителей и того, что они брат и сестра, веря в то, что Магомет - наместник Аллаха на земле, охваченные любовной страстью друг к другу. Дружескую приязнь они понимают ложно - Магомет всячески способствовал інцестуальному любви и скрыл их родственные отношения. Сеїдові Магомет приказал осу-осуществить убийство отца, единственного, кто знал его истинные цели. Основатель ислама Магомет показан как изверг, который навязал мечом, кровью целым племенам свою волю и законы. Желая подчинить себе Мекку, он обещал Сафіру вернуть похищенных детей. Старом Сафіру ради счастья видеть своих детей, которых он считал погибшими, необходимо было пойти на измену. Он не мог пойти на это. Магомет, предусмотрев такой поворот событий, выполнил свой план и приказал Сеїду убить Сафира. Старый понравился Сеїдові, и Магомет вынужден влиять опосредованно: исключительно ради любви Сеид решился на убийство. Пальмира и Сеид все выяснили. Истекая кровью, старый отец обнял детей. Сеид отравлен Магометом, который напоследок пытался сделать Пальмиру своей наложницей. Проклиная пророка, Пальмира закололася мечом. Магомет не достиг удовлетворения своих ба-жань.

Подобно других просветителей, Вольтер охвачен интересом к естественному состоянию человека. Признал, что в «природных» и «диких» народов можно увидеть проявления простодушия, терпимости, правдивости, но при этом «естественный человек» была несдержанным в своих пристрастиях и через это могло быть жестокой.

Не лишены влияния просветительского классицизма и прозаические произведения писателя. В центре их, как правило, находился образ интеллектуального героя, способного до глубоких философских размышлений и рефлексии, что позволяли ему не только познавать окружающий мир, но и влиять на него. Однако, сама действительность в основном не имела сколько-нибудь заметного влияния на внутренний мир героя: его убеждения и нравственные принципы оставались неизменными, хотя он и проходил трудный путь душевных испытаний и переживаний.

В соответствии с традициями классицизма в повестях Вольтера находила отражение определенная философская идея, которая только иллюстрируется сюжетом. Естественно, что в произведениях доминировал интерес не к индивидуальных особенностей характера героя, а к философской системы просветительского направления. В жанровом отношении эти произведения чрезвычайно сложные, поскольку сочетали черты плутовского романа, гедонистической новеллы рококо, просветительского романа воспитания, сатирико-эротической новеллы Возрождения и философского романа («Задіг, или Судьба», «Кандид, или Оптимизм» и др.).

В известной мере особняком стоит повесть «Простодушный» (1767), в которой четко очерчена любовная интрига решался нетрадиционным для писателя путем. Колоритный образ индейца Гурон - это полемическая ответ Вольтера Руссо, в частности его теории «естественного человека». Герой сначала далеко не мудрец, но он стал мудрым после столкновения с конкретной французской действительностью XVIII века. Вольтер при этом считал, что не естественность признала судьбу человека, а его ум, который следует направлять на борьбу с деспотизмом и общественными предрассудками. В отличие от предыдущих произведений, Вольтер в образе Гурон змальовав не отстраненную абстрактную философскую модель, а психологически достоверный тип человека, чувства и мысли которого органически связаны с окружа-ной реальностью. Естественность и «дикость» героя позволил увидеть те супе-речності жизни, которые через свою привычность просто не воспринимались уже как пороки общества: относительность человеческих ценностей, оторванность от жизни христиан-ского учения и т.д.

«Мікромегас». Название произведения происходила от имени главного героя, которое образовано сочетанием двух греческих слов и переводилось как «маловеликий». Мікромегас - житель Сириуса, который путешествовал в сопровождении секретаря Академии Сатурна с одной планеты на другую. На Земле он нашел малочисленную цивилизацию, чьи философские идеи, самоорганизация и политический строй позволили ему сделать далеко идущие выводы. Идеи, порядки и принципы, на которых основано это общество, чужие представлениям Мікромегаса про ум и благо. Сатурн и Сириус, откуда прибыли Мікромегас с секретарем, понадобились Вольтеру для «улучшения читательского восприятия», к чему он стремился в каждой своей философской повести.

Основная мысль «Мікромегаса» заключалась в том, что люди не умели быть счастливыми. Идея Паскаля о бесконечность развитая Вольтер - человек, занимая в мироздании слишком маленькую планету, смогла наполнить свой крошечный мир злом, страданиями и несправедливостью. «Мне даже захотелось... тремя ударами каблука раздавить этот муравейник, населенный стрекательными убийцами», - говорит Мікромегас. «Не спешите. Они сами... трудятся над своим уничтожением»,- отвечает ему секретарь Академии.

Философское произведение - сложный жанр, потому что это жанр - гибрид. Это и эссе, и памфлет, ведь автор преподавал здесь определенные идеи или отрицал их. Вместе с тем это роман, потому что в нем имеющийся событийное развитие сюжета. Однако, это произведение лишен строгости, свойственной эссе, правдоподобия, присущей жанру романа. Впрочем, фи-лософський роман и не претендует на это, его особенностью является интеллектуальная игра. Писатели, которые работали в этом жанре, стремились, чтобы последний в большей степени выглядел как фантастический.

Писатели - плохие судьи собственных произведений. В возрасте 18 лет Вольтер верил, что оставит по себе память как великий автор трагедий; в возрасте 30 - как великий историк; в возрасте 40 - как эпический поэт. Он и понятия не имел, создавая 1748 года «Задіга», что будущие поколения с наслаждением читать эту маленькую повесть и все другие, подобные ей, тогда как «Генриада», «Заира», «Меропа», «Танкред» будут почивать вечным сном на полках библиотек.

Воспитанный иезуитами, автор позаимствовал у них четкость мысли и элегантность стиля. Сослан на некоторое время в Англию, он прочитал там Свифта и изучил его приемы. «Это английский Рабле, - говорил он про автора «Гулливера», - но Рабле без пустословия». У Свифта Вольтер заимствовал влечение к причудливой фантазии, к путешествиям, которые дают прекрасный почва для сатиры, до бесстрастия, которая позволяет выкладывать удивительные приключения как реальные.

Вольтер начал работать в этом жанре, для него новом, в начале 1747 года, то есть в возрасте 53 лет. Однако свой шедевр - «Кандида» - он написал в 1759 году, в возрасте 65 лет; «Простодушного», который и до сих пор имеет огромный успех, - в 73 года; «Человек с сорока экю» - в 74 года; «Вавилонскую принцессу» - в том же возрасте, другие, более мелкие повести, такие как «История Дженни», «Одноглазый ключник», «Уши графа де Честерфільда», - после 80 лет.

Философия Вольтера менялась в течение всей жизни, как это бывает почти со всеми людьми: «Видение Бабука» и «Задіг» были написаны в то время, когда судьба улыбалась Вольтеру; он чувствовал поддержку со стороны маркизы де Помпадур, а следовательно, и би-льшої части двора; все без исключения короли Европы приглашали его; мадам дю Шатле любила его, заботилась о нем, обеспечивала ему независимость. Он готов был считать свою жизнь сносной.

Философия Вольтера достигала глубины в повести «Задіг». Путем мудрых притч писатель высказал мнение, что с нашей стороны было дерзостью утверждать, будто мир плох только потому, что мы видим некоторые его недостатки. Мы не знаем будущего, не знаем того, что мнимые ошибки Творца - залог нашего спасения. «Нет, - говорит ангел Задігу, - такого зла, которое не порождало бы добро. - А что, - сказал Задіг, - если бы было только добро и не было зла? - Тогда, - ответил ангел Ієзрад, - этот мир был бы другим миром; связь событий определил бы другой премудрый порядок. Но этот другой, совершенный порядок возможен только там, где вечно пребывает верховное существо...» Вывод, который можно считать неопровержимым и однозначным; поскольку когда Бог добрый, то почему он не создал мир за этим бессмертным и совершенным образцом. Когда он всемогущий, то почему, создавая мир, не лишил его страданий?

Можно найти общее в этих различных по своей направленности произведениях.

Прежде всего стиль, который у Вольтера всегда насмешлив. Стремительный и, по крайней мере на первый взгляд, небрежный.

В этих произведениях не было ни одного персонажа, к которому бы автор отнесся вполне серьеВНО. Все они - или воплощение какой-либо идеи, доктрины (Панглос - оптимизма, Мартен - пессимизма), или вымышленные, фантастические герои.

Почти все философские повести и романы Вольтера рассказывали о катастрофах, но с точки зрения «рацио» (ума).

Их темп настолько быстрый, что читатель не успевал даже погрустить.

Вольтеру нравилось выводить на сцену священнослужителей, которых он называл магами, судей, которых он именовал муфтиями, финансистов, инквизиторов, простодушных и философов.

У самого писателя было несколько ожесточенных врагов, которые появлялись в каждом его романе под новой маской, но без усилий проявляли себя.

Что касается женщин, то Вольтер их не слишком уважал. Если верить ему, то они только и мечтают о любви красивого, молодого, щедрого мужчину, однако, по своей натуре, корыстные и пугливые.

То, что по-настоящему объединяло повести Вольтера - это его философия. О ней говорили как о «полный хаос ясных мыслей», в целом беспорядочных.

Украина и украинцы занимали заметное место в наследии французского просветителя. В конце 20-х - начале 30-х годов Вольтер упорно работал над историческим произведением «История Карла XII» (опубликован в 1731 году), в котором рассматривались интересные страницы истории Украины. По своей общей концепцией это произведение приближался к произведениям классицистической историографии, а сам Вольтер - историк демонстративно противопоставлял свой метод исследования метод предыдущего времени - эпохи барокко, представители которого объясняли совпадение исторических событий вмешательством высшей трансцендентной силы - Бога. Написанию труда предшествовала длительная и серьезная работа с многочисленными документами и источниками.

Французском просвітнику представлялась близкой точка зрения, что история - это результат конкретной человеческой деятельности, скрещение разных интересов, стремлений и желаний. Ведущий настроение этого произведения, в котором чрезвычайно ощутимый литературно-описательный элемент, вполне просветительский - с позиций просветительского гуманизма и общественного прогресса подать «урок монархам». Вольтер противопоставлял Карла XII и Петра i, которые представляли собой два разных типа государственных деятелей - короля-завоевателя, которого осуждал историк, и монарха - строителя, что пытался создать крепкую страну и сделать ее цивилизованной.

В четвертой главе Вольтер обратился непосредственно к истории Украины, которая выдавала ему богатой и плодородной страной, ставшей жертвой внешней экспансии, прежде всего со стороны Речи Посполитой, под властью которой находилась большая часть Правобережной Украины. В просветительском духе здесь оценила борьба украинского казачества за свое национальное самоопределение и свободу. Однако, весь трагизм этой борьбы заключался в том, что на смену посполитому владарюванню пришел жестокий протекторат московского царя. Поэтому не удивительно, что в произведении ощутимы симпатии к Мазепе и к его союза с Карлом XII, поскольку украинский гетман, по мнению историка, пытался противостоять полному подчинению и подчинению Украины царскому правительству. Цель Мазепы заключалась в попытке создать в Украине независимое в политическом и административном плане королевство. Большая часть казацких вожаков не поддержали освободительных соревнований Мазепы и воевали против шведов на стороне русского войска.

Чрезвычайно интересно Вольтер змальовав запорожских казаков, которые поразили его образом жизни, мужеством, силой и отвагой. Для него они - «удивительный народ» на земле, который жил по демократическим законам и более всего ценил собственную свободу. Однако, здесь же историк отмечал, что казаки склонны к разбою и сравнивал их с флибустьерами.

«История Карла XII» написана со значительной долей интереса и симпатии к Украине, а Петр еще не толкуется как «просвещенный монарх». Правда, в дальнейшем взгляд историка несколько изменится. Так, в более поздней исторической работе «История России при Петре Великом» (1763), которая была написана по заказу российского правительства, Вольтер, отвергая принципы объективности и исторической правды, оправдывал репресійні действия Петра относительно Украины. Поступки Мазепы оценивался необъективно, в негативном свете встал казачество. Вместе Петр изображался как идеал «просвещенного монарха» - ошибочная точка зрения, которую разделяли, кстати, такие просветители, как Монтескье.

Непосредственное знакомство с произведениями Вольтера в Украине приходилось на конец

XVIII - начало XIX века. В настоящее время в Украине возникли очаги новой просветительской политической, философской и исторической мысли, в частности на Черниговщине был известен кружок Я. Козельского, где популяризировались произведения французских просветителей и в частности Вольтера. Также в Харьковской губернии - кружок О. Палицына, где изучали и переводили не только Вольтера, но и Монтескье, Руссо. Хорошо знакомы с произведениями французского просветителя были И. Рижський, И. Вернет, П. Белецкий-Носенко, И. Котляревский и др.

Вольтера упоминало на первых страницах украинских журналов «Украинский вестник» и «Украинский журнал», где его расценивали как одного из самых ярких просветителей, который способствовал распространению идеологии Просвещения на территории европейских стран, в том числе и славянских. Активно заявляет о себе тенденция применять основные положения эстетики Вольтера к практике украинской литературы.

Можно сказать, что связи Вольтера с Украиной не имели единоличного характера, поскольку интерес выдающегося просветителя к бурной и противоречивой истории украинцев дополнялся и встречным интересом украинцев к нему. Просветительский тип художественного сознания прочно утверждался в украинской литературе начала XIX века, важную роль в этом процессе сыграли идеи многих представителей французского Просвещения, в том числе Вольтера.

Глубиной философских размышлений проникнута и лирика Вольтера. Для примера предлагаем поэзию «Прощание с жизнью»:

 

Прощайте, я иду в крае,

Откуда нет поворота.

Прощайте, друзья вы мои,

Вам не доставлю я более хлопот.

Забудьте, враги, бои,

Радуйтесь, сколько вам охота.

Но пройдет недолгое время,

И исчезнете вы скоро,

Как исчезли в Полете ваши произведения,

И враг покепкує из вас.

 

Сыграв роль свою мелкую

На славной сцене мировой,

Мы с ней сходим помаленьку

Под свист толпы и без надежд.

Умирает каждый на этом свете,

Значительный не имел бы сан:

Архиепископ, куртизан,

Вельможи весьма гордые.

Зря в пишнім бархате

Різничий с колокольчиком спешит,

 

Чтобы вечную славу одспівати;

Зря кюре в эту скорбную минуту

Идет нашу душу исповедовать;

Толпу это все только смешит.

Она еще с день поговорил,

Вся твоя жизнь вспомнит

И все забудет вскользь.

Так время всегда этот фарс кончает.

Чистилище или небытие -

одно сміховище бескрайнее.

 

Чудное неизвестное чувство,

Что, как бабочка, вознеслось,

Куда летит без возврата

В таинственное небытие, -

Скажи мне, откуда взялось?

Кто из смертных может з'ясувать,

Что в конце случится с тобой?

Лучше всего людям для спокойствия

Неведомым жить и помирать.

(Перевод М. Терещенко)