ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В. ВОЛЬТЕР, Д. ДИДРО
1. Общая характеристика литературы Франции XVIII века
История французской просветительской литературы XVIII века - это одновременно история ее политических, философских и социальных идей, поскольку писатели-просветители были одновременно и философами, и политическими деятелями.
В течение XVIII века между Францией и Англией решался вопрос о первенстве в отношении захваченных колоний. Англия из года в год усиливала свои позиции, используя или сознательно создавая конфликты на континенте и втягивая в них Францию (война за испанское наследство, война за польское наследство, Семилетняя война 1756 - 1763 гг. и др.).
В начале века Франция потеряла ряд колоний в Америке, после Семилетней войны она вынуждена была уступить Англии Канаду, некоторыми колониями в Индии и др.
Войны ослабили Францию, нарушили внутреннюю экономическую жизнь страны. Государственная казна была опустошена. Народ жил в ужасной бедности.
Внутренняя политика французского абсолютистского правительства в XVIII веке была беспомощной, как и политика внешняя.
Государственный долг рос из года в год. Катастрофически падала в цене денежная единица. Государство неоднократно объявляла себя банкротом. А между тем двор на одни только подарки и пенсии тратил ежегодно 28 миллионов ливров. Увеличивалось коли-чество так называемых «фиктивных» должностей.
Все это ложилось на плечи крестьян и всего простого люда.
Во Франции XVIII века дворянство и духовенство охватывали два первых состояния, которые пользовались всеми привилегиями, хотя составляли лишь одну тридцатую часть населения страны. Все последние, а их насчитывалось аж 24 миллиона, относили ся к категории так называемого «третьего состояния».
Третье состояние не имел политических прав. Его представители не имели возможности занимать высшие военные и государственные должности. Правда, начиная с середины XVIII века правительство, испытывая острую нехватку денег, стал продавать должности, которые давали право получать дворянское звание. Это составило важную часть государственных доходов. Дворян, которые приобрели себе должности вместе с дворянским званием, называли «дворянами мантии»; однако, они пользовались лишь минимальными правами.
Ужасную картину народной нищеты представляла собой Франция XVIII века. В стране насчитывалось около 1,5 миллиона нищих. Крестьянство было доведено до отчаяния.
События, происходившие в стране, так или иначе были предвестниками революции.
Все общественные сословия были недовольны существующим порядком, даже господствующий класс, дворянство, которое на собственные глаза видел, как становились убогими некогда богатые знатные роды, как упадок феодальные поместья, а золотые запасы сосредоточены в руках фи-нансистів из «третьего состояния».
Революция во Франции произошла в 1789 году.
Но революционном взрывные предшествовала долгая и напряженная борьба в сфере идеологии. Оплотом феодализма была церковь. Она была жестокой со всеми, кто представлял для нее опасность. Ею всячески придушувався народный протест. Значительное влияние имел орден монахов - иезуитов. Последние открывали во Франции учебные заведения для аристократической молодежи.
Революционное движение, что пропагандировал идею прогресса, возглавили во Франции просветители (Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др.) Практически все просветители подверглись гонениям со стороны духовенства и королевской власти, а их произведения неоднократно преследовались.
Просветители доказывали ту мысль, что моральные принципы не обязательно связанные с религией и могут рассматриваться с позиций естественного разума.
Они были людьми всесторонне развитыми и проявили свои незаурядные способности в самых разных сферах. Без сомнения, все отрасли человеческих знаний были охвачены их пытливым умом, во всех сферах они сумели сказать свое новое слово.
Характерные черты французского Просвещения:
♦ в центре внимания французских просветителей была наука;
♦ они провозгласили человека творцом истории, отвергая теорию церковников о божественное провидение;
♦ утверждали необходимость перестройки человеческого общества. С этой целью нужно вооружить людей умом, просветить их и т.п.;
♦ вера в идею просветительской монархии - поставить во главе государства монарха - «философа»;
♦ теория «естественного человека». По их мнению, существовало две категории человеческой личности:
1) личность, созданная природой, которая живет по ее законам в постоянном непосредственном общении с ней;
2) личность, сформированная в обществе, полном самых страшных пороков.
♦ отсюда задача - вернуть человека к природе, к ее естественным законам;
♦ искусство должно иметь просветительские цели, обличать неправду церкви, каз-ки священников, искореняя предрассудки, религиозный фанатизм, нетерпимость, воспитывать гуманистические идеалы и т.д.;
♦ трибуной просветителей был театр;
♦ «ребенком» просветителей был жанр философского романа. Цель последнего заключалась не в том, чтобы всесторонне осветить характер человека или историческую обстановку, как это мы видим в реалистическом романе XIX века, а в подчеркнуто поучительной форме донести до читателя философские идеи автора, сделать эти идеи понятны, общедоступными;
♦ художественные образы используются писателями в качестве носителя определенных философских идей;
♦ просветители охотно использовали в своих произведениях фантастические элементы, вымысел и т.п.;
♦ главное достоинство прозы - точность и понятность языка писателя.