ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В. ВОЛЬТЕР, Д. ДИДРО
3. Многогранность взглядов Д. Дидро, их отзвук в творчестве французского просветителя.
Философские повести «Племянник Рамо», «Жак-фаталист»
Имя Дени Дидро навсегда слилось с самой сутью XVIII века, которое осталось в истории человечества как эпоха Просвещения. Председатель и идейный вождь энциклопедистов, беллетрист, драматург, теоретик искусства, просветитель и философ - материалист - вот далеко не полный перечень высоких титулов, которые по праву принадлежат Дени Дидро. Он заложил основы новых общественных идеалов и нового мироощущения накануне буржуаВНОй революции, чем и заслужил благосклонность не только современников, но и последующих поколений.
Значение фигуры Дидро для современников, прежде всего, связано с особенностью его творчества. Границы между искусством (литературой) и наукой (философией) в творчестве Дидро - энциклопедиста были условными и весьма подвижными. Все средства эпохи были покорены непримиримой борьбе с абсолютизмом, феодализмом и церковью и поэтому взаимосвязаны. Образы его романов - это способ раскрыть новый взгляд на мир, они пронизаны философской проблематикой. «Поэт должен быть философом», - утверждал Дидро. - «Ему должны быть известны пути человеческого духа, светлые и темные стороны, хорошие и плохие явления человеческого общества».
Родился Дени Дидро 5 октября 1713 года в городе Лангре (провинция Шампань) в зажиточной семье.
Отцу Дидро принадлежала мастерская по изготовлению ножей. Это ремесло в семье Дидро переходило от поколения к поколению.
Дени был старшим сыном, и в наследство от дяди ждало место церковного каноника. Восьмилетнего мальчика отдали в Лангрського иезуитского коллежа. Строгая дисциплина и свирепые нравы школьников не испугали его, он быстро научился давать отпор. В 12 лет Дени отправили в Париж, где он продолжил учебу в иезуитском колледже д'аркур.
Здесь отвращение к богословию проявилась у молодого парня более открыто. Он заинтересовался естественными науками: математикой, физикой, химией, физиологией. В конце концов, он открыто заявил, что отказывается от духовной карьеры.
Однако, юноше не подошла ни одна из социальных ролей, что их предлагал ему отец, включая и ремесло предков. Надеясь обуздать сына, отец перестал высылать ему деньги на жизнь. Однако, это не расстроило Дидро - наоборот, он погружается в свободную жизнь, и около 10 лет поддерживает жалкое существование домашними уроками и другими случайными заработками, порой голодая и одеваясь в лохмотья. Главное занятие Дидро - чтение книжек, по его собственным словам, он жалел тратить время на что-то другое. Книги были его счастьем. Прежде всего - это произведения философов: Ф. Бэкона, Р. Декарта, Спинозы, Лейбница, фундаментальные труды и новинки всех отраслей знаний и техники. В сознании Дидро соединились и слились итоги духовного развития Европы XVI - XVIII веков.
Не только наука интересовала философа. Женщины, которые всегда вызывали восхищение у писателя, занимали его ум и сердце в молодые годы. В 1743 году, в возрасте 30 лет, Дидро обвенчался с Анной Шампйон, девушкой из простой и бедной семьи. Венчание происходило тайно, а через год жена родила первую дочь, которую в честь матери философа назвали Анжеликой. После рождения дочери Дидро начал открыто изменять своей жене. Стоит отметить, что первая дочь Дидро Мария-Анжелика (после женитьбы госпожа Вандель) была первым биографом своего отца.
Семейные обязанности заставили Дидро энергично зарабатывать средства на пропитание. Он занялся систематическими переводами с английского языка. Переводит «Историю Греции», работает над переводом шеститомного медицинского словаря. А в 1748 году совершенно неожиданно, на заказ всевластного Филиппа Морепа Дидро в течение двух недель написал роман «Нескромные сокровища».
Из того, что писал Дидро, а писал он много, только часть попадала в печать. Взгляды Дидро противоречили взглядам власти - светской и духовной, вызвали ненависть и всяческие попытки наказания со стороны последних. Один из его первых произведений «Философские мысли» (1746), в котором он сдержанно высказался против аскетического подавления плоти и веры в чудеса, был сожжен рукой палача. В 1749 году Дидро написал «Письмо о слепых в назидание зрячим», в котором отразил свои атеистические взгляды и отверг любую философию, которая не опирается на чувства и противоречит здравому смыслу. Через это произведение Дидро был арестован и три месяца провел в тюрьме Венсенского замка. В тюремной камере писателя посещает Же.-Ж. Руссо. Они были единомышленниками.
Дидро был с триумфом освобожден, помогли, в первую очередь, придворные знакомства. Он регулярно посещает салон ученого барона Поля Гольбаха, где собираются самые выдающиеся люди того времени - философ Гельвеций, академик - математик д'аламбер, американский просветитель, Франклин, английский писатель Стерн. Вместе с Д'Аламбером Дидро берется за издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (35 томов, с 1751 по 1780 годы). В течение многих лет своей жизни Дидро отдает этой грандиоВНОй труда все свои духовные силы и материальные средства.
«Энциклопедия» представляет собой систематическое возведение достижений тогдашней науки, техники и производства, всех отраслей социальных знаний. Участие в ней принимали выдающиеся интеллектуальные силы тогдашней Франции: Вольтер, Монтескье, Гольбах, Гельвеций, Руссо. Новое материалистическое мировоззрение основывалось на фактах естествознания, а все существующее подпадало под рассмотрение разума - и королевский деспотизм, и церковь, и религия. Значение «Энциклопедии» выходило за пределы чисто справочного издания. В ней был осуществлен пересмотр основ человеческого бытия с позиций просветительского разума. Поэтому «Энциклопедию» справедливо называют «Библией нового времени». Не замедлили репрессии и запреты, но тома «Энциклопедии» выходили полулегально, собирая все новых подписчиков; полностью или частично они были переведены некоторыми из европейских языков.
Издание «Энциклопедии» буквальным образом превратило Дидро на нищего. Предложение Екатерины II приобрести его библиотеку, оставив ее писателю в пожизненное пользование и назначив его хранителем, стала как раз пригодится.
История взаимоотношений Екатерины II с Дидро началась с легкой руки просвещенного вельможи - князя Д. А. Голицына, который некоторое время занимал дипломатический пост в Париже. Уже со второй половины 1762 года Екатерина предложила Дидро перенести издание «Энциклопедии» в Россию. В 1765 году Дидро, за содействием Гримма и Голицына, продал Екатерине свою библиотеку и был назначен ее пожизненным смотрителем с окладом в 1000 франков в год, причем сразу же получил свое жалованье за 50 лет вперед, в размере 50 000 франков. После смерти Дидро его библиотека с большим количеством присоединенных к ней копий рукописей философа была перевезена в Петербург (в 1785 году). Однако, книги Дидро не были сохранены как особый, целостный фонд, наподобие библиотеки Вольтера, а были распределены по разным отделам библиотеки Эрмитажа, а потом потерялись в книжном фонде Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Петербурге.
В глазах французских просветителей Россия была самой прогрессивной страной, отечеством либеральных принципов. Дидро по приглашению Екатерины II приезжает в Россию. Он пробыл в Петербурге, начиная с сентября 1773 года по март 1774 года. Целью его визита было содействие дальнейшему прогрессу «просветительской монархии». Императрица встречалась с знаменитым французом почти каждый день, любеВНО общалась, покорно выслушивала советы ослабить крепостное право и т.д. и почти не отвечала на вопросы, касавшиеся тогдашней ситуации в стране (где в это время разворачивалось восстание Пугачева).
Дидро оставил Россию действительным членом Академии наук и почетным членом Академии художеств.
Вернувшись во Францию с подорванным от суровых климатических условий здоровьем, он продолжал упорно работать. В феврале 1784 года болезнь, связанная с туберкулезом, начала быстрыми темпами прогрессировать. Накануне смерти его посетил духовник из церкви святого Сульпиция и начал требовать раскаяния в еретических взглядах. Дидро отверг это предложение, считая со своей стороны покаяния бесстыдной ложью.
Дени Дидро умер 31 июля 1784 года.
В жизни Дени Дидро было много женщин. В основном эти романы не длились больше одного месяца. И только Софи, мадемуазель Волан, вошла в его жизнь, чтобы уйти из него лишь с его смертью.
Кем была Софи Волан и как она выглядела, нам не известно. Знаем мы лишь то, что когда они встретились, Дидро было 44 года, а ей чуть больше 40.
Шел 1757 год. У него были жена и дочь. У нее - одинокая жизнь женщины, которая уже никогда не познает семейного счастья и материнства. Мудрая, покорная «мадемуазель Софи» не требовала от любимого слишком много. ей нужны были лишь его письма, полные искренности мыслей и чувств.
Более 500 писем рассказывают о прекрасный роман двух влюбленных, вдоль 30 лет.
Софи так и не вышла замуж, оставаясь верной своему любимому до конца жизни. Виделись они очень редко. их отношения постоянно наталкивались на сопротивление. Кроме того, всех поражало постоянство в чувствах.
Софи умерла за 5 месяцев до смерти Дидро.
♦ Есть сведения, что портрет мадемуазель Софи Волан был нарисован неизвестным художником по просьбе Дидро на оборотной стороне титульного листа любимого им томика Горация. Как известно, Екатерина II приобрела всю личную библиотеку писателя еще в 1765 году, и эта книга, как и многие другие, потерялась где-то на полках книгохранилища.
Дени Дидро был известен и как драматург. Теория театра и драматургии была предметом пристального внимания просветителя.
Теории драматургии посвящены такие драмы Дидро: «Беседа», «Рассуждения о драматической поэзии». Эти произведения были написаны в связи с собственными драматургическими попытками писателя.
Реформа театра, задуманная Дидро, исходила прежде всего из политических задач Просвещения:
♦ простолюдин;
♦ пьесы должны были возбуждаться новые темы, новые проблемы;
♦ борьбе человека с роком, фатумом надо было, а против общественной несправедливости;
♦ показывал взаимоотношения различных слоев населения;
♦ формирование своей собственной личности;
♦ преимущество классицистической теории;
♦ разделение жанров драматургии:
1. веселая драма - предмет изображения - смешное, порочный;
2. серьезная драма - предмет изображения - обязанность человека;
3. предметы третьей были семейные неурядицы или народные катастрофы;
Дидро предложил театра «Комеди Франсез» свою первую пьесу «Побочный сын», которая была поставлена на сцене лишь 14 лет спустя (в 1771 году), потерпела поражение и была снята с репертуара. Вторая пьеса «Отец семейства» (1758) в 1761 году с успехом шла в театре.
На место высокой комедии класицистів автор хотел поставить серьезную комедию - «сльозливу комедию», драму, в центре внимания которой были бы простые люди современности и их высокие чувства.
В 1773 году Дидро написал специальную работу, посвященную анализу актерского мастерства - «Парадокс об актере». Писатель приравнивал мастерство актера к мастерству поэта, драматурга, музыканта, выступал против пренебрежительного отношения к актеру, которое господствовало в то время.
Дидро считал себя в первую очередь философом, а не писателем. Именно этим объясняется тот факт, что из всех написанных им литературных произведений он опубликовал за свою жизнь только роман в стиле рококо «Нескромные сокровища» и несколько новелл (самая известная - «Два приятеля с Бурбоны», 1773).
Славу выдающегося писателя ему принесли произведения: «Монахиня» (1760), «Жак Фаталист и его Господин» (1773), вышедшие в свет в 1776 году, и «Племянник Рамо» (1762 - 1779), который впервые вышел в немецком переводе И. В. Гете в 1805 году.
В 1773 году, вскоре после возвращения из России, Дидро закончил роман «Жак Фаталист и его хозяин», в котором проблема свободы человека была затронута более глубоко и всесторонне.
Это диалогическое повествование, что включала в себя вставные эпизоды и рассказы бытового характера. Содержащиеся в ней динамичные сцены непринужденно переходили в философские размышления, а сквозная фабула была почти не ощутима. Прием «двойного отражения» - самой жизни и мыслей о нем персонажей - покорен единственной задаче: безжалостном суда над действительностью.
Яркие картины реального мира объединены приемом «большого пути» (Жак и его безымянный Господин передвигаются от трактира до трактира).
Вершиной художественной прозы Дидро стала небольшая по объему философская повесть «Племянник Рамо».
В данном произведении отвергнут любую фабульность, даже как вспомогательный сопроводительное средство.
Герой философского диалога (именно так определяем жанр произведения) - реальная личность, племянник знаменитого композитора Рамо, Жак-Франсуа Рамо, человек, безусловно, одаренный, однако еще в большей степени нелепа и ленивая. Он без особого успеха пробовал свои силы как в музыке, так и в поэзии, однако на всю жизнь остался тем интеллигентным нищим, количество которых особенно возросло накануне революционных событий.
Образ племянника Рамо - это конкретное проявление типа людей с так называемым «разорванным сознанием», что питалась разложением и гниением старого общества. «Не следует забывать, - отмечает племянник Рамо, - что в таком изменчивом предметах, как нравы, нет ничего безусловного, существенного и вообще верного или ложного, кроме того правила, что нужно быть таким, каким приказывает быть расчет, - хорошим или дурным, мудрым или глупцом, приличным или смешным, честными или порочным. .. Когда я говорю: порочен, я прибегаю к вашему способу выражения; ведь если бы вы захотели объясниться, то, вероятно, оказалось бы, что вы называете пороком то, что я называю добродетелью, добродетелью - то, что я называю пороком».
Содержание произведения составляла оживленная беседа, которая развернулась в одном из кафе Пале-Рояля, между анонимным Философом и безымянным племянником композитора Рамо. Философ высказывался в соответствии с просветительских идей разума, добродетели. Собеседник в ответ осыпал его парадоксами, циничными и безнравственными высказываниями. Внешность Философа оставалась неизвестной читателю. Внешность Племянника Рамо чрезвычайно изменчива. Философ видел собеседника не впервые, однако каждый раз разным - его вид зависел от благосклонности богатых покровителей. Эта изменчивость внешности позволили сосредоточить внимание на том, что больше всего интересует самого Дидро, - разорванности сознания его персонажа. Рассказы, сплетни, размышления племянника Рамо представляли собой смесь возвышенного и низкого, к тому же последнее в большинстве случаев преобладает.
Ерофея Рамо известны все возможные способы существования в среде знатных и богатых людей, которые условно можно разделить на следующие этапы: сначала лесть, потом пресмыкательства и, наконец, исполнение роли шута. Наверное, осознание этого и позволяет ему страстно ненавидеть сильных мира.
Главный герой чувствовал сущность общества, в котором жил. Беспомощность нравственной позиции Философа перед циничными разоблачениями племянника Рамо - это своего рода самокритика просветительского разума, осознание его по сравнению с противоречиями и сложностями жизни.
Один из основных жизненных выводов племянника Рамо заключался в следующем: «В природе все породы животных пожирают одна другую, в обществе истребляют друг друга все сословия».
Как и большинство произведений Дидро, «Племянник Рамо» выступал маленькой энциклопедией мыслей, чувств и настроений писателя, что охватывает в сжатой, афористичной форме самые острые и самые тревожные проблемы жизни.
Роман «Монахиня» был написан в 1760 году, а опубликован значительно позже, а именно - после смерти автора, в 1796 году, в период наибольшего обострения антиклерикальной пропаганды.
Сюжет произведения несложен. Это печальные приключения молодой девушки, которую насильно, против ее воли был отправлен родителями в монастырь. Там она стала жертвой издевательств жестоких и развращенных монахинь, почувствовала удушье, аморальность монастырского уклада жизни, приводящие к душевного увечья, - и в конце концов убегала оттуда на волю в надежде начать новую жизнь. Основное в романе - острая публицистическая направленность, что достигалась изображением убедительной картины переживаний героини. Реалистично воссозданы, как в сердце тихой и покорной сначала девушки появились первые ростки сомнений, что вскоре переросли в чувства протеста и гнева, и завершились открытым бунтом против насилия над влечением к жизни, против монастырского лицемерия и религиоВНОго обмана, против предрассудков, тирании и надругательством над правом женщины на свободное, самостоятельное и радостную жизнь.
Описывая различные типы затхлого монастырского мира (монастырь Святой Марии, Лоншанський и Арпажонський монастыре,), Дидро мастерски выразил антиклерикальний и обличительный протест. Его героиня почувствовали под своими ногами прах монастырского склепа, что уже разлагался.
Роман имел двойное идейное задача - обличение религиоВНОго фанатизма и утверждение общественных прав женщины, на защиту которых писателю приходилось неоднократно выступать.
Особенности индивидуального стиля Дидро:
• энциклопедизм мышления;
• огромная внутренняя потребность включать в сферу своих мыслей все факты и явления, которые необходимо учитывать во время рождения новой прогрессивной сознания;
• создание образов заложил основ того реалистического стиля, который дал начало новой французской литературе;
• литературного творчества философско-эстетическая позиция литературного творчества;
• раскрытие нового взгляда героев - персонажей на мир; философскую проблематику.